Политическая теория Полибия

Полибий (около 201-120 гг. до н.э.) – знаменитый греческий историк, политик, дипломат. После одной из побед римлян он был взят заложником в Рим, прожил там почти 16 лет, был принят в высшем Римском обществе, сошелся с видными политическими деятелями Рима. Принимал участие в военных походах римлян, выступал в качестве посредника между Римом и покоренной Греции, таким образом участвовал в политической реорганизации Греции. Он является автором Всеобщей истории в 40 книгах.

Его философские воззрения основывались на теории циклизма (теория круговорота явлений). В соответствии с данной теорией любое явление (будь то отдельный человек или государство) развивается в соответствии с порядком природы и в своем развитии всегда проходит одни и те же этапы: зарождение, расцвет и упадка. Данный труд Полибий посвятил выяснению того, как Риму удалось превратиться за столь малый срок (50 лет) в мировую державу. Все победы, успехи Полибий объясняет совершенством государственного строя, благодаря которому Рим оказался наиболее приспособленным к мировому владычеству.

Полибий выделяет 6 форм правления (3 правильных и 3 извращенных):

1. Царство

2. Аристократия

3. Демократия

4. Тирания

5. Олигархия

6. Охлократия

Первые 3 отличаются количественно, а вторые 3 – качественно.

Каждая из правильных форм сама собой переходит в соответствующую извращенную форму. Все они сменяются одна другой по естественному закону человеческой природы. Происходит это так: изначально люди жили наподобие животных – стадами. Ими предводительствовал сильнейший, за которым остальные следовали добровольно; мерой власти вождя была физическая сила. Способ управления в этом сообществе – единовластие (но это еще не царство – нет государства). С течением времени в сообществе происходят перемены, появляются понятия «долга», «справедливости», появляются отношения, опирающиеся на общую власть, правосудие, господство отваги и силы, единовластие само собой превращается в царство. Сначала цари правили благодетельно для поданных, не встречая сопротивления, не подвергаясь злословью, зависти, но позднее они стали присваивать себе привилегии, стали отличать себя от народа, придаваться наслаждениям и стали угнетать подвластным.

Царство само собой превратилось в тиранию. Тогда значительнейшие граждане восстали против правителей и низвергли их. Возмущение исходило именно от благородных, гордых, отважных людей (те, кто не могли терпеть излишества). Народ охотно подчинился новым вождям и установилась аристократия. Но когда поколение освободителей сменилось другим, воспитанным в роскоши и богатстве, аристократия выродилась в олигархию. Переход произошел очень быстро и занял время жизни одного поколения. Тогда народ восстал уже против правителей, и не доверяя уже никаким вождям сохранил власть за собой, установилась демократия. Пока живы были люди умеренные, которые помня гнет, сдерживали толпу, все шло своим чередом, но когда привычка повела к всеобщему разгулу страстей, анархии, демократия превратилась в охлократию. Этот переход занимает жизнь 3 поколений. Происходит произвол безумной толпы, господство черни. Это не только последняя из форм государственного правления, но вместе с тем и возвращение к исходному началу. Затем начинается новый цикл.

Каждая из правильных форм в себе самой носит зародыш собственной гибели, так как человек по своей природе склонен употреблять во зло свою свободу и свою власть. Когда нет ничего, что сдерживало бы его волю. Отсюда несравненно лучше всех чистых форм представляется Полибию образ правления смешанной из трех простых: царства, аристократии и демократии и соединяющая вместе их преимущества. Здесь власть разделена между несколькими субъектами, каждая из которых сдерживается другими. Цари не злоупотребляют, опасаясь власти народа. Последние не выступают, опасаясь вельмож, которые сдерживают и являются серединой, не допускающей преобладание какой-либо из групп. Это стабилизатор.

В качестве примера можно назвать Спарту. В Спарте такая безупречная форма правления была установлена Лифургом. Лифург установил форму правления не простую, единообразную, но установил смешанную из них.

Римляне в устранении государства достигли той же цели, что и Лифург. Аристократическое начало – Сенат, демократическое – народные собрания (комиции), монархический элемент – консулы.

Распределение властей проведено настолько равномерно и умело, что никто не может указать, какая из властей преобладает и определяется он в совокупности. Идеал формы правления, содержащий механизм сдержек и противовесов, обеспечивающих устойчивость власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: