Учения о естественном праве в Германии в 17-18 вв

Политико-правовое учение Христиана Вольфа

В Германии идеи школы естественного права сделались поводом споров схоластиков (старой школы) и новой школы. Старый схоластический педантизм препятствовал свободному развитию науки. Толчок пришел со стороны под влиянием Гроция и Гоббса; крупнейшими представителями стали Пуффендорф, Томазий и Вольф.

Сказать, что все права должно выводиться из разума было такой новостью и ересью, что одно это уже возбуждало ожесточенную полемику. Значение – защита слова, мысли в борьбе в вековыми суевериями и предрассудками. Всем этим мыслителям пришлось выдержать гонения, исследования со стороны.

Родился Вольф в 1679 и прожил до 1754 года. Вольфа, также как и предшественников, обвиняли в распространении гибельных и безбожных идей и клерикально настроенный король Фридрих Вильгельм в негодовании на него предписал ему покинуть Пруссию в течение 48 часов. После вступления на престол Фридриха II Вольф смог вернуться. В 1743 году он удостоился баронского титула за заслуги в научной области. Заслуги состоят в методе, который он усвоил вслед за Гроцием, вносивший порядок, ясность и точность и имел благотворное влияние на умы читателей и слушателей. Результатом стараний Вольфа стало полное торжество рационализма в немецких университетах и науке. Был хорошим автором. Автор нравственной философии.

Философия не была свободна от недостатков. Характеризуется она сухостью, односторонность, педантизм, прозаичность построения.

Вольф был учителем Ломоносова и также одним из основателей Российской Академии Наук.

Количество его сочинений очень велико. Естественное право, обработанное научным путем. В основании его учения положено понятие о совершенстве, как конечной цели человеческой жизни. Основной закон природы, из которого вытекают все прочие – делай то, что тебя совершенствует и избегай того, что ведет тебя к несовершенству. Высшее благо, высшее счастье.

Счастье достигается созерцанием совершенства. Содержание этого закона составляют обязанности человека, он классифицирует их на:

1) Обязанности к самому себе:

совершенствование своей души, тела, внешнего состояния: обязанности труда, бережливости, довольства своей судьбой (без которого немыслимо душевное спокойствие), то есть каждый должен стремиться к приобретению тех благ, которые возвеличивают его дух и увеличивают его счастье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: