Отечественный опыт психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми формами умственной отсталости

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко снижен­ ной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают в специализированных домах-интернатах Министерства социальной защиты (до 1992 года— Министерство социального обеспечения). В соответствии с действующей инструкцией Министерства социаль­ ной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения «на­ правляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени имбецпльность и идиотия, а также в степени дебильность при нали­ чии нарушений опорно-двигательного аппарата».

В последнее десятилетие во многих городах страны — Москве," Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других — открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают меди­ цинскую, психологическую и педагогическую помощь детям с тяже­лым нарушением интеллектуального развития, обучая также родите­лей воспитательной работе.

В последние годы все чаще семьи, в которых появляется ребенок с тяжелым нарушением интеллекта, выражают желание воспитывать такого ребенка дома, а не передавать его в дом-интернат системы со­ циальной защиты. Родители остро нуждаются в психологической и пе­дагогической помощи, чтобы полноценно воспитывать ребенка в семье, однако сложившейся системы психолого-педагогической помощи де­ тям и родителям с первых дней и месяцев жизни ребенка пока нет. Программа содействия лицам с выраженной интеллектуальной недо­ статочностью и их семьям только начинает реализоваться Министер­ ством социальной защиты.

Отечественные специалисты (А. В. Бабушкина, Я. Г. Юднлевич, А. Р. Маллер, Н. В. Погосов, Н. Г. Полосатова, А. А. Еремина, А. А. Ва тажина, Г. В. Цикото и др.) придерживаются мнения о том, что це­ ленаправленное специальное обучение детей с тяжелыми интеллекту­ альными нарушениями должно начинаться с самого раннего детства. При этом коррекционно-воспитательная работа по содержанию и орга низации является иной, чем с детьми с легкой степенью интеллекту­альной недостаточности.

Первые программы обучения и воспитания детей с тяжелыми формами умственной отсталости были разработаны отечественными специалистами уже в 60-70-е годы XX века. В 1993 году Министер­ство социальной защиты наряду с действующей Программой обуче­ния глубоко умственно отсталых детей школьного возраста (1981) рекомендовало также Программу обучения и воспитания детей с вы­раженными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста. Программы предусматривают развитие и коррекцию всех психиче­ских функций детей, расширение круга представлений и понятий, развитие речи, привитие элементарных санитарно-гигиенических навы­ков и простейших навыков самообслуживания, навыков личной и кол­лективной организованности, физическую закалку организма и мно­гое другое.

В России в настоящее время проводится изучение возможности от­крытия специальных школ для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями: в рамках эксперимента Министерством образования России открыты две школы соответствующего профиля. В программе обучения этих школ представлены основные разделы общеобразова­тельного цикла, выделены специальные раздел])!: ознакомление с окру­жающим, социально-бытовая ориентировка. Такая направленность обучения позволяет хорошо подготавливать детей к достаточно само­стоятельной жизни При условии патронажной поддержки. Развитие этого направлена в отечественной системе специального образова­ния задерживается из-за ведомственной разобщенности учреждений образования и социальной защиты, отсутствия информационно-педа­гогической и социально-педагогической работы с населением, несформированности служб социально-педагогической помощи этой катего­рии семей.

Вся коррекционпо-педагогическая работа в специальных учрежде­ниях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособ­ление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелы­ми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональ­ной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная ра­бота различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управ­ления образованием и социальной защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: