Объективные признаки

1. С объективной стороны административные правонарушения, предусмотренные ст. 12.27 КоАП России, выражаются в 3 самостоятельных составах.

Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, является одним из административных правонарушений, нередко влекущих достаточно серьезные последствия.

При ДТП водитель, причастный к нему, обязан выполнить ряд действий указанных в п. 2.5 ПДД, например:

- немедленно остановить (не трогать с места) ТС, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

- принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим и т.д.;

- освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно и т.д.;

- сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Эти действия должны выполняться именно в той последовательности, в какой указаны в п. 2.5 ПДД, и как можно быстрее. Очевидно, что при невыполнении действий, указанных в пункте 2.5 Правил могут возникнуть необратимые последствия. Например, несвоевременное выставление аварийного знака и включение аварийной сигнализации при плохой видимости может привести к новым столкновениям ТС.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.27, является общественные отношения в области обеспечения БДД. Общественные отношения, возникающие в процессе дорожного движения, а дорожное движение, в свою очередь это не всякое движение ТС, что имеет принципиальное значение при квалификации правонарушения по ст. 12.27.

Соответственно, существенным является и определение ДТП (см. п. 1.2 ПДД) Следовательно, можно сделать вывод, что не каждое происшествие с участием ТС можно определить, как дорожное происшествие. Например, столкновение ТС на платформе парома, в мелкой горной реке и др. В подобных условиях выполнение водителем ряда действий, указанных в пункте 2.5 Правил, является нецелесообразным, например, выставление аварийного знака, включение аварийной световой сигнализации.

Таким образом, если происшествие не является дорожным, то значительная часть правил дорожного движения неприменимы, а водитель оставивший место происшествия, должен нести ответственность только за негативные последствия, например, за причиненный материальный ущерб, вред здоровью. Учитывая терминологию диспозиции ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, оставление водителем места происшествия, которое не признано дорожным, не должно квалифицироваться, как правонарушение. В противном случае, сфера применения ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ должна быть расширена. В объект данного правонарушения должны входить общественные отношения как в области обеспечения БДД, так и при эксплуатации транспорта.

3. При квалификации принципиальное значение имеет установление момента времени, с которого можно считать, что водитель скрылся, оставил место ДТП (для ч. 2 ст. 12.27).

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27, выражается в оставлении водителем места ДТП, в нарушении ПДД, участником которого он являлся.

О том, что участник ДТП скрылся с места происшествия, можно утверждать в том случае, когда он вообще покинул это место, не оставив никаких данных о себе. Водитель должен оставаться на месте ДТП для того, чтобы оказать помощь пострадавшим, когда в этом есть необходимость, а также содействовать органам милиции в расследовании случившегося.

Таким образом, действия участника ДТП, находящегося на обочине, на придорожной полосе, но оставшегося рядом с местом происшествия и вполне доступного сотрудникам милиции, проводящим расследование ДТП, никак не могут быть квалифицированы как оставление места ДТП. Следует так же обратить внимание, что при решении вопроса об ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, не имеет значение, виновен ли водитель в случившемся ДТП или нет, по смыслу п. 2.5 Правил, это может быть любой водитель ТС, причастный к ДТП.

Между тем по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших – для оформления ДТП в ближайшем ОВД или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в пункте 2.6 ПДД (взаимное согласие водителей в оценке случившихся обстоятельств, составление схемы происшествия и ее подписание и др.).

Таким образом, можно сделать вывод:

- не всякое оставление водителем места ДТП является правонарушением;

- положения ст. 12.27 обязывают водителя, участвующего в ДТП, остаться на месте происшествия в целях содействия милиции, оказания помощи пострадавшим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: