Политико-правовое учение Томаса Гоббса

В Англии первым философом, который из чистых начал развил полное учение и систематизировал его в государстве. 1588-1679 гг. – годы жизни Гоббса.

Любви к древним языкам его приучил его отец – приходской священник. В 15 лет поступил в Оксфордский университет. Много путешествовал, на материке познакомился со многими выдающимися людьми того времени – в частности с Галилеем. Был учителем математики у сына Карла I (короля). Его метод можно определить как механистический материализм. Сложились эти воззрения Гоббса и под влиянием Галилея. Большую роль в его становлении сыграло знакомство с элементами Эвклида и теорией Коперника. Гоббс мыслитель-материалист. Богословие как учение о вечном наукой не является, так как наука своей задачей имеет только объяснение причин и явлений. Отсюда богословие нельзя наукой назвать. Бог непознаваем, стало быть это не предмет науки, а объект веры.

Всю реальность Гоббс сводил к телам, свойства тел к движениям, рассмотрение которых вполне исчерпывается математическими вычислениями.

Борьба стюартов с парламентом вызвала в Англии самые разнообразные политические учения – как в жизни, так и в литературе. Гоббс выступил врагом революции. Он хотел на твердых основаниях естественного закона утвердить права верховной власти против сбунтовавшихся подданных. Главные его сочинения – «Трактат о гражданине» 1682 года и «Левиафан» (морское чудовище какое-то). Оба эти сочинения были включены в индекс запрещенных книг. Гоббса обычно любят изображать в дореволюционных учебниках как безусловного приверженца монархического начала. Но когда мы начинаем знакомить с судьбой его идей, возникает ряд вопросов, которые заставляют его усомниться в положениях.

Почему когда вышел в свет Левиафан Гоббс лишился окружения короля? Почему окружение короля запретило ему обсуждать с наследным принцем политические вопросы с сыном, когда он учил его математике? Почему весь первый тираж был изъят весь?

Гоббс отталкивается в своем политическом учении от естественного состояния. Автор отправляется от мысли, что основу человеческой природы составляют эгоистические стремления, он отвергает убеждения тех, которые называют человека существом общежительным. Он полагает, что сущностью человека являются присущие ему самолюбивые учения. Человек ищет собственного блага, собственной пользы. Люди соединяются с другими не ради самого общения, а ради выгод, которые они могут извлечь для себя. Человек - человеку волк.

Для Гоббса при всех симпатиях к монархическому абсолютизму важнее был государственный абсолютизм вообще. В его теории безусловного верховенства власти скорее проявлялось стремление к гражданскому порядку, чем преданность изгнанной династии. Монархический абсолютизм он считал более полно выполняющим, но он не отвергал равномерности других форм правления. Он не оправдывал абсолютную власть не только короля, но и любого иного носителя ее.

Защита монархической идеи является более продуктом научной логики, нежели монархических чувств. Его можно считать главным основателем английского опыта.

Сторонников королевской власти, не принявших Гоббса в свои ряды (роялисты), также не устраивали и другие вещи. Идея равенства людей, которую высказывал Гоббс.

Роялисты с недоверием относились к материализму Гоббса и, главным образом, его способ защиты монархии. Сами они пытались опереться на догматы религии – идея о божественном установлении власти на земле. Так делал Фильмен, которого роялисты признавали своим идеологом.

Монархистам старой закалки было чуждо, непонятно и опасным видение Гоббса. Возвеличивание государства у Гоббса было следствие того светского рационалистического духа, которым проникнуто все его учение, вся его философия. Он по своему стремлению человек новой эпохи. Гоббс высказывал смелые, оригинальные идеи. Она была причиной той оппозиции, которую он встретил на своем жизненном пути в большом количестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: