Особенности современного политического режима в России

Россия относится к странам запаздывающего типа развития, поэтому процесс формирования гражданского общества в ней начался достаточно поздно – с реформ 60-х гг. ХIХ в. Особенностью политического режима в России является то, что он носит переходный характер от тоталитаризма к демократии. Качество перехода России к рыночной экономике таково, что массовое недовольство реформами все больше детерминирует авторитарные тенденции. Гражданское общество в России слишком долго находится в процессе становления. Современный российский политический режим допускает идеологический плюрализм. Что ожидает российский политический режим в обозримом будущем? Рассмотрим позитивный вариант – дальнейшее развитие режима в направлении демократии. В первую очередь это означает создание экономической базы демократического режима – социально ориентированного рыночного хозяйства, основанного на равноправии всех типов собственности. Основное направление преобразований в сфере национально-территориальных отношений должно заключаться в переносе значительно большего объема полномочий в регионы.

В целом процесс формирования демократического режима в России должен иметь естественный темп, его нельзя ускорять искусственно, и в то же время интеллектуальные и политические силы общества должны бороться против сползания переходного российского режима в сторону авторитаризма.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII -- началу XIX веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которыҳ начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству. В философии и социологии марксизма, а также в большинстве современных политологических и социологических теорий, напротив, утверждается приоритет гражданского общества над государством, а в его расширении и укреплении усматривается одно из важнейших условий социального прогресса.

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Основным достижением европейских буржуазных революций считается законодательное ограничение власти государства в лице монарха и формирование первого поколения прав человека. В число этих прав исторически вошли личные и политические права. Причем в области личных прав за каждым человеком признавалось право на жизнь, свободу, на равенство перед законом, личную неприкосновенность, невмешательство в его частную жизнь, тайну переписки и переговоров, неприкосновенность жилища, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом. В области политических прав устанавливалось право каждого гражданина избирать и быть избранным, участвовать в управлении государственными делами, право на свои политические убеждения, на политические объединения, на митинги, шествия, демонстрации, пикетирования. В экономической сфере предоставлялось право быть собственником, предпринимателем, а также право на свободный и безопасный труд, на его справедливое вознаграждение. В духовной сфере признавалось право на свободу мысли, убеждений, совести, слова, свободу творчества, защиту интеллектуальной собственности.

Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

5. 5 Проблемы становления гражданского общества в России

Особенностью становления гражданского общества в России является исключительная роль государства. Государственное начало, по крайней мере с ХV в., являлось главным демиургом общественных преобразований. Это обстоятельство затрудняло формирование у россиян привычки к самостоятельному и инициативному поведению. Тем не менее, в российской цивилизации нет генетических запретов на развитие гражданского обществ а.

Однако и в период империи самодержавная власть шла на определенные реформы, способствующие возникновению элементов гражданского общества. После отмены крепостного права элементы гражданского общества становятся более основательными. Появляются земства, учреждения выборного самоуправления, создаются общества взаимопомощи и кооперативы. После первой революции 1905–1907 гг. самодержавие было вынуждено впервые «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Страна получила представительный орган государственной власти – первый российский парламент (Государственную думу), в выборах которой участвовали многочисленные политические партии.

Зарождавшееся в России гражданское общество было уничтожено Октябрьской революцией 1917 г.

Однако нельзя полностью отрицать наличие определенных институтов гражданского общества в советский период отечественной истории. При всей подконтрольности советского общества государственной машине в стране имелись некоторые возможности для проявления и реализации интересов, за исключением политических, хотя уже сама борьба против «диссидентов» свидетельствует о наличии индивидуумов, имеющих другие политические взгляды. В основном граждане объединялись на базе различных пристрастий и хобби. Некоторые активные, политизированные индивиды проявляли свою «гражданскую культуру» даже в рамках жестко контролируемых государственных структур, в качестве каковых выступали партия, комсомол, профсоюзы, советы.

Распад СССР и саморазложение советского социума создали возможность становления современного гражданского общества. Как и в прошлом, общественные преобразования осуществлялись «сверху». Поэтому они проводились в интересах новой власти, которая, сменив прежнюю идеологию на новую демократическую риторику, была, как и прежде, далека от народа. Приватизация государственной собственности для формирования рыночной экономики и необходимого для нее класса собственников была проведена в интересах власти и привела к резкой социально-экономической дифференциации общества. Бывшая партийно-хозяйственная номенклатура оказалась владельцем основных производительных сил общества, конвертировав свою власть в частную собственность. Таким образом, изначально создавались неравные условия для предпринимательской деятельности и воспроизводилась монополизация наиболее прибыльных сфер экономики.

Тем не менее, переход к рынку дает возможность для проявления экономической активности российских граждан в сфере предпринимательства. Несмотря на трудности, все-таки рождается новый класс предпринимателей. Усложняется социально-классовая структура, формируются новые интересы и потребности, требующие реализации и защиты. В стране формируется многопартийная система. Правда, большинство партий еще являются квазипартиями, как и многие общественные организации, но многообразие и активность во всех сферах общества свидетельствует об определенном прогрессе в становлении гражданского общества. По мере развития гражданского общества в России будут возрастать требования общества к политической власти. Общество будет иметь больше возможностей влиять на демократическую направленность российской политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: