Как уже отмечалось, иностранные граждане, находясь за пределами своего государства, сохраняют с ним правовую связь, подчиняются его законам. Вместе с тем они должны соблюдать законы страны пребывания. Это в полной мере относится и к гражданам Республики Беларусь. Их правовой статус за рубежом определяется: во-первых, законодательством страны пребывания; во-вторых, белорусским законодательством. Кроме того, правовой статус граждан Республики Беларусь зa рубежом определяется международными договорами, заключенными Республикой Беларусь с иностранными государствами.
Белорусские граждане выезжают за границу на работу, в служебные командировки, на учебу, лечение, отдых, в туристические поездки и т.д.Пребывая за границей, белорусские граждане находятся под защитой и покровительством Республики Беларусь.
В ст. 12 Пакта о гражданских и политических правах предусмотрено, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая собственную».Конституция Республики Беларусь: Статья 30. Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут проживать постоянно или находиться там временно.
Согласно Закону Республики Беларусь от 01.08.2002, «О гражданстве»[1] государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. В случае, если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств (ст. 4).
Указом Президента Республики Беларусь № 247 от 9 июля 1996 г. «Об утверждении Положения о дипломатических представительствах и консульских учреждениях Республики Беларусь » предусмотрено, что «дипломатические представительства Республики Беларусь наряду осуществлением функции представительства Республики Беларусь в государствах пребывания(международных организациях); обязаны защищать не только интересы Республики Беларусь но и ее граждан в государствах пребывания в пределах, допускаемых международным правом»[2].
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 82 от 19 февраля 1996 г. «Об утверждении Консульского устава Республики Беларусь»[3] консул обязан принимать меры к тому, чтобы юридические лица и граждане Республики Беларусь пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания, международными договорами Республики Беларусь и государства пребывания. Консул должен принимать меры по восстановлению нарушенных прав юридических лиц и граждан Республики Беларусь. В случае, если после обращения консула к властям государства пребывания нарушенные права юридических лиц и граждан Республики Беларусь не будут восстановлены, консул обязан уведомить об этом руководителя дипломатического представительства Республики Беларусь в государстве пребывания и Министерство иностранных дел Республики Беларусь. (подп. 4.1).
Гражданская правоспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом по общему правилу определяется законом страны пребывания. Применение белорусского закона допускается лишь при наличии соответствующего международного договора, участником которого является Республика Беларусь. Гражданская дееспособность гражданина Республики Беларусь за рубежом, как правило, определяется личным законом, т.е. законом Республики Беларусь.
Законодательством многих стран предусмотрен для иностранных граждан разрешительный порядок въезда на территорию государства: на въезд они должны получить специальное разрешение (визу). В соответствии с международными соглашениями возможен и безвизовый въезд.
Во многих государствах иностранцы дифференцированы на несколько категорий в зависимости от целей и сроков пребывания. Например, во Франции в соответствии с Законом Паскуа существуют посетители, т. е. временно пребывающие иностранцы: туристы, студенты, лица наемного труда (сезонные рабочие), коммерсанты; обыкновенные резиденты, т. е. лица, получившие разрешение — вид на жительство в течение 3 лет и «лица-резиденты» — лица, имеющие 10-летнее удостоверение — вид на жительство. К числу «привилегированных» иностранцев относятся граждане стран ЕС, для которых, например, не требуется получать французское удостоверение коммерсанта. Понятно, что именно принадлежность лица к той или иной категории определяет его правовое положение.
В других странах, в том числе бывших колониях Франции (Марокко, Алжире, Тунисе и т. д.), также практикуется деление иностранцев на группы, однако критерии иногда бывают несколько иными. В Марокко иностранцы, за исключением дипломатических и консульских представителей, подразделяются на туристов, лиц, пребывающих на территории государства в порядке транзита, и иностранных граждан с длительным пребыванием, среди которых в особую категорию могут быть выделены иностранцы, имеющие контракт трудового найма в рамках технического содействия на основании международного договора, заключенного Марокко, с другим государством, причем такой контракт заменяет визу.
Испания также практикует разграничение иностранных граждан по категориям и подразделяет их на: туристов (с оформлением визы, допускающей пребывание до 90 дней); студентов (с оформлением учебной визы); работников по найму (с оформлением визы для получения вида на жительство); лиц, осуществляющих деятельность в Испании без контракта (предприниматели, инвесторы) и имеющих вид на жительство; лиц, проживающих в Испании без права получения доходов (с оформлением визы для получения вида на жительство), лиц, живущих на пенсию или ренту (с оформлением соответствующей визы и вида на жительство).
Законодательством многих стран предусмотрен для иностранных граждан разрешительный порядок въезда на территорию государства: на въезд они должны получить специальное разрешение (визу). В соответствии с международными соглашениями возможен и безвизовый въезд.
Согласно закону США об иммиграции и гражданстве, в эту страну ежегодно может въехать на постоянное место жительства лишь определенное число иностранных физических лиц соответствующей национальности. Предпочтение на въезд отдается специалистам высокой квалификации, родителям американских граждан, супругам и детям иностранцев, постоянно проживающих в США.
Граждане Республики Беларусь за рубежом могут пользоваться всеми имущественными и личными неимущественными правами, предусмотренными иностранными законами, хотя зги права и неизвестны белорусскому законодательству. Следовательно, они вправе в случае необходимости пользоваться защитой этих прав со стороны местных органов страны пребывания.
Граждане Республики Беларусь за рубежом (как и другие иностранные граждане) не пользуются полит. правами. В некоторых странах (Великобритания, Германия, Канада, США, Франция и др.) широкие полномочия в отношении иностранных граждан предоставлены местным властям. Так, согласно закону Великобритании об иммиграции, управление по вопросам занятости выдает иммигрантам разрешения на работу в определенной должности, в определенной форме и на определенный срок.
Сфера, в которой больше всего действуют ограничения правоспособности иностранных граждан за рубежом, являются трудовые отношения, а также отношения, регулирующие право собственности. Например, во Франции в списке профессий, запрещенных для иностранцев или требующих специального разрешения, значится несколько десятков профессий. В частности, иностранец во Франции не может быть владельцем морского судна, редактором газеты или журнала, директором школы, аптекарем, адвокатом, занимать ряд должностей в судебной системе.
В Великобритании иммигранты из стран, не входящих в ЕЭС, не вправе менять свою работу без ведома и согласия управления по вопросам занятости. Они также (как и в Германии) не имеют права на создание своих профсоюзов, лишены некоторых других прав.
Граждане Республики Беларусь, находясь за рубежом, должны соблюдать законы страны пребывания, с уважением относиться к местным традициям и обычаям.
За совершенные преступления и иные правонарушения граждане Республики Беларусь за рубежом несут ответственность по законам страны пребывания.