Психокоррекционная и профилактическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения

У детей с речевыми нарушениями но сравнению с возрастной нор­мой наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в ее структуру процессов: меньший объем запоминания и воспроизведе­ния материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмыс­ления действительности; у них затруднена развернутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или об­щая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, много­кратная смена настроения и др.

Психокоррекционная работа с такими детьми должна включать комплекс мероприятий, направленных на устранение неблагоприят­ного воздействия указанных выше социальных факторов, на улучше­ние общего психического состояния ребенка, на формирование у него

интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, на организацию правильного речевого воспитания. Эффективность пси­холого-педагогической коррекции будет во многом определяться спе­циальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помощи детям с тя­желыми речевыми нарушениями необходимо следовать принципу комплексности и взаимодополнительности медицинских, психологи­ческих и педагогических методов воздействия.

Приведем пример сложности и разноуровневое проблем ребенка с ринолалией.

Характерной особенностью речи такого ребенка является носовой отте­нок, так как струя воздуха во время речевого акта проходит через нос, а не через рот (открытая риполалия). Вследствие отсутствия или недо­статочности перегородки между носовой и ротовой полостью (из-за рас­щелин твердого и мягкого неба, недостаточной подвижности мягкого неба) струя воздуха уходит в нос, и речь ребенка с таким нарушением обычно малопонятна для окружающих. Он практически не умеет на­правленно выдыхать через рот — задувать свечку, дышать на ладошки, петь гласные.

До операции ребенок с расщелиной твердого неба, как правило, но­сит обтураторы (пластины, создающие искусственное небо), которые меняются по мере взросления ребенка. При недостаточно внимательном отношении в промежутки между пластинами может забиваться пиша, становясь источником инфекции и ослабляя организм ребенка.

Ребенок с открытой ринолалией нуждается в помощи логопеда как в дооиерациоппый, так и в послеоперационный период. Воспитатель ра­ботает в сотрудничестве с логопедом и проводит большую работу по раз­витию речевого (ротового) дыхания.

У ребенка с закрытой ринолалией из-за разращений в носу полипов закрыт проход воздуха в нос. В речи такой ребенок заменяет носовые звуки [м] и [п] на звуки [б] и [д]. Первостепенное значение в этих случаях отводится медицинской коррекции — удалению аденоидов, физиотерапии и пр. В дальнейшем к работе подключаются логопед и воспитатель. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок закрывал рот и дышал носом. Необходимо несколько раз (3-4) в день с этим ребен­ком выполнять дыхательные упражнения:

*дышать поочередно правой, а затем левой ноздрей, при этом рот и другая ноздря должны быть закрыты;

*делать вдох ртом, а выдох носом и наоборот, вдыхать носом, а выдыхать ртом

* пропевать на мотив песни звук

Важно, чтобы воспитатель контролировал работу над правильным дыханием ребенка, которую проводят также и родители.

В дальнейшем первостепенную роль будут иметь занятия с логопе­дом и психологом по формированию позитивного самовосприятия, эффективных навыков коммуникации, а также работе с их ближай­шим социальным окружением по созданию психотерапевтической поддерживающей атмосферы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: