Проблема самосознания и ее концептуальное выражение в истории философии

Проблема сознания включает в себя вопрос о самосознании. Интерес человека к самому себе, к своему «Я» - исконный вопрос. Кто не задавал себе вопрос: «Кто Я?» Как гласит легенда, дельфийский оракул провозгласил: «Познай самого себя!». Сократ возвел этот призыв в исходный принцип своей философии. Гераклит говорил, что всем людям свойственно «познавать самих себя и мыслить». Каждый имеет множество образов своего «Я», просматриваемых с разных сторон: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т.д. Таким образом, человек является, с одной стороны, субъектом познания, с другой стороны, выступает и как объект для самого себя.

Проблема «Я» в истории философии рассматривается как проблема соотношения субъекта и объекта, т.е. человека и мира.

«Я» может мыслиться как процесс сознания, т.е. череда моментов сознания.

Платон отмечал, что деятельность души – не пассивное восприятие, а собственно внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой. Размышляя душа «ничего иного не делает, как разговаривает, спрашивает сама себя, отвечая, утверждая и отрицая».

В системе Р. Декарта «Я» означает то же самое, что «моя душа», благодаря которой «Я являюсь тем, что я есть». Согласно декартовской концепции, мыслящее «Я» с безусловной достоверностью знает о том, что оно думает, сомневается и утверждает, хочет, любит и ненавидит. Декарт отмечает, «что я такое, и видя, что я могу вообразить, будто у меня нет тела и нет никакого мира, никакого места, где бы я находился, но что никак не может вообразить, что я не существую, а напротив, из самого факта, что я намеревался сомневаться в подлинности других вещей, вытекает весьма очевидно и достоверно, что я существу; если же я перестал только мыслить, то хотя бы все остальное существовавшее когда-либо в моём воображении и оказалось истинным, я не имел бы никакого основания считать себя существующим. Отсюда я заключил, что я есть субстанция, вся сущность или природа которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так что моё я, т.е. душа, благодаря которой я есть то, что я есть, совершенно отличая от тела и более легко познаваема, чем тело, и если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем, что она есть».

У Дж. Беркли единственной реальностью является собрание впечатлений и нечто познающее и воспринимающее их, называемое «ум, дух, душа» или «Я».

У Д. Юма «Я» распадается на отдельные ощущения и остается только как связка разнообразных восприятий, который следуют одно за другим. Д. Юм не отличаем «Я» от общей совокупности или суммы элементов данного момента сознания и приравнивал «Я» именно к этой сумме.

И. Кант полагал, что необходимо примерить рационализм и эмпиризм. Начало рассуждений И. Канта связано с принципом Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую». ПО мнению И. Канта, Декарт недостаточно проанализировал состояние раздвоенности «Я», его деление на «Я-телесное» и «Я-мыслящее». В мышлении «Я» представлено нам посредством телесности или органов чувств. «Я», данное в его чувственности, выступает как эмпирическое «Я», но само эмпирическое «Я» дано нам только через «Я-мыслимое». Таким образом, человеческое мышление или сознание носит как бы опосредованный характер, а само опосредование возможно только через мышление. Иными словами, мышление опосредует себя, что достигается введением уровней мышления: эмпирического и теоретического.

Именно поэтому Кант различает два вида Я: «я эмпирическое» и «я теоретическое» или бытие эмпирического сознания и бытие теоретического сознания.

Без разговора о вещах существующих за пределами нашего сознания, невозможно и само разбиение сознания на два уровня. Эмпирический уровень, представленный посредством чувственных данных, заставляет предполагать обусловленность существования нашего тела присутствием тел или материальных вещей.

У Фихте чистое «Я» превращается в «абсолютное Я» воплощающее чистую деятельность. Фихте делит всю реальность на «Я» и «не-Я». При этом «Я» выступает как сила порождающая «не-Я», т.е. внешний мир.

Согласно Гегелю «Я» обозначает индивида, однако оно имеет не единичное, не частное значение, относящееся к одному единственному «Я», а представляет собой всеобщую формулу, выражающую структуру сущих, являющихся личностями субъектов. Каждый конкретный единичный индивид – это частное значение формулы общего «Я». Отдельное «Я», т.е. «Я» данного субъекта, может быть определено через свои отношения с другими «Я». По Гегелю. «Я-духовное» «всякая деятельность духа есть поэтому только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем что есть на небе и на земле познает самого себя»».

Марксисткой философии и психологии проблема «Я» до сих пор не является специальным предметом рассмотрения. Термин «Я» употребляется неоднозначно- то в значении личности, то в смысле точки сознания и самопознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: