Обязанности по отношению к Богу: они всем понятны

3) Обязанности по отношению к ближним:

Состоят в том, чтобы другим помогать в достижении совершенства. Вольф говорит о всеобщей обязанности любви; любить тех, кто любит нас – не мудрено, гораздо труднее любить тех, кто нас ненавидит; здесь же речь идет о нелюбви к врагам.

4) Обязанности, касающиеся собственности:

Нравственный идеал человечества – общность имущества. Все люди от природы имеют равные права на вещи. Но имущественная общность осуществима лишь при совершенстве людей, которые бы любили друг друга, как самих себя. А так, как в действительности не все добродетельны, то общность имущества, к сожалению, невозможна. Раз состояние человечества не дозволяет общности, то необходимо установить собственность. Коль скоро она установлена, ее следует уважать и не нарушать.

Из всего анализа человеческих обязанностей Вольф выводит общее правило – всем другим мы должны делать как можно больше добра; при этом излишняя доброжелательность может быть пороком (и здесь нужна мера) – этим приносим вред себе и нарушаем естественный закон. Он хотел бы подчинить все существование человека строжайшему контролю разума. На этих нравственных обязанностях человека Вольф строит свое учение о государстве.

Государство должно всеми средствами заставлять человека исполнять свои нравственные обязанности, с другой стороны – устранять всякое нарушение этих обязанностей. Человеческое совершенство – не только цель личной морали, но и руководящее начало политики. Все, что служит человеческому совершенству, определяет политику.

Первое условие благосостояние государства – увеличить население (если это необходимо), т.е. подданные должны рано вступать в брак, не (позволять) должны выселяться из государства, а так как люди удерживаются удобствами жизни – заботиться о том, чтобы всем хорошо жилось. С этой целью государство должно для этого каждому предоставлять работу, определять величину з/п; определять количество людей в каждом ремесле, устранять все поводы к праздности и бесполезному расточению имущества.

Из обязанностей человека стремится к познанию – обязанность устраивать университеты, школы, академии, заботиться об успешном занятии, получении знаний и вовремя устранять тех, кто не имеет желания или способности к обучению.

Так как познание Бога и поклонению ему служит самым надежным путем к добродетели, государство должно заботиться о религиозном испытании народа, строить церкви и устанавливать праздничные дни.

Предупреждение и устранение всяких взаимных обид между людьми, государство должно определять качество всех товаров, их цену, величину процентов. Если несмотря на все это происходит нарушение права государство должно прибегать к наказанию. Наказание не может сделать человека добродетельным, оно способно лишь удержать человека от зла, поэтому речь идет о внешней дисциплине (это единственное, что может иметь ввиду гражданский закон, в отличие от естественного закона).

Вольф возлагает на государство обязанность заботиться о том, чтобы каждый сообразовывался со своим состоянием и общественным положением. Религиозный культ, полезные книги, музыка, театр, поэзия, скульптура – все это также должно служить предметом заботы, попечения государства. Одни словом, во имя нравственного совершенствования подданных рука правительства должна распространяться на все.

Таким образом, он приходит к теории полицейского государства. Главная черта этой теории – неусыпная бдительная опека над жизнью и личностью подданных.

Для Вольфа основой послужило смешение нравственной стороны человеческой жизни с политической задачей государства; он требует, чтобы государство следило за исполнением гражданами своих нравственных обязанностей. Повсюду вводится государственный контроль и правительственная опека. Эта система распространяется Вольфом на все формы правления.

Еринг (великий юрист Германии 19 века): «Принуждать человека к доброму и разумному потому уже является грешением, что он не может делать добро по собственному желанию».

Учение Иммануила Канта.

Критика ортодоксальной школы права Рудольфа Фон Геринга.

Политическо-правовое учение Гегеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: