Божественный

Содержится в Библии (Божественном откровении). Он необходим потому что человеческий закон бессилен в полной мере устранить зло и потому, что мнение людей о правом и неправом, о справедливом и несправедливом могут расходиться и требуют высшего руководства. Библия учит, какой образ жизни Бог считает для людей правильными. Таким образом, этот закон призван исправлять несовершенство закона человеческого.

Первые 3 образуют иерархию.

Фома излагает свой взгляд на лучшее устройство государственной власти. «Надо, чтобы все имели какое-либо участие в верховной власти, ибо этим сохраняется доля народа в управлении, и при том, все такое управление любят и берегут. Поэтому совершенным устройством является такое, где на вершине стоит единый монарх, правящий на основании добродетели, ниже – несколько вельмож также добродетельных, и между тем эта власть принадлежит всем либо потому что правители избираются из всех либо потому что они избираются всеми».

Именно такое правление (смешанное из монархии, аристократии и демократии) было установлено у евреев законом Божьим. Моисей и его приемники властвовали как монархи, старейшины избирались по добродетели, демократическое начало состояло в том, что они брались из всего народа.

Иное учение о светской власти находим мы в трактате Фомы Аквинского «О правлении князей». Следуя Аристотелю он различает 3 правильные формы (полития, монархия, охлократия) и 3 искаженные (тирания, олигархия и демократия), но вопрос о преимуществе форм решает иначе.

Фома отдает предпочтение монархии, вместо Аристотелевской политии. На преимущество монархии указывает сама природа, которая установила одно правящее начало (в теле – сердце, в душе – разум, в улье – одна царица). Те страны, в которых нет единого правителя одолеваемы раздорами, тогда как, напротив, возглавляемые монархами наслаждаются миром и процветают.

Главная добродетель для Фомы – порядок подчинения низших высшим. По естественному праву, установленному в природе, низшее повинуется высшему.

Должны ли христиане повиноваться светским властям? Вера Христа не освобождает от повиновения светской власти, но должно ли это повиновение быть безусловным? Повиноваться властям нужно постольку, поскольку они от Бога, сущность государственной власти установлена Богом. Но власть может быть и не от Бога:

1) По неправильному приобретению

Когда достигается путем насилия, подкупа

2) По злоупотреблению властью

Когда носители власти используют ее неправильно

Фома различает 3 измерения власти: сущность, происхождение, использование. По своей сущности власть безусловно от Бога, но происхождение и использование может быть отнюдь не божественными. Церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и неправильным ее использовании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: