Семиотика

Прежде чем продолжить рассмотрение неопозитивизма, остановимся на семиотике – учении о знаках, которая нам понадобится в дальнейших наших рассуждениях. Она важна не только для понимания идей неопозитивизма, но также структурализма, постструктурализма, герменевтики.

Предтечей семиотических идей 20 века считается пражский философ Больцано (1781 – 1848). В своем учении о знаках он говорил о неизменном значении знака (самого по себе) и о смыслах, которые знак приобретает в контексте; о различном использовании знака автором и интерпретатором; дает одну из первых классификаций знаков (знаки, с его точки зрения, могут быть естественные и случайные, слышимые и видимые, простые и составные, однозначные и многозначные). При этом Больцано уделяет внимание не только познавательной, но и коммуникативной (в том числе автокоммуникативной) роли знаков.

Основоположником же современного учения о знаках считается представитель американского прагматизма Чарльз Пирс (1839-1914). Он считал, что мышление, познание, сознание, понимаемые им как процесс, возможны только с помощью знаков. Автор особым образом подчеркивает процессуальность знаков. Пирс и другие семиотики настаивают на том, что нечто «не есть знак, пока оно не используется в качестве такового, т.е. пока оно не интерпретируется мышлением и не адресуется некоему сознанию». Отсюда следует, что «быть знаком» - это не внутренне присущее объекту свойство. Знаками объекты становятся.

Дадим определение знака по Ч. Пирсу:

· «Знак или репрезентамен есть нечто, что стоит для кого-то другого вместо чего-то иного в некотором отношении или качестве. Он обращен к кому-то, то есть порождает в сознании этого лица эквивалентный знак или более развитый знак. Знак, который он порождает, я (имеется в виду Ч. Пирс, – прим. Е.И. Янчук) называю интерпретантом первого знака. Знак стоит вместо чего-то иного, вместо объекта. Но он стоит вместо объекта не в любом отношении, а в отношении к некоторой идее».

Сам процесс порождения и движения знака Пирс называет семиозисом. С его точки зрения, в структуру семиозиса входят знак, объект и интерпретант. (Объект – это вещь или процесс, который мы заменяем знаком; знак – предмет, заменяющий собой объект; интерпретант – знак или образ, возникающий в сознании человека, работающего со знаком). Пирс показывает, что один и тот же знак может быть проинтерпретирован различным образом. Например, знак «Ох» - это могут быть знаки, используемые в игре «крестики-нолики», а также восклицание «Ох!», или обозначение одной из координат, а именно абсциссы, в ортогональной системе координат. Несколько по-иному рассматривает структуру семиозиса французский лингвист Фердинанд де Соссюр. Наряду со знаком, он выделяет в структуре семиозиса означающее и означаемое. Означающее – это, например, рисунок, звук и т.п., т.е. физическое бытие знака. Означаемое – это понятие в мышлении (именно оно эквивалентно интерпретанту в модели семиозиса по Ч. Пирсу). Как видим, и это будет важно при рассмотрении идей структурализма, в структуре семиозиса по Ф. де Соссюру отсутствует объект.

Ч. Пирс предлагает различные классификации знаков. Одна из них связана с рассмотрением знака в его отношении к объекту. В данном случае Пирс выделяет такие знаки, как индексы, иконы и символы.

Индекс – это знак, требующий наличия физической связи между предметом и знаком. Собственного значения индексы не имеют. Если устранить предмет, на который они указывают, то индекс перестанет быть знаком. В качестве примеров Пирс рассматривает стук в дверь, флюгер, Полярную звезду (указывает путь на Север).

Икона – это знак, обладающий общим качеством с обозначаемым объектом. Между знаком и объектом устанавливаются отношения подобия, но физической связи между знаком и обозначаемым им предметом не требуется. Иконами будут, согласно Пирсу, такие знаки, как фотография, карта, звуки-имитации, запахи-имитации, а в научной практике – графики, схемы, чертежи, диаграммы, гистограммы и т.п., которые выполняют наглядно-иллюстративную функцию.

Символы – это знаки, не имеющие с обозначаемыми предметами ничего общего ни в физическом (как у индексов) смысле, ни в плане сходства (как у икон). Символы репрезентируют объект на основании его интерпретации как репрезентамента. Связь символа с объектом условна и является результатом конвенции. Если символ исключить из процесса интерпретации, то он потеряет свои знаковые свойства. Примером символов является слово, а также арабские цифры (римские цифры – это иконы).

Таким образом, уже в указанных определениях видно, насколько важна роль интерпретации. Любой знак может быть, в принципе, проинтерпретирован и как индекс, и как икона, и как символ в зависимости от правил интерпретации.

Другой представитель прагматизма - Чарльз Моррис (1901-1979) – внес весомый вклад и в семиотику, и в аналитику. Он считал, что любой объект может быть знаком, т.е. может участвовать в семиозисе. Семиозис как процесс он рассматривал при этом в трех измерениях и считал, что любое языковое выражение может быть понято только путем рассмотрения в этих измерениях-проекциях.

1. Семантика – измерение, которое устанавливает отношение знаков к обозначаемому объекту (денотату). В силу наличия референции, выявляется значение (корреспондентное) знака.

2. Синтактика – измерение, которое устанавливает отношения знаков друг к другу. Тем самым вскрывается структура знаковых систем, в том числе грамматическая. Выявляется еще одна характеристика знаков – валентность.

3. Прагматика – измерение, которое устанавливает отношения знаков к тому, кто их употребляет (с учетом культурных конвенций). Тем самым устанавливаются смыслы, которыми наделяются знаки в процессе их употребления.

Согласно Моррису, с помощью знаков человек способен действовать с учетом последствий своих действий для себя и для других, контролировать свое поведение. Кроме того, сам процесс интерпретации знака дает информацию не только о знаке, но и о личности субъекта коммуникации, что обусловливает возможность использовать семиозис в психодиагностической практике. Кроме того, смысл знака для субъекта и интерпретатора может не совпадать, из чего следует, что корреляция между смыслами знака становится важным фактором социального поведения.

И семиотики, и аналитики утверждают, что семиотическая полнота языков достигается путем их рассмотрения в трех указанных проекциях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: