Политико-правовая идеология индепендентов, левеллеров и диггеров

Реформация в Англии, проведенная в 16 веке сверху (королями) и установившая в стране англиканство оставалась незавершенной. Царствование Генриха VIII выразилось лишь в том, что монастыри были ограблены. Сопоставляя эти события с тем поводом, который послужил скандалом. Но это лишь повод, причины глубже. Это говорит о слабостях связи короны и религии.

В 1534 году объявил король себя главой английской церкви. Новая церковь не так далеко ушла от католической. Она была столь же дорогостоящей. Она владела обширными угодиями. Она действовала на чувства верующих скорее внешними способами. Это скорее был католицизм без папы, чем истинный протестантизм.

Если эта официальная церковь держалась на почве протестантизма и католицизма, то народное сознание становилось более протестантским. Английскому народу больше подходил Кальвинизм, получивший здесь название пуританизм (чистый), так как предполагалось очищение реформированной церкви от остатков католицизма. Пуританизм поощрял расчетливость, трудолюбие, упорство. Свой долг перед Богом они видели в труде и предпринимательстве. Один из самых тяжких грехов – попусту тратить время. Можно вспомнить слова Монтескье. Англичане превзошли другие народы благодаря пуританизму в 3 качествах: набожности, торговле и свободе. Человек обязан всем напряжением своих сил служить Богу. Названия их книг – Одухотворенный Ткач, Одухотворенное мореходчество, Гидротеология, Христианское судоходство. Если говорить о нравственной пропаганде пуритан следует отметить, что она была направлена против распущенности, расточительности, поощрялась бережливость, трезвость (вобщем, аскетичность).

Эти изменения в религиозных настроениях масс произвели глубокие перемены в области политики. Пуританизм стал выражением политической оппозиции абсолютизму. На основе пуританизма сложились взгляды лидеров оппозиционных партий. Страстная пропаганда пуританских идей поднимала массы на борьбу с королем, который воспринимался как глава враждебной церкви.

Если говорить о более отдаленных перспективах, то надо сказать, что пуритане, гонимые Яковом, начали переселяться в Америку, положив начало будущим США. Пуританских дух создал для мира важнейшие документы того времени – декларация прав и свободы человека и гражданина была списаны с американской Декларации о независимости, а она была написана пуританами. Пуританизм не представляет собой единого социального и религиозного движения. Еще до революции в Англии в рамках пуританизма выделились 2 крупных течения: пресвитериане и индепенденты, которые в ходе революции приобрели окрас политических партий.

Пресвитериане – самое ортодоксальное направление. Его идеологи стояли на почве компромисса с королем. Индепенденты – более радикальное крыло.

Другое название индепендентов – браунисты либо конгрегационалисты, так как они выступали за полную автономию и самоуправляемость общины верующих (конгрегацию). Они отстаивали принцип неограниченной и неотчуждаемой религиозной свободы, но в рамках протестантизма. Первоначально к ним примыкали самые широкие круги оппозиции, но в ходе революции от них откололась партия левеллеров, а название индепендентов осталось у тех, кто был более умеренным. Их вполне устраивал тот режим, который сменил правление Карла I. В их среде было немало решительных республиканцев.

Прежде всего, нужно назвать Джона Мильтона. Родился он в 1608 году, а умер в 1674 году. Первая половина его жизни складывалась очень удачно для него. Родился в семье лондонского нотариуса. Окончил кэмбридж. Получил степень магистра искусств. По окончанию университета 5 лет провел у родителей без определенного рода занятий (самообразование). Потом путешествие по Италии, Франции. В период парламентского правления он находился в самой гуще событий – на службе короля. В это время вышли его самые смелые, острые труды.

Вторая половина жизни отмечена явлениями прямо противоположными, здесь и невзгоды и страдания и немощь. Потом он ослеп (1672 года). Реставрация Стюартов принесла ему полное разорение. О нем забыли. Жил в полной духовной изоляции. Он бедствовал, голодал, творил.

В своих сочинениях Мильтон выступает как поэт по натуре, как идеалист, душа которого настроена на очень высокий лад.

Актом парламент от 17 марта 1649 года королевская власть была отменена как ненужная, обременительная. 19 марта провозглашена республика.

Работы, которые он написал: «Защита английского народа против Салмазия»; «Вторая защита английского народа против анонимного памфлета»; «О державе королей и сановников»; «О гражданской власти в духовных делах»; «Ареопагитика».

Салмазий выступил против республики, Мильтон начала писать эту работу в это время.

«О державе королей и сановников»

Он исходит из того, что все рождают свободными и равными. Сначала люди жили по полной воле, пока не завелись у них раздоры и насилие, тогда сознавая, что подобное состояние должно вести их к гибели они должны общим союзом охранять друг друга, и нашли необходимым найти их власть, которые силой и наказанием обуздывала нарушителей мира.

Люди вверили эту власть для удобства одному или немногим лицам, на кого более всего полагались людям. Так и произошли короли и сановники. Власть последних является чисто производной, т.е. эта власть королям и сановникам дана не как господам, а как поверенным (уполномоченным). Источник ее всегда остается в народе. Отсюда следует, что:

1) За королем нельзя признавать такого же наследственного права на престол, какой принадлежит отдельным лицам на их собственность

2) Утверждать, что короли своим отчетом обязаны только Богу, значит подрывать основы всякого правительства

3) Так как короли и сановники держат свою власть от народа и для его пользы, то народ может, когда захочет избрать правителя или низложить его.

Тем более народ может свергнуть с себя иго тирана. Английский король имеет столько же права, сколько властный король иметь вообще.

Салмазий в своем произведении «Королевская защита» утверждал, что монархи получили власть от Бога, и потому никто из людей не может ее ограничивать и разрушать. Казнь Карла – есть оскорбление божества и попирание религии, ниспровержение самих основ государственности. Он указывает, что верховная власть не может принадлежать королю, так как она действует по поручению народа. Истинная верховная власть всегда лежит в народе. Монархи точно также подчинены закону как и все другие, т.е. это теория народного суверенитета.

В отличие от Гоббсаъ Мильтон считает, что власть не только изначально принадлежит народу, но и всегда за ним остается и только так народ может оградить себя от произвола и вверяя власть правителям единственно как исполнителям. В силу этого одна лишь республика может считаться правомерной. Такой идеал он находит вполне осуществленным в республиканском строе с протектором Кромвелем.

Его трактат о гражданской власти в духовных делах посвящен вопросу о правах совести. Мильтон требует отменить всякие преследования за веру, как противные протестантским правилам и требует полного отделения церкви от государства.

Христос отверг внешнюю силу именно для того, чтобы показать, что можно властвовать над всеми и силой духа. Те, кто прибегают к принуждению – слабы духом.

Мильтон отстаивает свободу слова в произведении «Ареопагитика»

Людей нельзя держать в вечном младенчестве, человек должен сам заботиться о своем развитии. Этим в человеке порождается лень и апатия. Цензура была изобретена врагами истины. Устанавливая цензуру мы устанавливаем и утверждаем истину в силе. Истина всегда восторжествует сама по себе. Ей не нужны посторонняя помощь и поддержка, а особенно в лице цензуры.

Джеймс Гаррингтон (1611-16..). Много путешествовал. В годы гражданской войны принял сторону парламента. По началу он верил в возможность превращения монархии Стюартов из феодальной в буржуазную. Мирным путем добивался мирного разрешения конфликта между королем и парламента.

Гаррингтон расположил свой политический идеал в «Республике Океании». Т.е. он стоит на республике, но не демократической. Правильная республика немыслима без хорошей аристократии. Только высшие классы имеют время и средства для занятия государственными делами. Политическое преобладание должно существовать с началами равенства. Аристократия должна быть открытой и не быть замкнутой кастой. В ней должен быть произведен принцип периодической смены должностных лиц. Народ должен быть допущен к управлению политическими делами, но не для обсуждения, а для окончательного решения относительно их принятия или непринятия. Такой строй должен принести Англии долгожданный мир и спокойствие. Но не этим интересно произведение. А тем, что Гаррингтон впервые обратил внимание на отношение государственной власти к собственности. В основе лежит мысль о том, что собственность создает власть, эти 2 явления связаны как фундамент и здание. Главный вид богатства – земля. В зависимости от земельной собственности Гаррингтон ставит соотношение баланса властей. Гаррингтон доказывает зависимость государственных форм от соответствующего распределения земельной собственности в государстве между монархом, знатью и народом.

От учения Мильтона взгляды Гаррингтона отличает то, что народ не имел никаких естественных прав и никакой суверенной власти. Народ – низшее сословие и не может создать полноценное государство без аристократии. Для создания государства никакого согласия народа не требовалось. Государство возникло не из общественного договора, а естественным путем как следствие распределения собственности.

Интересы мелких собственников выражала партия левеллеров, образовавшихся из крыла гиндепендентов. Они были родоначальниками английского радикализма. У них мы находим запас идей 18 века. Французы в этом отношении следовали за англичанами. Исходным пунктом левеллерства было требование религиозной свободы (освободить совесть от всяких внешних стеснений и положить свободу в основу). Они более последовательно, нежели все другие партии проводили ту мысль, что свобода совести есть та неприкосновенная святыня, на которую не могут наложить руку ни король, ни парламент, ни какое бы иное правительство. Возглавлял эту партию Джон Лильберн. Он родился в 1614 году и умер в 1657. Принадлежал к нетитулованному дворянству, воспитывался в пуританской семье, это был страстный борец за республику, свободу, равноправие, он был любимейшим вождем, получил кликуху – «Честный Джон».

Стремление к свободе и справедливости заставляло его бороться сначала против абсолютизма, затем против парламента и против самого Кромвеля (он его называл тираном, узурпатором и лицемером). Его часто бросали за решетку, его изгоняли из страны, разлучали с семьей.

Взгляды Лильберна не получили какого-то систематизированного изложения, так как он был больше практик, чем теоретик; он был прирожденным лидером, агитатором, вождем. Поэтому нет теоритических руководств. Среди его работ особенно радикальными являются «Основные законы и вольности Англии» и «Соглашение свободных жителей Англии насчет мер установления мира».

Первое, что содержится в политической программе Лильберна – принцип неотчуждаемости народного суверенитета и неотчуждаемости прав личности. К прирожденным правам они относили:

1) Свободу совести

2) Свободу слова

3) Свободу печати

4) Свободу от произвольных арестов

5) Свободу промышленной и торговой деятельности

Из свободы личности они выводили право граждан самим определять свое отношение к службе и требование никакого не принуждать к ее несению. Эти права граждан объявлялись неотъемлемыми, и никакая власть, никакое законодательное собрание не может на них посягать.

Право частной собственности они не считали прирожденным, но отстаивали возможность беспрепятственно пользоваться своей собственностью как основное проявление свободы. С этой точки зрения они осуждали диггеров, которые считали себя истинными левеллерами и решительно возражали против уравнивания состояний.

«Парламент не имеет права уравнивать состояния людей или делать все вещи общими; последнее возможно лишь с согласия всех»

Идея равенства, которую производили левеллеры (от англ. уровень, уравнители): «Все люди были и есть от природы равны и одинаковы по своевластию, достоинству, величию и авторитету». Никто из них по природе не обладает какой-либо власти над другими и равным образом никто не может осуществлять какую-либо власть иначе, как для блага и удовольствия каждого. Левеллеры требовали ликвидации всех сословных различий и привилегий, требовали равенства всех перед законом и судом. Принцип равноправия распространялся левеллерами на пользование политическими правами, они обладали правом избрания всех граждан без имущественного ценза.

В области социально-экономической левеллеры добивались ликвидации всех феодальных повинностей, упразднения церковной десятины, введения прямого налога на имущество, выступали против монополий и привилегий, настаивали на полной свободе торговли для мелких производителей и требовали, чтобы престарелые, инвалиды и бедняки содержались за счет государства.

Взгляды Лильберна на сущность государства основывались на договорной теории. Народ является не только источником власти, но и постоянным ее носителем и всякая власть, основанная не на взаимном согласии и свободном избрании народа незаконна, может быть свергнута. Из договорной теории Лильберн выводил оправдание революции. Короля Карла он рассматривал как нарушителя первоначального договора и на этом основании делал вывод о возвращении нации в свое естественное состояние, из чего следовала необходимость заключения нового договора, именуемого народным соглашением. Выступал за республиканскую форму правления. Чтобы государственная власть не могла стать произвольной необходимо осуществление 2 требований: господство права над государством (идея правового государства) и разделение властей (задолго до Монтескье). Эти требования они зафиксировали в народном соглашении, представлявшем проект новой конституции Англии. Немедленно распустить долгий парламент, новый парламент должен был состоять только из 1 палаты.

Новый парламент, образующий законодательную власть, должен состоять только из одной палаты. Он избирался на 1 год, его члены не могут занимать государственных должностей или заниматься юридической практикой. Никто не может быть избран 2 раза подряд. Избирать должны все мужчины, достигшие 21 года, причем от равного числа избирателей должно быть равное число депутатов.

Исполнительной властью провозглашался совет, подчиненный народному представительству (с весьма ограниченными функциями), причем на время между сессиями парламента должна была назначаться особая парламентская комиссия из состава совета для надзора за действиями исполнительной власти.

Судебная власть является независимой и вручается присяжным. Создание других судов не допускается (не предусматривается). Постоянных судов нет, только суд присяжных. Судопроизводство – гласное и публичное. Требование общедоступного законодательства. «Если закон не опубликован, то нет и нарушения». Содержалось и требование ликвидации судебной волокиты, вплоть до запрета продолжать дело более 6 месяцев. Никто не может быть арестован без постановления суда и не обязан давать показания против самого себя.

Смертная казнь предусматривалась лишь за убийство и попытку силой уничтожить народное соглашение. Провозглашался принцип соответствия наказания преступлению. Лильберн также стремился к тому, что уменьшить расходы на содержание государственного аппарата, чтобы правительство не обременяло народ налогами, чтобы оно было дешевым в содержании, все должностные лица должны были получать минимальные жалования.

Левеллеры проводили в своих требованиях мысль о верховенстве народа над парламентом. Народ выше парламента. Отсюда – требования, чтобы основной закон (Конституция) государства был принят не парламентом, а всеобщим голосованием народа. Парламент не имеет права отменять или изменять народное соглашение, Конституция изменяется только общенародным голосованием, парламент не имеет права изменять Конституцию. Они рассчитывали на мирное осуществление всех этих идей.

Это движение просуществовало не долго (с 1645 по 1649 годы), когда было подавлено парламентом, считавших их требования чересчур радикальными. Однако провозглашенные ими принципы не остались нереализованными, не прошли бесследно. Они стали идеями 18, 19 веков.

Т.е. они выступали за принцип неотчуждаемого народного суверенитета, неограниченной религиозной свободы, требование отделения церкви от государства, идеи неотчуждаемых прав личности, идеи общенародного голосования, идеи разделения властей и контроль парламента за деятельность государственных (исполнительных) органов и должностных лиц, подотчетность депутатов народу и требование дешевого правительства в своем содержании. Самые высшие достижения демократической мысли 17 века.

Принципы народного соглашения нашли также и в американской почве, после чего – во Франции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: