Монтескье

1689-1755 годы жизни. Фамилию Монтескье взял лишь в 27 лет. Получил ее от дяди, который был бездетным, который передал старшему племяннику ее, свое наследство, а имя Шарль он получил от нищего. Один из тех мыслителей 18 века, которые повлияли на политическую жизнь как Франции, так и Европы в целом. Поборник гуманистических принципов, родоначальник европейского либерализма. Блестящий стилист, крупный теоретик, исследователь философских направлений. Принадлежит к одному из старинных дворянских родов.

Над светскими салонами, увлечениями наука берет вес. Персидские письма 1721 год – острая сатира на то общество, в котором он находился. Их трудно отнести под политическое произведение. Речь идет о 2 персах, которые путешествуют по Европе, а впечатлениями делятся с друзьями с помощью писем: тралят всех – короля, церковь, брак, семью и т.д. Общество благосклонно встретило эти письма.

«Рассуждения о причинах величия Рима и падение его».

«О духе законов» 1748 год, писалось более 20 лет – труд всей жизни, как говорил Монтескье. Развивает взгляды применительно к условиям 18 века.

Теория разделения властей – именно оттуда. Философский камень того времени. В своем сочинении Монтескье исходит из того, что это не произвольная установка людей, а отношение между известными явлениями, вытекающее из их природы. Эти отношения видоизменяются в соответствии с теми условиями, в которых живут люди, поэтому внутренние законы каждого государства должны быть приноровлены к тому народу, для которого они издаются. Величайшая случайность, если законы одного народа становятся законами другой.

Должны соответствовать физическим размерам страны, качеством почвы, величине и положению страны, образу жизни населения, ее религиям, богатству, свободе, степени политических прав – дух закона. Именно это было ему интересно, а не содержание законов. Исследовать взаимосвязь, закономерность этого явления. Написал 31 книгу.

Законы должны соответствовать форме правления.

По форме правления Монтескье разделяет государство на:

· Монархические

· Республиканские

o Аристократическая

o демократическая

· Деспотические

Каждая форма имеет свою природу и принцип. Природа той или иной формы – это ничто иное как совокупность признаков, отличающих эту норму от других. Вытекают основные законы из нее. Природа демократии – власть всему народу: и правитель, и подданный – народ. Народное собрание, которому принадлежит верховная власть. Законы эти должны определять способ подачи голосов: тайный / явный способ подачи голосов.

Природа аристократии – верховная власть принадлежит ограниченному числу лиц. Здесь основные законы должны обеспечивать участие народа в правлении, ибо чем меньше число граждан, исключенных из правления, тем аристократия прочнее и безопаснее. Природа монархии, где правит одно лицо, руководствующееся основными законами, состоит в существовании посредствующих властей между монархом и народом в виде привилегированных сословий и самостоятельных корпораций. Типы парламента…

Там, где исчезают привилегии для аристократов, приходит либо демократия, либо деспотия. Главная связь – дворянство.

Деспотия – где правит произвол одного лица. Ее природа ведет к тому, что правление вручается одному, так как сам властитель (деспот) сам мало заботится о государстве. Назначение такого лица – это основной закон деспотии. В разных странах по-разному. Визирь – правая рука правителя. Назначение визиря – основной закон деспотии.

От форм надо отличать принципы, которые присущи государствам. Социально-психологический фактор. Нравственное мировоззрение. Та или иная форма не может превратиться в противоположную форму. В демократии – гражданская доблесть (или добродетель), патриотизм, античные гражданские идеалы. В аристократии таким началом является умеренность, воздержание честолюбия, чтобы злоупотребление властью не выводило из себя народ. В монархии – это честь, т.е. чувство собственного достоинства, соединенного с чувствами. В деспотии – беспрекословное повиновение. Когда чувство чести теряется в обществе, то монархия превращается в деспотизм.

Законы о воспитании имеют своей целью:

· В монархии – развить чувство чести, соединенного с достоинством

· В республике – привить любовь к отечеству, законам

· В деспотии – сделать душу человека рабской

Монарх больше всего должен заботиться об обществе, если он не будет этого делать, то может столкнуться с гневом лучших своих подданных. «Приказ об избиении гугенотов».

Законы, регулирующие имущественные отношения (наследственные), то они определяются природой каждой политической формы.

В демократии: законы должны устанавливать умеренность в состоянии (нормы, запрещающие накопление наследства), повинности на богатых, облегчение бедных. Уравнивание состояния.

В аристократии две главные опасности, угрожающие этой форме правления, заключаются в неравенстве между правителями и подданными, и между правителями. Тяготы сословного правления. Вельможи не должны присваивать себе слишком тягостные привилегии для себя, быть бережливыми, а также быстро решать распри между собой для сохранения единства своего сословия.

В монархии – законы для поддержания дворянства, т.е. хранителя чести. Где нет дворянства, нет монарха, а есть только деспот. Установление майоратов и привилегий. Земельное богатство переходит в другие одни руки только по мужской линии. Сохранение сословия в целости и сохранности.

Деспотия – здесь не нужно много законов, так как здесь господствует беспредел, произвол.

Причины извращения правлений:

Извращение начал той или иной формы, отклонения от них или преувеличенное их развитие: например, демократия извращается стремлением к свободе и равенству. В нормальной демократии люди равны как граждане, а в извращенной – люди равны друг другу, начальник = подчиненный. Извращение может произойти и от изменения территории – республиканская форма может держаться только в малых государствах – малое пространство и общие интересы. Как только территория расширяется, в государстве водворяется неравенство состояний, общая выгода приносится в общую пользу, а, соответственно, в упадок. Монархия – средняя величина. Если монархия мала, то государство превращается в республику. При большой территории сановники из-за удаления от центра легко могут отклониться от повиновения власти – установление только неограниченной власти, т.е. деспотизм.

Оборонительная политика: республике угрожает опасность двоякая: если она мала, то может быть уничтожена присоединением. Монархия – внутренние причины. Союзное устройство – это решение, соединяющее большие и малые государства.

Преимущество союзного государства перед союзным государством. Преимущество федерации против конфедерации.

Общий вывод:

Всякое правление, стремящееся усилить свое собственное начало, подавив другие, идет к деспотизму. Он поднимает и рассматривает вопрос о свободе и ее гарантиях.

Свобода не заключается в возможности делать все что угодно. Свобода - делать то, что дозволяется законом.

Свобода:

· Политическая – не отождествляет ее с народовластием. Сама по себе демократия не обеспечивает свободы. Только там, где умеренное правление. Всякий человек, обреченный властью, стремится ею злоупотребить. Политическая свобода обеспечивается таким устройством, которым обеспечивается разделение и взаимное использование властей.

· Личная (к отдельным гражданам).

Теория разделения властей – слепок с английского образца. Теория Локка была изменена, подразделил государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную. Мало разделить власть: необходимо установить такую систему, при которой одна власть могла остановить другую. Необходимы гарантии против злоупотребления властью. Для достижения равновесия – устройство следующего характера.

В государстве всегда есть лица, выделяющиеся, возвышающиеся над другими: богатством, заслугами, почетом. Эти граждане настолько выделяются, что … Из них создается особая аристократическая палата, способная сдерживать народ. Выступает за систему двух палат: верхняя – аристократическая (палата лордов), нижняя – народ (быдло).

Исполнительная власть должна находиться в руках короля (монарха), потому что исполнение лучше, когда им заведует одно лицо, ибо исполнение всегда требует единство воли и оперативности. Это лицо должно быть независимо от законодательного собрания для того, чтобы не соединялись две власти. Министры должны избираться не из состава законодательных палат. Две власти должны строить взаимные отношения. Законодательный корпус не должен быть постояннодействующим. Нельзя допустить и того, чтобы законодатель долго оставался в бездействии (развязать руки исполнительной власти). Исполнительная власть должна останавливать решения законодательного собрания. Личность верховного исполнителя священна и неприкосновенна. У монарха нет ответственности перед обеими палатами.

Привлекая министров к ответственности, народные представители могут судить их сами?! Предоставить суд той части законодательной власти, которая более объективна и беспристрастна – аристократической палате.

Деньги & войско.

Представителям народа дается право налоги на содержание армии (контроль над армией). По финансовым и армейским вопросам не постоянные постановления, а на 1 год. Что касается судебной, то сделать ее отдельной: должна вверяться лицам, избираемым из народа на определенный срок (присяжным) – эти судьи должны быть равны подсудимому, избранные им самим. Невидимая и неощутимая власть.

Законодательная власть, состоящая из 2 палат, самостоятельная исполнительная власть (сдерживает и контролируется законодательной властью), независимый от законодателя и правителя суд!

Монтескье просмотрел тот факт, что министры избираются из парламентского большинства.

Великое значение разделения властей как начало законности в государстве!

Неприкосновенность власти короля и законность. Уверенность человека в своей безопасности.

Личная свобода по мнению Монтескье зависит от законов уголовных. Ряд требований, которым должно соответствовать уголовное законодательство: одни лишь помыслы, если они не переходят в действие, не должны подлежать преследованию. Судейский произвол: ересь, колдовство и т.д. (самые гибельные для свободы). Столь же опасны законы об оскорблении величества, потому что люди определяются за образ мыслей.

Историческое созерцание.

Воззрения Аристотеля, Бадена, но идет дальше. Утверждает, что у северных народов больше силы, храбрости, но меньше впечатлительности, нежели чем у южных – лень, изнеженность, тонкость чувств, интеллектом. Климат как один из источников рабства выступает в учении Монтескье: не только гражданское, но семейное и политическое. В южных краях такая лень и изнеженность, что только жестокое обращение может принудить к труду. Семейное рабство – положение женщины в семье зависит от климата: в южных краях рано расцветают, поэтому она в полном подчинении мужа, столь же рано увядают, процветает многоженство, пылкость страстей, обусловленная климатом, необходимость держать тней взаперти. В умеренных – рано расцветают и вообще равенство, нет страстей и прочего, поэтому у женщины больше свободы. Трусость и изнеженность южных народов делает их рабами деспотизма. За климатом следует почва – благоприятная почва – подчинение (привлекает к земледелию, а земледельцы покоряются всякой власти), бесплодная – свобода (делают людей промышленниками, мужественными, борются сами за удовлетворение своих потребностей, поэтому нуждаются в свободе).

На равнинных почвах сложно защищаться от завоевателей, а в бесплодных – обороняться легко (свобода – это не единственное, чем можно дорожить).

Острова – естественная преграда внешним завоеваниям, не так уж легко поработить. Англия своей свободой обязана своему положению.

Свобода долго держится у народов диких, не обрабатывают земли, поэтому легко могут уйти на другие земли. У человека мало потребностей, поневоле удерживается равенство. Нравы, дух народа.

Связь с религией. Христианство, проповедуя уважение к людям – умеренное правление. Мусульманство – к деспотизму. Католицизм – неограниченные монархии, протестантизм – свободные государства. Осуждение за всякие религиозные убеждения. Излишняя сосредоточенность власти: самодержца, народа или кого-то другого всегда вредна для государства.

Коренное правило – соблюдение умеренности, исходящее из уважения всех политических учений – ни абсолютной свободы, ни полного абсолютизма (никаких крайностей).

Влияние на составителей американской конституции, во Франции целая школа, даже в России учение Монтескье имело значение для императрицы (Екатерина II).

Законы определяются местом и временем. Школа, которая сформировалась в 19 веке в Германии. Право является выражением самобытного народного духа – универсальных законов быть не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: