Понимание сознания в аспекте представлений о «мыслящей вещи»

Раздел.

СОЗНАНИЕ

Тема.

Сознание и его структура

Понимание сознания в аспекте представлений о «мыслящей вещи»

(Р. Декарт, Г. Лейбниц, Дж. Локк)

В традиционной философии человека определяют как «мыслящую вещь. Р. Декарт был одним из тех, кто участвовал в полемике вокруг понятия «мыслящая вещь»: «строго говоря, - только мыслящая вещь, т.е. дух (esprit), или душа, или разум (entendement), или ум (rsison)». Он полагал, что для того, чтобы мыслить, надо существовать». Когда же Р. Декарт утверждал: «я мыслю, следовательно, я существую», то он уже переводит вопрос о бытии человека в другую плоскость. Он ставил вопрос о том, что важнее для понимания специфики человеческого бытия – то, что человек существует (подобно любой другой вещи, среди других вещей), или то, что благодаря мышлению, понимаемому Р. Декарту в широком смысле, человек способен размышлять о самом акте своего существования, т.е. становится мыслящей личностью.

Р. Декарт полагает, что «я есть субстанция, вся сущность или природа, которой состоит только в мышлении и которая, чтобы существовать, не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Так что моё я - есть душа, благодаря которой я есмь то, что есмь».

У Р. Декарта впервые оформляется то понятие сознания, которое становиться центральным в истории философской мысли. Декарт не употребляет термин «сознание», он отождествляет его с мышлением. При этом под мышлением разумеется «все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно само собой, и потому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить». Другими словами, Р. Декарт вводит принцип самоотражения сознания в самом себе. Он закладывает основы понятия сознания как замкнутого в себе внутреннего мира.

Концепция Р. Декарта получила дальнейшее развитие у Г. Лейбница. Понятие сознания заменяется у Лейбница понятием «апперцепция», т.е. актом перехода бессознательных психических состояний, восприятий в отчетливо осознаваемые. Он связывает это понятие с самосознанием: именно благодаря апперцепции становится возможным отчётливое представление не только какого-либо содержания, но и того, что оно находится в моём сознании.

Дж. Локк разделял точку зрения Р. Декарта, согласно которой сознание есть «восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме». Эта концепция сознания позволяла понять, что человек обладает способностью не только воспринимать и осмысливать окружающий мир, но и отдавать себе отчет в том, что эти восприятия, мысли принадлежат ему.

Дуализм Декарта был подвергнут критике Б. Спинозой, который провозгласил единственной субстанцией природу и тем самым лишил сознание субстанционального характера. Спиноза именовал духовный мир человека терминами «дух», «ум», «мышление», и рассматривал его как один из атрибутов субстанции, т.е. природы, наряду с протяжением. Поэтому индивидуальное мышление для него есть качество, присущее человеку от природы. Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы. Отсюда вывод: подлинными правилами мышления является верно познанные общие формы и законы мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: