ППУ в Западной Европе в Средние века

Философская мысль в Средние века не могла иметь самостоятельного развития, так как господство религиозного начала этого не допускало. Все вопросы относились к области веры, независимое суждение не допускалось, философия была служанкой религии. Исследования производились в очерченных границах, самое достоверное знание – Священное Писание.

Цель схоластики (средневековой науки) состояла в том, чтобы подчинить богословским начала философской системы античности. Авторитетами в области философии для них были Платон и особенно Аристотель. Но подчиняться слепо этим учениям они не могли, так как многое противоречило христианским идеям.

Наиболее типичным представителем схоластиков Средневековья был Фома Аквинский.

Учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский (1225-1274гг.) – сын графа Аквинского. Философ и теолог, получивший образование в неополитанском университете, продолживший его в Парижском, Кельнском университетах был прозван «универсальным доктором» за эрудицию, был причислен к Лику Святых. Католическая церковь его учения признавала единственно истинной философией католицизма.

Наиболее значительным его трудом является сочинение «Богословская сума» или «Сума теологии», которое содержит в том числе и учение о праве и государстве. Фома различал двоякого рода законычеловеческий и божественный. Но так как каждый из них в свою очередь разделяется на естественный и положительный, то вытекает 4 вида законов:

Вечный

Это сам божественный разум, правящий миром. Отражается и в явлениях природы, как их необходимый порядок и в душе человека в форме естественных наклонностей.

Естественный

Отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало этого закона заключается в том, что надо делать добро и избегать зла. Из этого исходят все прочие нормы этого закона. То есть этот закон является законом нравственности, устанавливает нормы морали. По естественному закону предписывается как должно вести себя, указываются те действия, которые добродетельны. По несовершенству человеческой природы одних добродетелей мало для установления порядка, нужна еще и дисциплина – для этого и устанавливается человеческий закон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: