Сознание в его языковой соотнесенности: проблема коммуникации

Вопрос о связи сознания с языком – это отношение между формой и содержанием. Сознание как субъективная реальности оформляется в языковых структурах. Сознание предполагает речь как свою материальную деятельность, а значит и взаимное общение людей. Речь может передавать мысли, чувства и волю в процессе взаимного общения, в силу того, что слова материальны, и потому доступны чувственному восприятию.

Язык и речь не одно и то же. Речь – это язык, функционирующий в конкретной ситуации общения, это деятельность общения и его фиксированные результаты. Язык – это определенный данным народом исторически обработанный, национальный по своему характеру словарный состав и сложившийся грамматический строй, выражающийся в особых правилах, закономерностях построения предложений, соотношения слов в предложении.

Речь есть материальное выражение мысли, здесь содержание духовного мира объективируется вовне, для других – с помощью слов. Действительностью сознания является не столько язык, сколько речь: именно в речи фиксируется содержание сознания. Содержание, выражаемое в речи, есть содержание сознания, которое сводится к сумме значений языковых единиц, используемых для его выражения.

Единицей словесного общения является высказывание, единицей высказывания – слово.

Язык определяется как система знаков, имеющих смысл или значение. Считается, что знаки и их значения в языке образуют относительно замкнутую и самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи.

«Семантический треугольник»: 1) имя (выражение языка), 2) предмет, обозначаемый им (денотат, или десигнат), 3) смысл имени – денотат оказывается содержанием гносеологического образа, соотносимого с предметом.

Под смыслом понимается индивидуальное значение слова, выделенное из объективной системы связей. Оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации. «Смысл» - это выявление специфических аспектов значения, соответственно данному моменту и ситуации.

Язык представляется как система знаков, имеющих смысл. Смысл этих знаков или их значение определяется субъективной реальностью.

Таким образом, в итоге значение языковых знаков определяется объективной реальностью. Возникает проблема знака и значения.

Р – значение обозначает знак, Z - указывает на вещь. Знаки являются формой, в которой заключено то или иное значение. Сочетание языковых знаков устанавливается определенными правилами языка. В итоге эти правила отражают способы взаимодействия вещей в мире.

Проблема, которая возникает в языке, связана с тем, что невозможно приписать какому-либо знаку одно строго определенное значение. В этом отношении возникает сложность, которая заключается в сложном понимании языка, текста или собеседника.

В области философии эта проблема приобретает специфику, поскольку философский язык иногда использует категории, которые существуют как слова обыденного языка. В связи с этим возникает раздвоение смыла одного и того же слова, которое порождает множество истолкований. Неточность философского языка, по мнению философов-аналитиков, приводит к неточностям в использовании философской терминологией, что порождает непонимание собеседников.

Кроме того, представители аналитической философии, неточность понимали как не истинность или ложь, другими словами, по их мнению, возникают трудности в философии, и в связи с этим в ряде естественных и гуманитарных наук, которые связаны с философией.

Избежать трудностей возможно только одним способом – отказаться от философии вообще.

Тема


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: