Славная Революция

После реставрации в Англии (60 год) страна вернулась к прежним порядкам (дореволюционным). Англичане ждали смерти короля, чтобы дочь уже пришла к престолу. По стране разнеслась весть о скором рождении у Якова сына, тогда решили выступить после правления Якова. Вступили в переговоры с Вильгельмом Оранским о вооруженном восстании. Вильгельм согласился без трепета и сомнений. Вильгельм вместе с армией появились у берегов Англии, хотя никаких боев, кровопролития и битв не было, поэтому и получила название Славная, а Вильгельма приняли как освободителя. Тогда Яков убежал, тем самым бросив место. В стране оформилось конституционная монархия. Книга Локка была написаны с открыто выраженным намерением утвердить престол, защитить английский народ («2 трактата о правлении» 1689 году).

Локк обращается к естественному состоянию. По Локку естественное состояние – состояние полной свободы, когда каждый может делать то, что ему угодно, но оставаться при этом в границах законов природы. Для того, чтобы природный закон не нарушался, каждому дано право наказывать обидчиков. Так как в этом состоянии нет судьи (власти) для разрешения споров между людьми, так как каждый сам наказывает нарушителей закона природы, это приводит к столкновению, к войне; чтобы избежать этого люди и основали государство. Локк основывает государство на основе договора, заключенного с согласия граждан.

Государство образуется там, где свободные люди отказываются от своего права лично (самим) защищать свое достояние и наказывать нарушителей, предоставляя это публичной власти; устанавливая в ее лице судью для решения споров и наказания обид они из естественного состояния переходят в государственное.

Локк выводит права публичной власти из естественного состояния.

У Гоббса нарисована страшная картина войны всех против всех. Лучше нести ярмо деспотизма, чем невыносимая анархия. Цель государства по Локку – не столько сохранение мира и спасение от смут, сколько спасение естественных прав, равенство и свободу, защитить личность и собственность. Если цель людей, объединившихся была такой, то Локк не может согласиться с Гоббсом, что люди передали бы власти все права, которые есть у них от природы (естественное состояние). По Локку государство получает власть для охраны прав, свобод, собственности граждан. Локк очень скупо отмеряет те права (капля по капле), которые подлежат переносу на публичную власть (передать минимум прав). Люди отказываются от свободы лишь на столько, насколько это нужно для охраны их свободы и собственности и ни на йоту больше! Люди передали не все свои права.

Поэтому произвольной власти над подданными правительство не получает. Иначе людям - променять естественное состояние на абсолютную монархию – умереть у льва во рту.

Абсолютная власть монарха совершенно не совместима с гражданским порядком. Он вовсе исключает ее из числа правильных форм, так как неограниченный правитель (монарх) по отношению к подчинённым находится в естественном состоянии.

В государстве никто не может быть изъят из подчинения закона. Государственный порядок представляется таким, в котором для всех споров о праве есть беспристрастный судья (кого бы эти споры ни касались: пусть даже самих правителей). В государстве не должно быть неподчиняющейся закону власти. Получает развитие идея правового государства. Из этих положений Локк выводит внутреннюю форму государства. В соответствии с этим назначением, государственная власть получает право издавать законы, определяющие размер наказаний за преступления (законодательная власть); получает право (власть) наказывать преступления, совершаемую членами союза (исполнительная власть); право (власть) наказывать обиды, наносимые союзу внешним врагом (союзная власть/федеративная; право войны и мира). Все эти полномочия даются для охраны граждан и их достояния.

Законодательную власть Локк называет верховной, ибо она повелевает остальными. Но при всем том, она не безгранична: она не имеет абсолютной (произвольной) власти над жизнью и имуществом поданных; она обличена лишь теми правами, которые были на нее перенесены, а в естественном состоянии ни у кого нет произвольного права на жизнь и собственность другого человека.

Законодатель не может действовать путем частных и произвольных решений, он должен (может) управлять на основании постоянных обязательных законов одинаковых для всех. Верховная власть не может (не имеет право) взять у кого бы то ни было даже часть его собственности (имущества) без его согласия последнего, так как люди объединяются в государство для охраны собственности; правительство не имеет права взимать подати без согласия большинства народа или его представителей.

Законодатель не может передавать свою власть в чужие руки, который один может устанавливать законодателем (только народ может передавать власть). То, что он называет верховной властью, не является таковой, над ней возвышается другая власть, более высокая (еще более верховная) – власть самого народа. Локк стоит на точке зрения неотчуждаемого суверенитета и, признавая законодательное собрание лишь временным органом народной воли, высший надзор за ним оставляет в руках народа.

От законодательной власти Локк отличает (отделяет) исполнительную. Самому верховному законодателю он не считает возможным предоставить возможность исполнение изданных им законов, так как это было бы слишком большим искушением (соблазном) для человеческой слабости (законодатель мог бы себя изъять из подчинения законам). Ввиду этого, в благоустроенных (хорошоустроенных) государствах законодательная власть вручается собранию лиц, которые издают законы, а затем, расходясь, как и все подданные, подчиняются этим предписаниям (собственным решениям). Установленные законы требуют постоянного исполнения и применения, поэтому исполнительная власть вручается постоянно действующим органам.

Союзная власть (федеративная) – право войны и мира, право заключения союзов, договоров с другими государствами. Эта власть такэе требует постоянного применения силы государства, поэтому передается на практике тем же органам, которые осуществляют и исполнительную власть (монарху).

Так в государстве 3 власти: законодательная (верховная), исполнительная, союзная.

Высшей властью Локк называет законодательную, ей подчиняются обе другие власти. Верховный исполнитель должен действовать в рамках закона, но при этом он может действовать под именем прерогативы помимо закона. В оправдание подобного расширения полномочий власти Локк ссылается на благо народное, как основной закон государства. Король получает известные прерогативы лишь для того, чтобы способствовать благу общества в непредвиденных законодательством случаях. Пока прерогатива используется в целях общего блага, никто против нее не возражает. Но что делать, если монарх действует не во благо (злоупотреблять своим правом), а даже в ущерб? Кто в этом случае будет судьей (между исполнительной и законодательной властями) спора? Хотя народ по Конституции и не установлен верховным судьей спора, однако по закону предшествующему всяким положительным законам, он сохраняет за собой такое право - судить, если причина – браться за оружие. Когда законодательная или исполнительная власть нарушают свои полномочия – сопротивление правомерно. Правительство устанавливается для охраны естественных прав, если оно уклоняется от этой задачи, то народ возвращается в состояние первобытной свободы и получает право устанавливать новое правительство. Нарушение договора уполномочивает народ (требовать обратно свое верховное право) осуществления верховного права. Сделав такой вывод, Локк спешить устранить возможные возражения, быть может скажут, что подобное учение побуждает народ к восстанию – ложное утверждение.

Защищая право народа на восстание, Локк оправдывает совершившийся переворот, на престоле оказался Вильгельм Оранский. Книга Локка содержит теорию конституционной монархии, основанной на разделении властей и служит теоритическим обоснованием того политического строя, который утвердился в Англии в результате Славной Революции 1688 года.

Доктрину народного суверенитета и связанную с ней теорию общественного договора Локк соединил с теорией разделения властей. Локк был рожден на благо человечества. Локк – самый великий мыслитель 17 века. Все его теории и труды – божественны, основы либерализма 17 века, которые были переданы в 18 век.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: