Мостовой называется дорожное покрытие, состоящее из небольших элементов различных форм и размеров, укладываемых вплотную друг к другу. По материалу они подразделяются на мостовые из естественного камня и из искусственных материалов. Мостовые требуют больших затрат ручного труда, поэтому применять их следует лишь в редких случаях после тщательного технико-экономического сравнения с другими возможными вариантами.
Типы мостовых, пределы их применения и технология устройства мостовых различных типов приведены в табл. 8.2.9. и 8.2.10.
Таблица 8.2.9
Типы мостовых
| Типы мостовых и виды мощения | Варианты оснований | Размеры камня, см | Пределы применения | ||
| ширина | длина | высота | |||
| 1. Из булыжного камня | Песчаное, гравийное | 10...20 | 10...20 | 14...18 | Для дорог IV...V категорий при наличии местного камня |
| 2. Из колотого камня (шашки) | То же | 10...20 | 10...20 | 14...18 | То же |
| 3. Из литой шлаковой брусчатки | То же | 12...15 | 15...30 | 14...16 | В районах металлургических заводов при организованном производстве шлаковой брусчатки |
| 4. Из мозаиковой шашки, уложенной поперечными рядами, косыми рядами или по кривым дугам | Щебеночное | 8...10 | 8...11 | 9...10 | В районах каменных карьеров |
| Бетонное | 7...10 | 7...11 | 8...9 | По особому обоснованию | |
| 5. Из колотой брусчатки, уложенной поперечными или косыми рядами | Песчаное | 12...15 | 15...30 | 14...16 | То же |
| Щебеночное | 12...15 | 15...30 | 11...13 | ||
| Бетонное | 12...15 | 15...30 | 9...11 |
Таблица 8.2.10
Технология устройства мостовых
| Рабочие операции | Машины | Фронт работ, м | Типы покрытий по табл. 8.2.9 | ||||
| Подготовка земляного полотна | Автогрейдеры | + | + | + | + | + | |
| Подготовка основания (по специальной технологии) | - | - | + | + | + | + | + |
| Подготовка песчаного слоя | Вручную | Любой | + | + | + | + | + |
| Доставка штучного материала на обочины | Автомобили | Любой | + | + | + | + | + |
| Сортировка и подача материала мостовщику | Вручную | + | + | + | + | + | |
| Установка версты с опережением | Вручную | + | + | - | + | - | |
| Мощение | Вручную | + | + | + | + | + | |
| Расщебенка мостовой | Вручную | + | + | - | - | - | |
| Уплотнение трамбованием | Вручную | + | + | + | + | + | |
| То же, катками | Самоходные катки (5 т) | + | + | + | + | + | |
| Засыпка песком | Вручную | + | + | - | - | - | |
| Поливка водой | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - | |
| Заливка швов цементным раствором или битумной мастикой | Вручную заливщиком швов | - | - | + | + | + | |
| Уборка излишнего песка | Поливомоечная машина | + | + | - | - | - |
Примечания.
1. Знаком «+» отмечены выполняемые операции и применяемые машины при устройстве мостовых различных типов
2. Укладка версты на 8...10 м опережает основные работы, высота верстового камня на 4 см более принятой средней.
1. Мощение ведут одновременно по всей ширине с небольшим (0,7...1,0 м) опережением у обочин. При продольном уклоне мощение ведут снизу вверх.
2. Высота соседних камней не должна отличаться более чем на 2 см; камни удлиненной формы укладывают перпендикулярно к оси дороги удлиненными гранями; более крупные камни укладываютближе к краям проезжей части; укладку ведут с перевязкой швов в продольном и поперечном направлениях; зазоры между камнями должны быть треугольной формы