И, наконец, в-пятых, - действует позитивно, не ограничиваясь лишь негативной критикой

Во-вторых, она размышляет над «полезными», «практическими» проблемами, избегая проблем бесплодных;

В-третьих, эта философия ограничивается вещами, о которых можно получить достоверное знание, избегая «зыбких» вопросов, приводящих к вечным спорам;

В-четвертых, она занимается конкретными вопросами, избегая вопросов «туманных»,

и, наконец, в-пятых, - действует позитивно, не ограничиваясь лишь негативной критикой.

Позитивный философ», согласно Конту, - это мыслитель, который отказывается в философии от умозрительных рассуждений в пользу чисто фактических исследований, а также избегает абсолютных утверждений, заменяя их относительными. Кроме того, «позитивная философия», по мысли Конта, исходит из того, что предметом всякого знания являются исключительно физические факты, исключительно тела. О фактах же психических - таково было убеждение Конта - мы не обладаем никаким знанием, ибо невозможно одновременно быть субъектом и объектом знания. Интроспективные исследования - это химера: как можно, например, исследовать собственные вол­нения, если такие исследования требуют именно овладения этими волнениями?

Констатация фактов и их предвидение

Единственной вещью, доступной разуму, по Конту, являются только факты. Поэтому исходные правила науки - не высказывать никаких иных суждений кроме тех, которые основаны на фактах Позитивизм своим острием был направлен против всяких попыток выхода за пределы фактов и особенно - против поиска причин, лежащих за пределами фактов и объясняющих их.

Однако задача науки, по мысли Конта, не ограничивается регистрацией фактов, последние - лишь материал для последующих изысканий. Подлинной задачей науки является обработка этого материала и установление устойчивых связей между фактами, иначе говоря, - законов. Эта выполнимая в науке задача должна занять место невыполнимых, которые она до сих пор ставила перед собой, а именно - поиск причин явлений. Следует, однако, помнить, что эти законы суть не что иное, как устойчивые связи - связи подобия или последовательности..

На основе законов, управляющих фактами, можно предвидеть последующие факты. «Добывать знания, чтобы потом иметь возможность предвидеть» - вот краткая формула философии Конта. При этом предвидение Конт понимал достаточно широко: как установление не только будущих фактов, но также и существующих в данное время, но неизвестных науке, и даже относящихся к прошлому.

Подлинная наука строится в этом случае на опыте. Однако она не сводится только к опыту. Напротив, она стремится к тому, чтобы сделать его излишним. Она опережает его и заменяет его предвидением. Конт был противником узкого эмпиризма (если под этим термином понимать ограничение науки лишь одной функцией - собирание фактов). Чистый эмпиризм, утверждал он, является бесплодным. Он даже утверждал, что настоящая «позитивная философия», в сущности, также далека от эмпиризма, как и от мистицизма: в своем продвижении вперед она должна избегать этих двух - в равной степени пагубных - тупиковых путей. При исследовании фактов ученый не может быть абсолютно пассивным уже хотя бы потому, что существует многообразие фактов, и, чтобы ориентироваться в этом многообразии, необходима ведущая гипотеза. В совершенно неожиданном для него, как последователе Бэкона и Юма, тезисе он утверждал, что разум указывает путь опыту и что конечная цель науки - сделать опыт излишним, заменив его размышлением.

Задачи фило софии.

В своей классификации наук Конт, хотя и был философом, не указал философию. Он считал, что все явления, которые надлежит исследовать, поделены между другими науками, философии же ничего не осталось. Он был убежден, что вне явлений нет иной реальности, и философии ничего не остается, чем она могла бы заниматься. Не следует искать причин и целей явлений, тем более первопричин и конечных целей. Пустыми, напрасными казались ему споры метафизиков, особенно материалистов и спиритуалистов. В его достаточно упрощенном понимании метафизика заключалась в ошибочном выведении бытия из абстракций; в частности, он полагал, что платоновская теория идей всецело проистекает из этой ошибки.

Однако позитивизм Конта отрицал не только философию. Он отрицал и теорию познания. Ненужными ему казались изыскания о том, как и почему возможно познание, а также сомнения в существовании внешних тел. Он считал, что здравый рассудок давно уже отбросил такую философию. Более того, он отрицал и логику: бесплодными казались ему исследования, оторванные от конкретных фактов. В конце концов, он приходит к мысли, что и общая методология является химерой. Он отрицал и психологию, считая, что невозможно быть одновременно наблюдателем и наблюдаемым. Позитивизму, который отрицает психологию, остаются в качестве объекта познания только внешние факты - это его специфическая черта.

Таким образом, радикальный позитивизм исключает из области философского рассмотрения не только философские проблемы, но также и те, более, узкие - гносеологические, логические, методологические и психологические проблемы, которыми современная философия заменила предыдущие.

Философии остается только одно - теория науки. Но и в качестве теории науки философия, по мысли Конта, не должна заниматься исследованием предпосылок и принципов наук - этим они могут заниматься и сами. Итак, философии остается энциклопедическая задача - сравнивать то, что добыли частные науки. Ограничиваясь этой задачей, Конт полагал, что тем самым он избежал безумного риска метафизической философии и достиг рассудительной осторожности позитивизма

О вещах, выходящих за пределы фактов, позитивизм не хотел ничего ни утверждать, ни отрицать. Он не связывал себя ни с атеизмом, ни с отрицанием целесообразности мира, признавал даже, что гипотеза о его целесообразности является более правдоподобной, чем предположения грубого механицизма Из предпосылок позитивизма не вытекал и материализм: Конт рассматривал его как ненаучную точку зрения, ибо материя, понимаемая как причина явлений, не может быть предметом опыта. Материю он признавал такой же метафизической фикцией, как и душу. Имея дело с механистическим материализмом своего времени, он полагал, что последний совершает ошибку, сводя высшие явления к низшим, а психические - к механическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: