Краткая историческая справка и современная характеристика социальной политики в отношении умственно отсталых лиц

Отношение общества к умственно отсталым лицам в разные перио­ды его развития было неодинаковым. Организованная общественная помощь слабоумным получила развитие лишь с начала XIX века.

С середины XIX века в связи с введением законов об обязательном начальном обучении стали выявляться дети с легкой степенью умствен-. ной отсталости. Большое значение для развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых лиц имели врачебно-педагогическая система Э. Сегена (1812-1880), идеи И. Т. Вайзе(1793-1859), В. Айрленда (1832-1903), Ж. Демора (1867-1941), О. Декроли (1871-1932), М. Монтессори (1870-1952). В России первое образо­вательное учреждение для умственно отсталых детей было открыто доктором Ф. Пляцом в 1854 году в Риге. Позже появились врачебно-воспитательное заведение И. В. Маляревского, приюты и школа Е. К. Грачевой, вспомогательные классы М. П. Постовской. Они были частными, платными, существовавшими на благотворительные по­жертвования. В 1908 году в Москве было открыто частное учебно-вос­питательное заведение «Школа-санаторий для дефективных детей» под руководством В. П. Кащенко, которое впоследствии стало одним из первых и ведущих научно-методических центров отечественной дефектологии.

В первые годы после революции 1917 года заботу об умственно от­сталых лицах государство приняло целиком на себя. Была создана сеть вспомогательных школ. Период 30-70-х годов характеризуется интен­сивным развитием отечественной олигофренопедагогики — системы научных знаний об обучении и воспитании умственно отсталых лиц. Большой вклад в ее развитие внесли Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев и др. Одновременно с этим продолжается дальнейшее изучение слабоумия (А. Р. Лурия, Ж. И. Шиф, Б. И. Пин­ский, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, С. Я. Рубинштейн, В. И. Лубовский, Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер и др.).

В 70-х годах XX века в нашей стране открываются первые детские сады для умственно отсталых детей, интенсивно развивается новая отрасль олигофренопедагогики — дошкольная олигофренопедагогика.

В настоящее время в отечественной олигофренопедагогике разра­батываются пути и методы оказания коррекционной помощи умствен­но отсталым детям младенческого и раннего возраста (Е. А. Стребелева, Ю. А. Разенкова, Г. А. Мишина и др.). Совершенствуются содержание, методы и приемы обучения и воспитания детей дошкольного и школь­ного возраста (Л. Б. Баряева, О. П. Гавршгушкина, А. А. Аксенова, М. Н. Перова, Б. Б. Горскин, Н. Соломина, И. М. Яковлева и др.). Раз­рабатываются современные технологии обучения умственно отсталых детей и подростков с олигофренией в степени имбецильности и иди­отии (Г. В. Цикото, А. Р. Маллер, А. А. Еремина и др.)

20.Проблемы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфи­ческие методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

В последние годы в специальной педагогике широкое распростра­нение получили идеи интеграции. Они распространились также на образование умственно отсталых лиц.

Для детей с незначительной и умеренной степенью умственной отсталости целесообразно создание специальных групп, классов при массовых дошкольных и школьных учреждениях, чтобы дети в пер­вую половину дня могли заниматься с олигофренопедагогом, а на пе­ременах и во второй половине дня быть вместе со всеми, участвовать в различных видах дополнительного образования, праздниках.

Наиболее распространенными формами организации обучения ум­ственно отсталых детей и подростков являются специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекционные) школы 8 вида.

Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребен­ком позволяет максимально корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.

К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в стро­ении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость (имбецильность, идиотия).

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспиты­ваются в семье или специальных яслях системы здравоохранения. Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малы­ши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка, а затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоци­ональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками, удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со сторо­ны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании пред­метного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье, осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с умствен­но отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофренопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими меропри­ятиями, проводимыми олигофренонедагогами, воспитателями группы, логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специаль­ных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях: формирование физической готовности; формирование элементарных познавательных интересов и познавательной активности и накопле­ние знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые до­школьники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подгото­вить их к обучению в специальной школе.

Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специаль­ные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится, как и в специальных детских садах, по специальным программам.

С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррекционных) школах 8 вида, где обучение ведется по специальным про­граммам на основе отдельного образовательного стандарта. Им также может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабили­тации.

Основными задачами этих школ являются максимальное преодо­ление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-во­левой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к уча­стию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.

В специальной (коррекционной) школе 8 вида преподаются как об­щеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, мате­матика, география, история, естествознание, физкультура, рисование, музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах — социально-бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются индивидуальные и групповые логопедические занятия, ЛФК и заня­тия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Важное место в специальных школах придается трудовому обуче­нию. Оно уже с 4 класса носит профессиональный характер. В процес­се обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

Обучение в школе продолжается от восьми до одиннадцати лет. На протяжении всех лет создаются благоприятные условия для развития каждого ученика.

Большое место в специальной (коррекционной) школе 8 вида отво­дится воспитательной работе, целью которой является социализация воспитанников, а основными задачами — выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим. Специфической задачей воспитательной работы в специальной школе является повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситу­ациях и в процессе разных видов деятельности.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ 8 вида достаточно хорошо подготовлены к жизни обычного взрослого человека в обществе: они обустраивают свой быт, работают по полу­ченной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны. Лишь небольшая их часть, попав в неблагоприятные соци­альные условия, ведет аморальный образ жизни. Иногда выпускники специальных щкол-интернатов испытывают значительные затрудне­ния в решении сложных проблем самостоятельной жизни. Юноши и девушки, оставшиеся без родителей, выйдя из стен школы, не умеют правильно распорядиться своим имуществом, не всегда в состоянии экономно рассчитать свой бюджет. Они часто становятся жертвами обмана. Необходимо длительное сопровождение выпускников специ­альных школ социальным педагогом так, как это осуществляется за рубежом.

21.Зарубежная практика воспитания, обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

В каждой стране воспитание и обучение глубоко умственно отста­лых осуществляется по-разному: исходя из экономических условий, исторических традиций, культурного развития, социальной политики.

Выявление потенциальных возможностей лиц с тяжелыми интел­лектуальными нарушениями привело к тому, что в развитых странах мира им предоставлено право на образование, которое защищено ря­дом международных правовых документов.

В странах Западной Европы и США детей с выраженными интел­лектуальными нарушениями подразделяют на обучаемых — способных к обучению в массовой общеобразовательной школе с адаптированной индивидуальной образовательной программой, и тренируемых — та­ких, которые способны лишь к некоторому продвижению в специаль­но организованном обучающем процессе.

Начиная с 70-х годов XX века, во многих западноевропейских стра­нах и США подразделение детей на обучаемых-необучаемых, в отли­чие от нашей страны, было упразднено.

Ребенку с выраженным интеллектуальным нарушением, по мнению зарубежных специалистов, необходимо с первых дней пребывания в школе в интегрированном классе независимо от дефекта, его глубины и структуры адекватно вести себя среди других детей и обладать про­стейшими учебными навыками (уметь слушать речь взрослого, вы­полнять простейшие инструкции, обладать необходимыми навыками самообслуживания). Через специально организованные центры обу­чения родителей, дошкольные группы в детских садах ведется подго­товка детей с глубокой умственной отсталостью к включению в школь­ное обучение.

Сложившаяся на Западе система обучения и воспитания детей с глу­бокими интеллектуальными нарушениями предоставляет родителям или попечителям детей широкий выбор вариантов обучения ребенка как в государственной системе образования, так и в негосударствен­ных образовательных учреждениях. Однако системы и стандартиза­ции в этой области образования нет.

Наиболее важным из последних достижений в области образования детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями является раз­работка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются дан­ные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением интеллектуальной деятельности. Отмечается, что 1О_ возрастает, улуч­шаются потенциальные возможности развития. Имеются положитель­ные результаты обучения чтению глубоко умственно отсталых детей в рамках программы раннего вмешательства. Установлено, что глубоко умственно отсталые с 1О_ ниже 32 могут научиться читать и понимать прочитанное. Обучение чтению стало для этих детей составной частью общего речевого развития. Обучение чтению целыми словами (гло­бальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных навыков, является важным способом «вхождения» в речевую деятель­ность. Однако ограниченные возможности моторики не позволили перейти этим детям к письму. Отмечено было также и то, что осво­енные навыки быстро распадались. Программы раннего вмешатель­ства в развитие детей по обучению чтению, письму, рисованию в ос­нове своей являются тренинговыми, представляют собой отработку множества независимых, но хорошо освоенных отдельных элементов.

Интересен опыт вальдорфскнх детских садов, где у детей независи­мо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются разви­вать эмоционально положительное отношение к окружающим.

В ряде европейских стран дети с физическими и интеллектуальны­ми нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педагогических учреждениях. Тех из них, кого не удается обучать, развивают в усло­виях практической деятельности.

При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в раз­личные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант обучающей программы, которая определяет минимально необходи­мые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется форми­рованию социально-бытовых навыков.

Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содер­жание начального обучения представляет собой элементарные знания и умения по чтению, письму, счету.

Разнообразен круг профессии, которые могут освоить лица с выра­ женными интеллектуальными нарушениями:

* автослесарное дело;

* машино- и металлотехника;

* вязание, плетение;

* уборка помещений;

* садоводство, складское хозяйство;» уход за больными и др.

Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при про­ фессиональных училищах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: