Политико-правовая идеология раннего коммунизма. «Утопия» Томаса Мора и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы

Мор и Кампанелла – основные идейные лидеры раннего коммунизма.

Родоначальником утопического социализма является Томас Мор. Родился в 1478 году и 1535 годы. Его отец и его оба деда были связаны с юриспруденцией. В 14 лет поступил в Оксфордский университет. В 26 лет стал членом парламента. Прославился, как человек высокого гражданского долга; одновременно вызвал ненависть короля. Впоследствии благодаря способностям был назначен королевским советником, затем спикером палаты общин и в 1529 году назначен лордом-канцлером. Первое после короля лицо. Та реформация, которую возглавил Лютер, Томас не сочувствовал.

Томас поссорился с Папой, потому что последний не давал согласия на развод с нынешней женой. Он подал в отставку, особенно эти отношения обострились после того, как Томас Мор отказался присутствовать на коронации.

Дочь от брака с Анной Болией (красавица) Елизавета стала законной престолонаследницей.

Самый образованный человек тогдашней Европы, Светоч знаний, просветитель Европы, человек который удостоился степени доктора богословия. За честь его принимать боролись все страны. Этот человек написал самую читаемую книгу Европы «Похвала глупости» («Похвальное слово глупости») Разм Ратердамский.

«Утопия»

Сочинение написано в виде беседы между автором, его приятелем (Петр Эгидий) и путешественником по имени Рафаил Гитлодей (в его устах мысли автора).

Вот такая литературная форма избрана не случайно. Это была литературная мода. Путешественник рассказывает об острове Утопия, где он был по воле судьбы.

Сочинение состоит из 2 книг. В 1 книге речь идет о том, что представляют собой политические и социальные порядки современных европейских государств (прежде всего об Англии). Устами Гитлодея автор говорит о безжалостной эксплуатации народа, в качестве особого зла Мор указывает на огромное количество знати, живущей праздно, стригущих до живого мяса простой народ. Здесь говорится о бедствиях народа, об отземеливании, Государства представляются ничем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных интересах.

Господство частной собственности – главная причина общественных зол и бед. Чтобы доказать возможность существования общества, вовсе не знающей собственности, Мор во 2 книге своего сочинения вкладывает в уста Гитлодея вкладывает рассказ об Утопии (месте, которого нет).

Располагается близ берегов Америки. На острове 54 года (как в Англии того времени). В государстве установлен полный коммунизм. Первая задача, которая стояла перед Мором – показать, как может быть организовано общественное производство в условиях отсутствия частной собственности. Эту задачу он решил оригинально.

Основная хозяйственная ячейка – семья. Каждое семейство в городе – от 10 до 16 взрослых. Деревенская семья – 40 человек. Каждая городская семья занимается одним видом ремесленной деятельности. Дети, желающие заниматься другим ремеслом, переходят в другую семью. Признак семьи – не кровные родство, а ремесленничество. Вокруг каждого города лежат поля, предназначенные для горожан, которые по очереди занимаются их обработкой. Ежегодно часть жителей переселяются на эти поля, уступая свои места тем, которые в свою очередь после 2 лет работы на земле возвращаются в город.

Выработанные продукты все относят в общий …, откуда каждый гражданин получает все необходимое (столько, сколько надо). Форма распределения – по потребности. В общее пользование поступают и съестные припасы, которые поступают для общих трапез. Не возбраняется готовить обеды и ужины самим, но никто этого не делает.

Условие распределения такого – изобилие. Только при изобилии можно это делать. Изобилие является гарантированным при 6-часовом рабочем дне, если учесть, что ему была чужда мысль о техническом прогрессе. Это изобилие Томас обосновывает тем, что нет праздных людей (богачей, монахов, воинов, здоровых и ничего не делающих нищих, женщины работают также как и мужчины), т.е. нет паразитических элементов. От физического труда освобождаются только должностные лица республики, а также лица, призванные по своим способностям, пригодными для литературной и научной работы.

6 часовой ежедневной работы совершенно достаточно для удовлетворения нужд, так как и самих нужд гораздо меньше, нет пустых прихотей и мнимых потребностей, на удовлетворение которых тратится много времени, сил и средств.

Все носят одинаковую скромную одежду. Каждый довольствуется одним платьем в течение 2 лет. Во время работы они прикрываются шкурами, которых хватает на 7 лет. Дома не перестраиваются постоянно. Утопийцы меняют их каждые 10 лет по жребию. Дома при этом без замков.

Золото и серебро хранятся на случай внешних войн, а в мирное время делают массивные цепи для рабов, кольца, обручу для лиц, опозоривших себя.

Из золота изготавливаются сосуды для самых грязных надобностей. Драгоценные камни – игрушки для малолетних детей. Так что вещей действительно нужных – всегда изобилие. Это изобилие всегда продается за границу, а взамен приобретается золото и серебро на случай войны. Таким образом, нет ни одного нуждающегося.

Утопийцы не допускают общности жен. Браки строго соблюдаются. Если мужчина, женщина до супружества наказываются и им запрещается вступать в брак. Такая строгость необходима для удержания людей от беспорядочного сожительства.

Развод допускается в исключительных случаях – прелюбодеяние или нестерпимо тяжелый характер одного из супругов. Допускается также и развод по обоюдному желанию, но в порядке исключения. Тот, по чьей вине произошел развод, лишается права вступать в него повторно. Оскорбители брака караются тягчайшим рабством.

Так решается вопрос тяжелых и неприятных работ, которые никто не хочет делать. В утопии есть люди, которые берут эту работу на себя как вид служения обществу. Таких людей недостаточно, поэтому в итоге и появляется такая социальная категория как рабы.

Рабами в Утопии являются те лица, которые были осуждены за преступления к пожизненным принудительным работам, а также те лица, которые были выкуплены у других народов, которые были приговорены к смертной казне, а также военнопленные, взятые с оружием в руках. Рабство не является наследственным.

Чужая помощь нужна утопийцам на войне. Воинов принимают для собственной защиты, для отмщения обид или избавления других народов от тирании. Поступают в войско только желающие. Могут использоваться и наемники. Войну ведут больше хитростью, нежели силой. Хвастают не кровавыми победами, а удачей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: