Важной формой сотрудничества являются двусторонние соглашения - традиционное средство регулирования миграционных потоков и управления ими между двумя странами. Хотя заключение двусторонних соглашений не является всеобъемлющим решением имеющихся проблем, оно представляет собой эффективное средство защиты трудящихся-мигрантов в тех случаях, когда рамочные соглашения не в полной мере справляются с задачей или не касаются тех конкретных проблем, которые актуальны для двусторонних отношений. При этом представляется особенно важным, чтобы двусторонние соглашения, как и региональные, разрабатывались и реализовывались в контексте международных норм и рамочных актов с тем, чтобы предпринимаемые усилия были взаимодополняющими.
В России проводится значительная работа по формированию миграционной политики Российской Федерации и государств-участников СНГ. Изменение процедур получения разрешений на работу в России гражданами стран СНГ является одним из принципиальных элементов реформирования российского миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 году. Порядок получения разрешений на работу для граждан стран СНГ, с которыми Россия имеет режим безвизового въезда, был существенно упрощен. Трудовые мигранты из этих государств получили более свободный доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу и получив право смены работодателя в пределах региона, где это разрешение получено.
Кардинальное изменение ориентиров российской миграционной политики в отношении трудовой миграции из стран СНГ явилось результатом пересмотра стратегической позиции государства, во-первых, в оценке роли трудовой миграции в экономическом развитии России и, во-вторых, по отношению к методам борьбы с незаконной миграцией.
Эти изменения носят, по сути, революционный характер. В значительной степени сняты чрезмерные административные барьеры, что, по единодушному мнению экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации. Таким образом, предложена такая модель управления трудовой миграцией, которая несет в себе потенциал расширения возможностей легального трудоустройства иностранных работников как альтернативы незаконной миграции. В течение 2007-2008 годов, т.е. после того, как новые законы вступили в силу, российские миграционные службы ежегодно выдавали более 2 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, что вдвое больше, чем в 2006 году и втрое больше, чем в 2005 году. Существенно изменился и состав иностранной рабочей силы, официально привлекаемой на работу в России, практически в три раза сократилось количество нелегальных трудовых мигрантов.
Изменения миграционного законодательства, вступившего в силу в 2007 г., обозначили новые ориентиры и кардинальное изменение российской миграционной политики, которые выразились:
· во-первых, в четко обозначенной группе государств, на граждан которых Россия намерена ориентироваться как на своих «предпочтительных миграционных партнеров»;
· во-вторых, в стремлении легализировать трудовую миграцию;
· в-третьих, в регулировании трудовой миграции как приоритетном направлении государственной миграционной политики;
· в-четвертых, в смещении направлений в борьбе с незаконной миграцией с самих мигрантов на работодателей, нарушающих миграционное и трудовое законодательство;
· в-пятых, в повышении миграционной привлекательности России путем либерализация миграционного законодательства;
Тем не менее, ряд принятых в конце 2008 г. и в 2009 г. решений (сокращение квот, ужесточение и увеличение контрольно-проверочных мероприятий и т.д.), может свести на нет большой положительный эффект введения новых законов и ориентиров миграционной политики России.
Следует продолжить и обеспечить полное выполнение постановления Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств «О правовом обеспечении согласованной миграционной политики государств-участников СНГ», принятого на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (№ 29-5 от 31.10.2007).
В современных условиях существенно повышается значимость негосударственного сектора (частных агентств занятости, консалтинговых компаний, страховых, банковских и иных структур) в процессах трудовой миграции, а также происходит выделение этого сектора как одного из наиболее важных в деятельности объединений российских предпринимателей и работодателей. Назрела необходимость определения его места и роли, а также механизмов формирования цивилизованного рынка негосударственных услуг в сфере трудовой миграции. Необходимо в ближайшее время принятие модельного закона государств-участников СНГ «О частных службах (агентствах) занятости и трудоустройства», проект которого разработан экспертной группой по поручению Секретариата Межпарламентской ассамблеи СНГ.
Также было бы целесообразно рассмотреть возможность подготовки и принятия ряда межправительственных соглашений на двустороннем уровне, в частности:
· о порядке взаимодействия организаций государств-участников СНГ, оказывающих комплекс услуг, связанных с организованной подготовкой и выездом граждан на работу за пределы государства постоянного проживания и прибытием в принимающее государство, трудоустройством и жилищно-бытовым обустройством;
· о дальнейшем развитии инфраструктуры трудовой миграции путем комплексирования сервисных институтов (информационных и юридических консультационных центров, оказывающих услуги по трудоустройству и жилищно-бытовому обустройству и др.), обеспечивающих легитимность, информированность и защищенность трудящихся-мигрантов;
· о распределении действий между направляющими и принимающими трудящихся-мигрантов государствами-участниками СНГ в процессе осуществления организованного подбора, подготовки и направления граждан в принимающее государство с целью осуществления трудовой деятельности;
· о едином порядке осуществления тестирования и сертификации граждан, выезжающих на работу за пределы государства своего постоянного проживания, на соответствие заявленным профессионально-квалификационным требованиям нанимателя в принимающем государстве-участнике СНГ;
· о сотрудничестве государств-участников СНГ по формированию системы раннего предупреждения и предотвращения социально-политических конфликтов, следствием которых является экстренная массовая миграция населения;
· о сотрудничестве государств-участников СНГ в решении проблем, связанных с адаптацией трудящихся-мигрантов в принимающем государстве.
Кроме того, в мероприятиях на 2012 год целесообразно предусмотреть разработку Федеральной целевой программы (ФЦП) по созданию и внедрению в практическую деятельность механизмов организованного подбора, подготовки и направления на работу за рубеж граждан государств-членов СНГ. Указанная ФЦП органично дополнит вышеуказанные международные правовые нормативные акты и позволит создать в области организованного привлечения и использования иностранной рабочей силы целостную правовую базу для реализации этого подхода на практике.
Необходимо также предусмотреть ряд мер по повышению роли образовательной миграции в социально-экономическом и демографическом развитии России и государств-участников СНГ.
Что касается совершенствования миграционной политики в Российской Федерации, то необходимо скорейшее принятие, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе, Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации, касающегося введения патента для мигрантов, работающих у физических лиц, наделения привилегиями высококвалифицированных специалистов, снижения ставки подоходного налога на трудовых мигрантов-нерезидентов в первом полугодии их работы в России и т.д.
В выработке и реализации эффективной миграционной политики в Российской Федерации, особенно в сфере трудовой миграции большую роль должен сыграть негосударственный сектор. Необходимо сказать слова благодарности государственным органам, прежде всего, Федеральной миграционной службе, которые много делают в этом направлении. Однако, учитывая численность мигрантов, объемы миграции, которые в настоящее время существуют, только один государственный сектор не в состоянии качественно и квалифицированно решить возникшие проблемы, еще больше усугубившиеся в период финансового кризиса. В этой связи большая роль отводится институтам гражданского общества. В Российской Федерации в политических дискуссиях о проблемах гражданского общества преобладает мнение, что в России слишком громоздкое государство и слабое, развивающееся гражданское общество. Однако без сильного гражданского общества не может быть сильного государства. Поэтому надо не только укреплять государство, но и развивать институты гражданского общества.
Рассматривая развитие институтов гражданского общества в сфере миграции, необходимо отметить, что проблема миграции сложна и многообразна, а многосложность требует координации деятельности всех структур, сосредоточенных на ее решении, которые, несомненно, должны осуществляться во взаимодействии между представителями государственной власти и гражданским обществом. В этой связи важную роль в решении проблемы мигрантов играют общественные, неправительственные и другие негосударственные организации.
Необходимо принять федеральный закон о частных агентствах занятости либо федеральный закон об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных граждан. Для этого необходима, прежде всего, политическая воля. Приняв закон о частных агентствах занятости, государство во многом снимет излишние вопросы и введет эту сферу в правовое поле. На сегодняшний день не запрещается работа частных агентств занятости, но возникает ряд различных толкований в связи с отсутствием такого закона.
Безусловно, нужна стратегия, то есть, необходима Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:
* реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
* гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
* обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.
Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
* введение специальных депозитных счетов;
* продажа земельных участков под строительство;
* выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
* создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
* открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
* создание специального пенсионного фонда