Департамент ОБДД МВД России (см. официальный сайт www.gibdd.ru). Заключение

В рамках настоящей лекции предпринята попытка сформулировать и охарактеризовать только отдельные и основные особенности административных правонарушений в области безопасности дорожного движения.

Учитывая изложенное, к числу особенностей административных правонарушений в области дорожного движения можно отнести следующие:

1. Реализация составов главы 12 КоАП России, ограничена сферой дорожного движения, в рамках которой эксплуатируются наземные транспортные средства. Для квалификации имеет принципиальное значение определение «дороги», момента начала «управления транспортным средством», «вида транспортного средства» и ряд других параметров дорожного движения и дорожной инфраструктуры.

2. Ответственность предусмотрена за нарушение не только правил дорожного движения, но и правил эксплуатации транспортных средств. Под эксплуатацией транспортного средства следует понимать – нормальное использование последнего по назначению. Нарушение эксплуатации транспортного средства это нарушение правил использования ТС, не по назначению и техническим возможностям (в том числе путем передачи управления ТС лицу, не имеющему на это право и т.д.).

3. Субъектами ответственности являются участники дорожного движения.

4. Предусматриваются специальные виды наказаний и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области БДД.

5. Нормы ответственности за правонарушения в области дорожного движения применяются должностными лицами, осуществляющими специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а именно ГИБДД МВД России (отдельные полномочия реализуются и другими представителями милиции, в исключительных случаях военной автомобильной инспекцией и т.д.).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года № 1026-1 // СПС КонсультантПлюс.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

3. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ // Собр. Законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.

4. О правилах дорожного движения: постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: Постановление от 26 июня 2008 г. № 475 // СПС КонсультантПлюс.

6. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленум верховного суда РФ от 25 мая 2005 года № 5 // СПС КонсультантПлюс.

7. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: постановление Пленум верховного суда РФ от 24 октября 2006 года № 18 // СПС КонсультантПлюс.

8. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года: обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации от 7 марта 2007 года // СПС КонсультантПлюс.

9. Наставление по работе дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ: приказ МВД России от 20 апреля 1999 года № 297 // СПС КонсультантПлюс.

10. О направлении методических рекомендаций по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения при производстве дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: письмо МВД России от 18 июня 2003 года № 13/ц-72 // СПС КонсультантПлюс.

11. О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 2 июня 2005 года № 444 // СПС КонсультантПлюс.

12. О порядке регистрации транспортных средств: приказ МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001// СПС КонсультантПлюс.

13. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции: приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 // СПС КонсультантПлюс.

14. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения: приказ Минздрава России от 14 июля 2003 года №308 // СПС КонсультантПлюс.

15. Денисенко, В.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: учебник / В.В. Денисенко, А.Н. Позднышев, А.А. Михайлов. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

16. Иванов, А.Ю. Основы административно-юрисдикционной деятельности ДПС ГИБДД: учебное пособие / А.Ю. Иванов, А.В. Трухин. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2007.

17. Применение милицией отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: отчет о НИР (заключ): 1.25/ СибЮИ МВД России; рук. Цуканов Н.Н.; исполн.: Иванов А.Ю., Нырков Е.Н., Долин А.В. - Красноярск, 2006. – 35 с. - № ГР01067579. Инв. № 02066215.


[1] Департамент ОБДД МВД России (см. официальный сайт www.gibdd.ru)

[2] Такие подготовительные действия, как открывание дверей кабины, включение зажигания, включение двигателя не являются управлением транспортным средством (водитель, например, ждет кого-нибудь). Хотя некоторые авторы считают, что лицо реально управляет ТС уже с момента включения двигателя, а не с момента начала движения, то есть готовое к движению, работающее ТС уже представляет собой значительную общественную опасность. В связи с этим нахождение пьяного водителя в кабине автомобиля с включенным двигателем признается правонарушением. Действительно, за рубежом, например, в штате Вашингтон, действует Закон открытого сосуда. Водителю запрещено употреблять спиртные напитки в ТС, находящемся на шоссе, открывать спиртные напитки, переливать их в другие емкости.

[3] К водителям приравниваются и лица обучающие вождению (см. п. 1.2 ПДД).

[4] По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может снижаться указанный возрастной ценз, но не более чем на 2 года, и устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов, мопедов и гужевых повозок (саней) документа, подтверждающего знание ими Правил и Основных положений, а у этих транспортных средств - специального регистрационного знака (см. п. 24.1 ПДД).

[5] Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (см. п.6 ст. 3.5 КоАП РФ).

[6] Примечание и мнение автора (А.Ю.Иванов).

[7] Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: Постановление от 26 июня 2008 г. № 475 // СПС КонсультантПлюс.

[8] Об утверждении форм акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения: Приказ МВД России от 4 августа 2008 г. № 676 // СПС КонсультантПлюс.

[9] О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 10 января 2006г. №1): приказ Минздрава России от 14 июля 2003 года №308 // СПС КонсультантПлюс.

[10] Мнение автора (А.Ю.Иванов).

[11] О квалификации действий лиц по части четвертой статьи 12.8 настоящего кодекса см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года // СПС КонсультантПлюс.

[12] Правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста): постановление Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 796 // СПС КонсультантПлюс.

[13] Понятие транспортного средства указано в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, но дополнительно к этому следует отметить, что в п. 2.5 указываются обязанности водителя транспортного средства, при этом не делается акцент на водителях механических транспортных средствах. Следовательно, можно было бы утверждать, что субъектом ответственности могут быть и водители, управляющие каким-либо иным транспортным средством, не только механическим. К сожалению, данный вывод не применим, так как в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ указывается иное, более того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 указывается критерии транспортных средств применительно к главе 12 КоАП РФ. Следовательно, субъектом ответственности по ст. 12.27 КоАП РФ, может быть только водитель автомототранспортного средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы. Пешеход не является субъектом, более того в Правилах не закреплено и обязанности, оставаться на месте ДТП.

[14] Об утверждении правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством: Постановление от 26 июня 2008 г. № 475 // СПС КонсультантПлюс.

[15] Для милиции право применение ст. 27.12 закреплено приказом МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Об утверждении Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД России». Право закреплено законом РФ 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (п. 19, 23 ст. 11)

[16] Согласно ст. 27.13 транспортное средство задерживается при нарушениях, предусмотренных ст. 11.9, ч. 1 ст. 12.8 (управление транспортным средством (судном) водителем (судоводителем), находящимся в состоянии опьянения). До конца не ясно, что следует делать с транспортным средством, состояние водителя которого исследуется с применением химико-токсикологических методов. Оформление результатов медицинского освидетельствования в этом случае может занять не одни сутки, а до получения его результатов нельзя будет определить, подлежит ли деяние квалификации, например, по ч. 1 ст. 12.8.

[17] Примечанием к ст. 27.12 определено, что под состоянием опьянения следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови или 0,15 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха. До 1 июля 2008 г. предельно допустимая концентрация алкоголя в крови устанавливалась в размере 0,5 и более грамм на один литр крови только в случае медицинского освидетельствования лица, пострадавшего в ДТП и находящегося в тяжелом состоянии. См.: п. 22 Инструкции к приказу Минздрава России от 14.07.2003 г. № 308 (Приложение № 3). Данная норма была введена не для того, чтобы позволить водителям употребление алкоголя, а в целях приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Венской конвенции 1968 г., которую подписала и наша страна.

Приблизительное время выведения алкоголя из организма при употреблении водки (50 мл) – 1,5 часа; водки (500 мл) – 18 часов; коньяка (100 мл) – 4 часа; шампанского (150 мл) – 2 часа; сухого вина (300 мл) – 2,5 часа; ликера (100 мл) – 2 часа; пива (500 мл) – 1 час. Медики условно выделяют три степени алкогольного опьянения: легкую, среднюю и тяжелую. При легком опьянении содержание алкоголя в крови составляет около 0,5-1,5%, при среднем – 1,5-2,5% и при тяжелом – 2,5-3%. При более высоком содержании алкоголя в крови развивается тяжелое отравление с возможным летальным исходом.

[18] Следует отметить, что с 1 июля 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные в ст. 27.13, в связи с чем требуется также редактирование отдельных положений подзаконных актов, приведенных выше.

[19] Сотрудники ДПС вправе осуществлять задержание наземного транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации с последующим помещением на гарнизонный сборный пункт задержанных машин. Трамвай или троллейбус задерживается с последующим помещением в соответствующий парк.

[20] В протоколе о ЗТС должно быть зафиксировано, что на момент задержания транспортное средство имело: механические повреждения (описать какие), дополнительное оборудование (внешние антенны, колпаки и другое), опись находящегося в транспортном средстве имущества, а также кому передано транспортное средство для транспортировки.

[21] В п. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ законодатель разрешает движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.3 и п. 2 ст. 12.5 ст. 27.13 КоАП РФ, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. Водитель, управляющий транспортным средством, запрещенным к эксплуатации по истечении указанного выше срока может быть привлечен к административной ответственности повторно, в том числе и за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.2.

[22] См.: О направлении методических рекомендаций по организации деятельности ГИДД при производстве дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: письмо МВД России от 18 июня 2003 года № 13/ц-72 // СПС КонсультантПлюс.

[23] См.: О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ; О противодействии терроризму: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ; О содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 52-ФЗ; О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 № 1-ФКЗ.

[24] См.: О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с Положением о ГИБДД МВД России): Указ Президента РФ от 15 июня 1998 года № 711; Об организации деятельности строевых подразделений ГИБДД МВД России: приказ МВД России от 23 марта 2002 г. № 263; О направлении методических рекомендаций по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения при производстве дел об административных правонарушениях в области дорожного движения: письмо МВД России от 18 июня 2003 года № 13/ц-72 // СПС КонсультантПлюс.

[25] Большой энциклопедический словарь: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2002. – 1456 с.: ил.

[26] В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (см. п. 8 ст. 27.9).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: