Особенности применения ст. 27.12

1. Статья 27.13 включает две взаимосвязанные меры:

- задержание ТС;

- запрещение эксплуатации ТС.

2. Основания, порядок применения задержания транспортного средства (далее – ЗТС) и запрещения его эксплуатации установлены ст. 27.13, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дородного движения» (см. ст. 19), постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения». Процедура применения данных мер, осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. №759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации», приказом МВД РФ от 19 марта 2004 г. № 187 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. № 759».[18]

3. ЗТС - временное принудительное прекращение использования ТС, включающее (в случае невозможности устранения причины задержания на месте выявления административного правонарушения) его принудительное помещение на специализированную стоянку, при невозможности его перемещения и помещения на специализированную стоянку, путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств (ТС с опасными, крупногобаритными грузами).

4. При совершении правонарушений указанных в ч. 1 ст. 27.13 ТС задерживается до устранения причины задержания. При этом регистрационные знаки не должны сниматься. Меры указанные ст. 27.13 применяется в отношении водителей наземных автомототранспортных (механических) средств (см. примечание к ст. 12.1).[19]

При ЗТС водитель отстраняется от управления после устного предупреждения о запрещении движения, о чем составляется протокол (см. ст. 27.12). Протокол о ЗТС в двух или в трех экземплярах (один экземпляр остается у сотрудника ГИБДД, второй экземпляр вручается водителю, третий экземпляр передается представителю организации, осуществляющей транспортировку, если было принято решение о ЗТС и запрещении его эксплуатации). Протокол о ЗТС, создавшего препятствия для движения других транспортных средств, в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых.[20]

5. Часть 2 статьи 27.13 включает составы административных правонарушений, которые обусловлены нарушением правил эксплуатации ТС и управления ТС, за совершение которых применяется запрещение их эксплуатации, путем снятия государственных регистрационных знаков.[21] - Снятие государственных регистрационных знаков за другие виды административных правонарушений, не предусмотренные в части 2 статьи 27.13, следует считать незаконным.

Протокол о запрещении эксплуатации наземного транспортного средства обязательно составляется в двух экземплярах. В нем должно быть отражен факт снятия регистрационных знаков и их возвращения после устранения причины запрещения эксплуатации данного транспортного средства.

После устранения причины запрещения эксплуатации наземного ТС оно допускается к эксплуатации, при этом владельцу наземного транспортного средства (его представителю) возвращаются государственные регистрационные знаки.

В отдельных случаях, на месте ЗТС, составляется протокол об отстранении водителя от управления транспортным средством (см. ст. 27.12), протокол об административном правонарушении (ст. 28.2), рапорт с подробным указанием иных сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении.[22]

Меры, предусмотренные ст. 27.12, 27.13 могут применяться только должностными лицами, которые наделены контрольно-надзорными полномочиями в области БДД (например, должностные лица ГИБДД).

Досмотр транспортных средств (далее - ДТС) относится к числу мер, которые могут применяться в различных сферах правового регулирования, не только в сфере безопасности дорожного движения.

1. Основания, порядок применения досмотра транспортных средств установлены ст. 27.9. Права должностных лиц на осуществление ДТС закреплено в различных правовых актах,[23] например, право сотрудников милиции на осуществление выше указанной меры закреплено в законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026 - 1 «О милиции» (см.п.п. 20, 23, 25 ст. 11), приказах МВД России[24]

2. ДТС - обследование ТС любого вида, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Законодатель определяет «досмотр» как «обследование», последнее может означать «производство наблюдений, проверка чего-либо….».[25]

В понятии ДТС, указанного законодателем в п. 1 ст. 27.9, имеются формулировки общего характера, содержание которых не раскрывается в КоАП России. Например, одним из обязательных условий осуществления ДТС является сохранение конструктивной целостности досматриваемого транспортного средства.

Из анализа действующего законодательства, в целях осуществления ДТС, можно сделать вывод: нарушение конструктивной целостности – это механическое повреждение досматриваемого ТС (разделение ТС на части), рассоединение на конструктивные элементы по сварным, клепаным, резьбовым и другим видам соединений, иные действия нарушающие функционирование досматриваемого объекта (разрывы, деформации, проломы, расколы и т.п.).

3. Целью ДТС обнаружение орудий совершения либо предметов административного правонарушения (см. п.1 ст.27.9). По делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12, предметом правонарушения обычно является транспортное средство, которым пользуется виновное лицо, документы, нестандартные государственные регистрационные знаки, нестандартные световые, звуковые приборы и т.п. Орудиями административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения могут выступать предметы, используемые для изготовления подложных государственных регистрационных знаков (см. ст. 12.2), предметы, используемые для повреждения дорог, железнодорожных переездов, дорожных сооружений, для создания помех на дорогах (см ст. 12.33).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: