Методологические принципы и инновации эмпириокритицизма

Таким образом, эмпириокритики разработали и сформулировали важнейшие методологические принципы, которые должны быть положены в основу научного исследования:.

1. Принцип «корреляции» или «координации». Этот принцип исходит из того, что должна существовать соотносительная связь субъекта и объекта в процессе познания. Согласно этому принципу, научное знание зависит в своем содержании, прежде всего, от субъекта познания, так как он реально имеет дело только со своими ощущениями..

2. Принцип критики опыта. Этот принцип требует очистить содержание опыта от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.

3.Принцип экономии мышления. Этот принцип требует от ученого «экономить сообщения и понимания». По мнению Авенариуса, подобная экономия составляет «сущность науки», «наука – это не что иное, как экономное описание фактов», которое требует, в конечном счете, ограничить научное знание эмпирическим материалом

Философия эмпириокритицизма содержала (явно и неявно) некоторые методологические инновации. Эти инновации, однако, далеко не сразу были поняты и приняты научным сообществом. К этим методологическим инновациям можно отнести:

1. идею относительности фундаментального теоретического знания;

2.идею зависимости теоретического естественнонаучного знания от способов познавательной деятельности;

3.идею об отсутствии «пропасти между физическим и психическим в опыте».

3 Неопозитивизм

В XIX столетии эмпириокоитицизм достиг той предельной точки в своем развитии, когда он полностью себя исчерпал. В начале XIX века он уже подвергается критике, и получают развитие противоположные ему философские направления. Однако не успело уйти из истории еще одно поколение людей, и неожиданно наступило возрождение позитивизма, при этом - в его наиболее радикальной форме. В отличие от прежнего, классического позитивизма Конта, а также от позитивизма проповедуемого Махом на пороге X1X века здесь мы можем говоритъ о «третьем позитивизме». Он был продуктом коллективного творчества ученых-специалистов и философов, которые сгруппировались вокруг М. Шлика и принимали участие в проводимом им с 1923 г. семинаре на кафедре индуктивных наук Венского университета Они назвали себя «Венским кружком» и под этим именем совместно выступили в 1923 г. с программной работой на немецком языке «Венский кружок. Научный взгляд на мир». Шлик положил начало этому движению, позже Карнап стал в нем наиболее влиятельным и репрезентативным мыслителем. Движение быстро распространилось в Европе и вскоре охватило и Северную Америку. И тогда название «Венский кружок» оказалось чрезмерно локальным, перестало быть адекватным и его заменили другими: «неопозитивизм», «логический (или логистический) позитивизм», «логический (или логистический) эмпиризм».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: