Институционализация и развитие социальных институтов

Место и роль институционализации в социальной жизни определяются местом и ролью социальных институтов. Институционализация в обществе – это та же социализация в жизни личности. Объединяет их то, что должны быть отрегулированы, упорядочены пути жизни общества. Социолог Фролов считает, что институционализация – это то, что должно прийти вместо спонтанного поведения, то предсказуемое поведение, которое можно регулировать и направлять в нужное русло путем установления определенных социальных норм в обществе, определения статусов и ролей членов этого общества. Он определил этапы институционализации:

1) для удовлетворения возникшей потребности необходимы организованные действия; 2) формируются цели, которые являются общими для всех;

3) возникновение определенных норм и правил в ходе социального взаимодействия; 4) возникновение процедур, которые связаны с этими правилами и нормами; 5) утверждение найденных норм и правил, их применение в реальной жизни, т. е. собственно институционализация;

6) определение санкций в случае невыполнения установленных норм;

7) возникновение в обществе статусов и ролей, которые касаются всех членов института. С. С. Фролов говорил, что окончанием процесса институционализации будет установление статусно-ролевой структуры со своими правилами и нормами, которая будет удовлетворять большинство людей. Существует ряд условий, при выполнении которых можно увидеть правильное и успешное функционирование социальных институтов:

1) для каждого института должны быть четко определены функции и цели;

2) деятельность института не должна зависеть от собственных интересов людей, выполняющих институционализированные функции.

3) любой институт должен стремиться к укреплению и повышению своих позиций в глазах группы;

4) очень важна координация действий всех социальных институтов.

Очень важно выполнение всех этих условий, так как то, как функционируют социальные институты, отражается на всей общественной жизни.

Если рассмотреть пример института – семью, то мы знаем, что это один из древнейших институтов, но и сейчас он тоже актуален, хотя нередко этот институт переживал кризисы. Институционализация семьи определяется тем, что сейчас ее основу составляет брачный союз, санкционированный государством.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Эффективность институционализации определена тем, слаженно ли работает ценностно-нормативная система, которая была принята и является социокультурным контекстом деятельности институтов, индивидов.

 

16. Образование как социальный институт. Его институционализация, функции и связь с наукой и культурой.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.

 

Основные виды образования

 

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

 

Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.

 

В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях «охвата» детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.

 

С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.

 

В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.

 

Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.

 

Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.

 

Вместе с тем социологические исследования и в 70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.

 

Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения

 

Функции образования

 

1 Социальные функции системы образования

 

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.

 

Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

 

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).

 

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

 

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов — привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

 

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

 

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

 

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

 

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

 

2 Функции образования в производственно-экономической сфере

 

Формирование профессионально-квалификационного состава населения. С количественной точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике оно колеблется между перепроизводством и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессиональную структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подготовки, массовую практику обучения профессии “на месте” без научных основ и творческих навыков. Они разрушают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между ними, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов. Качественная сторона отражает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Но те же свойства непосредственно развиваются в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его производительность и инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

 

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места играет позитивную роль в производстве, создает резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает противоречие между притязаниями обладателя избыточного образования и ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.

 

Формирование потребительских стандартов населения. Роль образования в экономике шире производственных аспектов. Она проявляется в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Эта функция всегда свойственна образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное содержание неформального образования, протекающего в семье или конструируемого СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

 

Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов различны: от госбюджета до частных инвестиций. По сути, они представляют заказчика и неизбежно отражаются на содержании и формах образования. Опора на госбюджет рождает унификации, а ориентация на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет вызвал активную разработку в содержании образования регионального и местного компонентов.

 

Внутреннее распределение экономических и иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечиваются ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на “внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь — поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный бюджет закрывается или не обеспечивает должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны осваивать программы начальной школы и попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные последствия такой ситуации?

 

Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вносить такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение социально-экономического статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические критерии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педобразования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики — высокая профессиональная текучесть учителей.

17. Религия как социальный институт: ее структура, типы, формы религиозных организаций.

Религия – система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным. П. Бергер и Т. Лукман, феноменология, определяют религиозность как неизменное свойство человеческой природы, которое меняет лишь социальные формы, но не качество.Структура религии включает следующие элементы: доктрину – теоретическая форма передачи рел. Опыта; миф – символическую её форму; ценности – система идей о назначении человека и требований к нему; ритуал – упорядоченная система действий, выражающая культурные ценности, символическая форма участия индивида в сакральных событиях; религиозное объединение.

Типология религиозных организаций.

Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем.Вебер и Трельч проводили различие между церквями и сектами. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь. Секта имеет меньшие размеры и отличается менее сложной организацией. Она объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общ<ну в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей и склонны представлять интересы консервативных религиозных слоев, поскольку действуют в рамках уже сложившихся институтов. Родители большинства их приверженцев исповедовали ту же веру. Церковь – иерархически организованная рел. организация с развитой базисной доктриной, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий рел. деятельность. Имеет профессиональное духовенство, Культовые сооружения, предметы культа. Ограничен традициями, ориентирует людей на адаптацию к социальной реальности. Членство – предписанное.

Секты сравнительно малы; обычно они стремятся найти свой “истинный путь” и следовать ему. В общественной жизни им свойственна тенденция к изоляционизму и замыканию в пределах своей общины. Члены сект считают господствующую церковь продажной. Большинство сект почти или совсем не имеют профессиональных священнослужителей и подчеркивают равенство всех своих членов. Лишь сравнительно малая часть сторонников той или иной секты включается в ее состав по факту рождения, большинство примыкает к сектам в зрелом возрасте, стремясь упрочить свою веру. Секта – замкнутая группа, возникающая как оппозиция церкви. Отрицает догмы, профессиональное духовенство, противопоставляет себя миру, церкви, государству. Подчеркивает равенство членов, общность рел. опыта, ценит непосредственную рел. деятельность выше ритуальной практики. Ограниченное членство, высокий контроль. Аскетизм, ортодоксальность рел. воззрений, буквалистское понимание священных писаний.

Говард Бекер включил еще два типа религиозных организаций: деноминации и культы.Деноминация представляет собой секту, которая “утихомирилась” и является уже в большей степени сложившимся социальным институтом, чем активной оппозиционной группой. Секты, если они сохраняют свою целостность по истечении некоторого периода времени, неминуемо становятся деноминациями. Кальвинизм и методизм являлись сектами на ранних стадиях своего развития, когда их приверженцы были обуреваемы религиозными страстями, но прошли годы, и они стали более “респектабельными”. Деноминации, признаваемые церковью как более или менее законные, существуют рядом с церквями и довольно часто мирно с ними сотрудничают.

Культы подобны сектам, но имеют существенные особенности. Культы наиболее свободны и преходящи из всех типов религиозных организаций. К ним принадлежат люди, которые отвергают ценности окружающего их мира. Главное внимание в культах придается индивидуальному опыту, что приводит к объединению людей со схожим образом мыслей. Они не формально присоединяются к.культу, но скорее придерживаются одних и тех же теорий или предписываемой манеры поведения. Последователям культа обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям. Как и секты, культы довольно часто образуются вокруг лидера-вдохновителя. К культам на современном Западе можно отнести группы, объединяющие верящих в спиритизм, астрологию или трансцедентальные медитации. Культ – группа, основанная на преданности харизматическому лидеру. От обращенных требуют полного разрыва связей с окружающими и безусловного подчинению руководителю культа, к-ый выступает в образе мессии, врачевателя, целителя. Рост культа наблюдается в неустойчивое и мобильное время.

Движение милленариевпредполагает немедленное коллективное спасение — либо вследствие каких-то фундаментальных изменений в настоящем, либо вследствие восстановления утраченного “золотого века”. Обычно все такие движения подразумевают действия проповедников — профессиональных либо "вдохновенных” интерпретаторов устоявшихся религиозных идей.

Можно выделить ряд общих черт, свойственных большинству либо всем из них. Так, практически для всех характерным является появление “пророков”(учителей или вождей-вдохновителей), которые опровергают общепризнанные религиозные представления и провозглашают необходимость их пересмотра. Они легко приобретают последователей, если им удается облечь в слова то, что остальные лишь смутно чувствуют, и сыграть на эмоциях людей, заставив их действовать. Пророчество было всегда тесно связано с религиями спасения, особенно с христианством, и большинство из тех, кто возглавлял движения милленариев в колониях, было знакомо с христианскими обрядами и верованиями. Многие из них были первоначально проповедниками в христианских миссиях и обратили принятую религию против своих учителей.

Движения милленариев часто возникают в случае коренных сдвигов в культуре или при неожиданном обнищании масс. Чаще всего эти движения привлекают людей, которые в результате изменений испытывают отчетливо выраженное чувство утраты. Такие люди утке не считают необходимым держаться за существующий порядок вещей.

Для формирования религиозной группы необходимы следующие условия:

рост депривации у многих людей; существующие институты не могут решить текущие проблемы; лидер с новыми идеями. Депривация – выражение индивидом чувства крайней неудовлетворенности текущим состоянием. Виды – экономическая, социальная, этическая, психическая, организмическая. Экономическая – неудовлетворенность существующей системой распределения общественного богатства. Протест выражается против всей системы. Условие формирования секты – Э. Трельч, М. Вебер. Социальная – неудовлетворенность статусом, престижностью, властной системой. Протест против отдельных элементов системы. Уход в престижные церкви. Цель – адаптация к обществу. Психическая – потеря жизненной ориентации, смысла, ценностей. Уход в новые культы. Этическая Д. – ценностный конфликт меньшинства с большинством. Способствует реформированию церквей, групп. Организмическая д. – физиологические проблемы индивида, уход в культ.

Выводы: Не найдется общества, в котором в той или иной форме не существовала бы религия, хотя в различных культурах религиозные верования и ритуалы имеют серьезные различия. Для всех религий характерно наличие набора символов, вызывающих чувство благоговения и связанных с ритуалами, в которых принимает участие община верующих. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков” социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. Все они считали, что религия по природе своей является иллюзией. Они полагали, что тот “мир иной”, который создает религия, является в действительности нашим собственным миром, хотя и искаженным в призме религиозного символизма.

Религиозные группы, классифицируются как деноминации, конфессии и новые религиозные движения. Церковь представляет собой общепризнанную и прочно укоренившуюся религиозную организацию значительных размеров, имеющую бюрократическую структуру. Секты малы; они стремятся к тому, чтобы сохранить первоначальную чистоту религиозных догматов, которые в руках господствующей церкви оказались “искаженными”. Деноминация представляет собой секту, которая сложилась уже в качестве социального института и приобрела постоянную форму. Культ является свободно связанной группой людей, которые являются последователями одних и тех же религиозных лидеров или придерживаются сходных религиозных идей.

18. Экономическая система. Ее типы, институты, уровни, современные тенденции.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупностьинституционализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения, посредством которых общество адаптируется к изменениям условий своего существования.

Можно выделить три основных типа экономической организации: примитивную, аграрную, индустриальную.

Существует множество экономических систем, но сегодня (по Смелзеру) имеет смысл говорить о трех основных:

Капитализм - основан на праве владеть частной собственностью, вкладывать ее в качестве капитала в производственные предприятия и получать прибыль от этих капиталовложений. Появился в результате промышленной революции 18-19вв. Главное действующее лицо - предприниматель, распоряжающийся капиталом (как правило, чужим), рискующий им и получающий прибыль. Сначала капиталистическая система была относительно независима от правительства и требовала от государства лишь защиты частной собственности и контроля за соблюдением контрактов. Но постепенно государство стало участвовать в перераспределении доходов путем налогообложения, мероприятий по социальной защите граждан, ограничения власти монополий и сохранения конкурентоспособности предприятий.

Демократический социализм - основан в большей или меньшей мере на принципах общественной коллективной собственности на средства производства и коллективном распределении благ. Появился как протест интеллектуальных сил против промышленных революций конца 19-нач 20 вв. и основан на вере, что классовую борьбу можно урегулировать мирными средствами.

Коммунизм – это социальная, политическая и экономическая система, при которой вся собственность принадлежит обществу. Основан на идеях К. Маркса о бесклассовом обществе всеобщего изобилия, где нет эксплуатации, нет различия между физическим и умственным трудом, городом и деревней. На практике коммунистическая экономическая система (особенно советского образца) выродилась в незыблемое политическое господство одной партии, подробные долгосрочные планы, тотальный контроль за производством и потреблением. Примитивная экономическая организация присуще первобытному обществу, она отличалась коллективной формой собственности на землю, орудия и средства производства.

В аграрном типе экономической организации главная роль принадлежит сельскохозяйственному труду, а владение землей является источником власти, богатства, престижа.

Индустриальная экономическая система радикально отличается от предшествующих. Для нее характерны углубленное разделение общественного труда, развитая материально-техническая база, наличие класса наемных рабочих, юридически свободных и получающих за свой труд заработную плату, размер которой зависит от качества и количества произведенного продукта.

Уровни:

профессиональные нормы и профессиональная этика;

научное и инструментальное знание (профессиональное,специализированное);

рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

На развитие экономической социологии существенно повлиял научно-технический прогресс, который проявляется в широком спектре тенденций, в частности в росте технической вооруженности и специализации общественного труда и, что обусловливает изменение роли человека в системе \"природа-общество\" Повышение технической вооруженности труда позволило человеку приводить в действие все большую массу технических средств, энергетических мощностей, си сырья и материалов Вступает большее значение интенсификация производства, экономное расходование материальных ресурсов, совершенствование технологии тощщо.

Тенденции социального развития напрямую зависят от содержания социальной политики и эффективного государственного управления. На сегодняшнее время кризис охватил все сферы мирового сообщества, в том числе и социальную модель развития общества. Для преодоления кризиса и его последствий, необходимо обозначить новые пути решения и новые цели социального ориентирования. Тенденции социального развития должны быть направлены на создание таких условий, при которых люди могли бы зарабатывать, а государство смогло бы поддерживать социально незащищенную часть населения, при этом способствовать тому, чтобы меньше людей нуждались в этой поддержке. К сожалению, ранок, как главенствующая структура, будет всегда порождать социальную дифференциацию. Следовательно, бедные будут всегда и другого рынка не будет.

19. Государство как социальный институт. Политическая система как совокупность идеологий и институтов.

Государство – осн. институт пол-й системы общ., осуществляющий управление общ-м, охрану его пол-й и соц-й структуры на основе права с помощью спец. механизма (аппарата).

Центральным институтом пол.

 

системы явл. гос-во. В широком смысле гос. понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на опред. территории. Оно тождественно стране и политически организ-му народу. говорят, например, о российском, Америк., немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общ.

Примерно до XVII в гос. обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения гос-ва применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и др. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над чел-м, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации гос-ва. Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо. Гос-во формируется сначала перехода челов-ва от собирательства к производству. В срврем. представлении гос-во сущ-ет примерно 6 тыс. лет

Основные концепции возникновения государства

В понимании природы и функций гос-ва сложились две наиболее характерные точки зрения:

а) классовая, при которой государство трактуется как механизм господства и угнетения одного класса другим (марксизм);

б) функциональная, при кот. Гос-во рассматривается как механизм распределения благ и ресурсов (концепция общественного договора, Т. Парсонс, Г. Алмонд).

Существует множество теорий происхождения государства.

- теологическая(происхождение гос-ва и власти божественны); Основная идея - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

- патриархальная(гос-во возникло из разросшейся семьи); Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель. Аристотель: гос-во возникает из сознания общей пользы и создается для счастливой жизни. Платон в своем знаменитом труде “Государство” конструирует идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, гос-м и отд. чел. душой; гос-во - это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.

- общественный договор(гос-во - организация людей); Гоббс, Спиноза: гос-во возникает по договору людей, чтобы оно обеспечивало их мир и защиту, в основе гос-ва – дисциплина страха. Договорная теория (Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма - государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов.

- марксистская(переход от собирательства к производству).

Энгельс, Ленин: гос-во – орудие, машина для эксплуатации и подавления одного класса другим.

Еще: Вебер: гос-во – это отношения господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие.

Классовый подход в СССР: гос-во это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, управляющих обществом в интересах определенных классов.

Современный подход: гос-во – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, групп, классов. Гос-во – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

Материалисты: гос-во – это надстройка над экономическим базисом, его возникновение связано с результатами общественного разделения труда, появлением частной собственности и расколом общества на классы.

Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К. Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие, - “вот родители и повивальная бабка государства”, - заявил Л. Гумплович.

Психологическая теория (существуют разные типы психики людей: 10%-лидеры, 90 остальные);

Признаки государства (хар-ка)

Государство – это политическая целостность, закрепленная на определенной территории, где поддерживается юридический порядок, установленный правящей политической элитой, которая монополизирует власть, обладая законным правом применения принуждения.

 

Кроме приведенных выше признаков государства можно дополнительно выделить и следующие:

а) суверенитет, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как независимая власть,

б) монополия на легальные вооруженные силы,

в) исключительное право на издание законов.

Признаки: - наличие социально-классовой основы правящих сил в лице социальных групп, политических партий, общ-х движений

- наличие специального аппарата власти, представленного центральными и периферийными органами

- монополия на внешнеэкономическое принуждение

- наличие гос-нной территории

- право издания законов, проведения внутренней и внешней политики

- право собирать налоги, выпускать денежные знаки

Среди основных признаков государства называют следующие:

1. Территория как очерченное границами место расположения государства.

2. Человеческим измерением государства выступает население, имеющее статус граждан или подданных.

3. Публичная власть, выступающая от имени всего населения и преследующая всеобщие интересы.

4. Суверенитет над территорией, предусматривающий верховенство только одной власти над определенной территорией и неделимость его с властью другого государства.

5. Национальная система законодательства.

6. Национальная налоговая система.

По Марксу, признаки любого государства – наличие аппарата власти, территории и налогов.

Определение государства в совр. лит-ре

Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Осн. характеристики гос-ва:

1)население, четко очерченная территория с границами;

2) отношение власти и подчинения;

3) суверенитет (гос. власть явл. верховной по отношению ко всем др. организациям и лицам внутри страны, она явл. независимой, самостоятельной по отношению ко всем иным гос-вам);

4) публичный характер гос. власти - институциональная оформленность гос-ва (органы гос. власти, армия, полиция, суды). Публичность - это всеобщность, безличность;

5) монополия использования насилия (административная, физическая);

6) наличие юридич. порядка системы права.

7) относительная стабильность общественной системы.

Функции гос-ва (внутренние и внешние)

1)внутренние (доминируют над внешними):

- обеспечение стабильности соц.системы;

- обеспечение приоритетов эк-ки господствующего слоя;

- регулирование взаимодействий соц. слоёв (соц. политика);

- обеспечение правопорядка, пресечение административного произвола;

- регулирование эк-ких отношений хоз. деят-сти;

- духовно идеологическая д-ть гос-ва (формирование опред. типа гражданина).

- Природоохранительная.

2)внешние ф-ции:

- обеспечение внешн. безопасности, защита от внешн. врагов, нападение на них;

- обеспеч. благоприятных внешних условий для эк-кой деят-ти, защита интересов гос-ва на международной арене;

- взаимовыгодное сотрудничество с др. гос-вами;

- участие в международном разделении труда и решение глобальных проблем.

Борьба с международной преступностью

Участие в международной охране окружающей Среды.

Важное место в политической системе общества занимают разнообразные общественные объединения граждан - политические партии, профсоюзные, молодежные и женские организации, массовые движения, ассоциации, фонды, союзы и т.д. В основе подобного рода общественных формирований лежит осознание их членами общности своих интересов и стремлений к их практической реализации посредством объединения и организации.

Особо важную роль в системе властных отношений играют политические партии. Место и роль партии в политической системе определяется во многом ее функциями. Функции отражают основные задачи и направления деятельности политической партии, ее назначение в обществе. К числу наиболее общих функций политических партий относятся: – представительство социальных интересов; – выработка программных установок, политической линии партии; – формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан; – участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества; – подготовка и выдвижение кадров.

20. Общественное мнение в современной политической системе. Проблемы изучения.

Мнение обычно определяется как суждение. Но суждения бывают разные. Есть дескриптивные, описательные суждения, с помощью которых раскрывается представление о тех или иных фактах, событиях. Есть нормативные суждения, выражающие повеление, пожелание, ими широко пользуются в праве, в морали. Есть и оценочные суждения. Все, что имеет для людей определенную ценность, получает свою оценку, т. е. люди непременно выражают свое отношение в оценочном суждении. Такое суждение и является мнением.

В мнении выражается как объективное, так и субъективное отношение людей к тому или иному объекту. В прошлом субъективное отношение нередко резко противопоставлялось знанию. При этом ход рассуждения был таков: здание выше мнения, ибо оно позволяет раскрыть объективную истину. Мнение же не позволяет раскрывать истину в силу субъективного отношения к объекту, я оно располагается где-то между впечатлением и позитивным знанием. Подобные суждения можно встретить и в современной социальной психологии и социологии. Такая трактовка мнения является односторонней. Она вытекает из анализа мнений в одном плане-в плане гносеологическом, теоретико-познавательном. Чтобы составить более полное представление о мнении, следует его анализировать и в других планах, в том числе и в плане социологическом.

Дело в том, что для выяснения специфики общественного мнения важно рассматривать его как необходимое звено во взаимоотношении субъекта и объекта деятельности, в отношении человека, социальной группы с окружающим миром.

В сознании любого общества всегда имеют место многочисленные мнения людей, высказываемые по самым различным вопросам социальной жизни. Однако в данном случае интересно не всякое мнение или мнение вообще, не мнение отдельных индивидов, а мнение общественное: мнение, выражающее общезначимое для социальных общностей людей отношение к предмету.

Существует ряд признаков общественного мнения. Общественное мнение - это публично выраженное мнение, в то время как индивидуальное мнение далеко не всегда получает огласку. Общественное мнение - это непременно распространенное мнение. Признаком общественного мнения выступают его динамичность, подвижность.

Общественное мнение высказывается, как правило, по актуальным, социально значимым вопросам жизнедеятельности людей. Затрагивая общие интересы, общественное мнение формируется на их основе. Как продукт взаимодействия людей, оно по своему характеру есть коллективное высказывание.

Когда по вопросам, требующим практического решения, нет единства, общей позиции, формирование общественного мнения неизбежно связано с борьбой мнений по существу самих решений или относительно путей и средств их реализации. Борьба мнений происходит в форме дискуссии, обсуждения с целью выработки приемлемого для большинства мнения.

Расхождение здесь может быть, например, по причине, что люди различаются по своим знаниям, жизненному опыту и т. п.

Приведенные признаки общественного мнения позволяют характеризовать его как одно из состояний сознания общества. В пользу сказанного свидетельствует главным образом то, что общественное мнение (как и любое другое общее мнение) выражает отношения людей к явлениям социальной действительности. В нем сплавлены воедино рациональные, эмоциональные и волевые моменты, оно всегда представляет собой определенную целостность. Как целостность, мнение проявляется в форме одобрения или неодобрения действий и поступков людей. Все это и говорит в пользу того, что оно есть одно из распространенных состояний сознания общества, в котором представлены в определенной слитности идеологические взгляды и представления, социальные чувства, волевые устремления общностей людей.

Однако целостность отнюдь не сводится, скажем, к монолитности как одной, из возможных качественных характеристик общественного мнения. Ее признаком является именно наличие определенного качества. Последнее не исключает ни различий между сторонами целостности, ни их противоречивых отношений. В классово антагонистическом обществе целостность состояний сознания весьма относительна, хотя и здесь в отдельные исторические эпохи сознание различных классов может временно совпадать, и сознание общества может испытывать определенные общие состояния. Общие состояния возможны и тогда, когда господствующему классу удается навязать свою идеологию другим классам и придать сознанию общества определенное состояние. Последнее в классово антагонистическом обществе выступает противоречивым образованием, но оно обладает специфической качественной характеристикой.

Об общественном мнении как одном из состояний сознания общества правомерно говорить и в том случае, когда есть четкое размежевание классовых сознании. Допустимо потому, что любое классовое общество есть социальное целое, где классы связаны между собой, а их сознания взаимодействуют. Если целостность состояний сознания позволяет характеризовать их с качественной стороны, то распространенность идей и взглядов, чувств и настроений, составляющих доминанту в общественном сознании, подчеркивает количественную характеристику состояний сознания. И ее также важно учитывать при выяснении специфики общественного мнения. Ведь нередко бывает и так, что доминирующие в нем идеи и взгляды не сразу распространяются. А пока они не получили распространения в массах, сознание не приобретает соответствующего состояния. Отсюда возникает необходимость при выяснении специфики общественного мнения учитывать степень его распространенности.

Специфика общественного мнения связана с его субъектом. Вопрос о субъекте является, пожалуй, одним из самых спорных в теории общественного мнения. В качестве субъекта называют и "толпу", и "публику", а то и просто любую группу людей, сколь бы мала или велика она ни была. Но можно ли назвать мнение любой группы, любого объединения людей непременно общественным? Конечно, малая группа может принимать участие в формировании мнения по какой-либо общей социально значимой проблеме. И в этом случае ее можно называть одной из составляющих субъекта общественного мнения, ибо она входит в ту или иную большую общность людей. Что же касается мнения, которое складывается по вопросам, представляющим интерес только для данной группы, то оно является мнением группы, мнением групповым, коллективным.

Субъектом общественного мнения выступает большая общность людей: класс, нация, народ. К. Маркс нередко называл общественное мнение народным мнением. Так, в работе "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" он писал: "... депутаты, постоянно апеллирующие к народному мнению, дают тем самым право народному мнению высказывать свое действительное мнение в петициях".

В. И. Ленин довольно часто пользовался понятием "общественное мнение" применительно к буржуазному обществу. При этом, характеризуя мнение буржуазии, он подчеркивал: "...так называемое общественное мнение". Разоблачая демагогические фразы кадетов относительно общественного мнения, в статье "Итог" В. И. Ленин писал: "Либералам естественно считать "общественным мнением" мнение буржуазии, а не мнение крестьян и рабочих". Применительно к общественному мнению в нашей стране после победы социалистической революции Ленин употреблял термин "общественное", называя его: "...общественное мнение трудящихся..."

Понятие "общественное мнение" употребляется для обозначения суждений больших общностей людей. Поэтому его можно рассматривать как оценочное суждение, которое выражает определенное их отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.

В условиях развитого общества относительно субъекта общественного мнения можно утверждать, что общественное мнение-это народное мнение.

При характеристике мнения той или иной группы людей, коллектива или республики, края, области, района важно учитывать степень соответствия его общественному мнению. Не исключается, что мнение отдельных групп, отдельных коллективов может расходиться с общественным мнением. И в этом случае возникает потребность в дальнейшем уточнении понятийного аппарата, ибо наряду с общественным мнением по одному и тому же предмету существуют, как правило, мнения, не охватываемые этим понятием. В каждый данный момент времени в обществе существует множество мнений, принадлежащих большим и малым социальным общностям и высказываемых по самым различным вопросам. Для обозначения всей совокупности мнений (общественного и не имеющего статуса такового) правомерно, на наш взгляд, употреблять понятие "мнение общества";

Употребление понятия "мнение общества" наряду с понятием "общественное мнение" ни в коей мере не умаляет значения последнего, ибо речь идет лишь о более полном выражении в понятиях наряду с общественным и других мнений, существующих в обществе.

Важность использования понятия "мнение общества" вызывается и чисто практическими соображениями. Дело в том, что в целях использования мнения общества как средства регулирования отношений между людьми возникает потребность исследования не только общественного мнения, являющегося мнением большинства, но и иных мнений по данному вопросу. Мнения, как и всякие другие явления, в своем существовании и функционировании изменяются. Диалектика их такова, что с изменением условий и факторов, влияющих на их формирование, вчерашнее мнение меньшинства сегодня может стать мнением большинства, т. е. общественным мнением, и наоборот. Изменчивость, подвижность мнений делают необходимым анализ всей их совокупности, т. е. мнений общества. Ведущее место в совокупности мнений принадлежит общественному мнению, поэтому при рассмотрении мнения общества можно судить о нем главным образом по общественному мнению.

Общественное мнение, как и мнение общества в целом, крайне противоречиво по своей природе. Противоречивость его проявляется в том, что оно, с одной стороны, выступает как духовное отношение, а с другой стороны как духовно-практическое отношение, как проявление социальной воли. Мнение как духовное отношение выражается по преимуществу в оценочных суждениях о явлениях действительности, в чем и состоит его специфика. Но этого недостаточно, ибо оценочный момент не раскрывает в должной мере активное начало, присущее мнению как социальному феномену. Мнение формируется по вопросам, требующим, как правило, своего решения, и ему присуще активное начало. Последнее проявляется главным образом в позиции людей по предмету мнения, в переходе от слов к действию. Духовное отношение становится стороной практических действий как единства объективного и субъективного. Духовное отношение (оценочное суждение) сливается с практической деятельностью, и мнение начинает выступать как духовно-практическое отношение. В качестве такого отношения оно предписывает определенные действия, поступки, например, через референдум.

В этом случае в процессе формирования общественного мнения на первый план выступает становление общей позиции действий, концентрация усилий социальной воли на принятии определенного решения и путях его осуществления.

Мнение в силу своей противоречивой природы выступает как бы в двух системах отсчета. Будучи духовным отношением, оно включается в систему социального регулирования как специфический вид информации. Особенность мнения в этом случае состоит в том, что оно одобряет или порицает, предписывает, обязывает и т. п. Мнение как духовно-практическое отношение выходит за рамки информации. Для него существенным в этом случае является связь с общественностью, с ее практической деятельностью по регулированию общественных отношений, по социальному управлению. В современном обществе существуют два вида социального управления: государственное и общественное, различающиеся между собой по субъекту, средствам и методам управления. Общественное управление невозможно без общественного мнения, как невозможно 'государственное управление без права. Через общественное мнение устанавливаются и обеспечиваются социальные нормы поведения, осуществляется применение метода убеждения в регулировании отношений и т. д.

Следовательно, общественное мнение является важнейшим средством общественности по осуществлению функций социального управления. Будучи таким средством, оно занимает место в ряду социальных институтов, входящих в систему социального регулирования, управления обществом.

На протяжении всей истории человеческого общества оно являлось регулятором отношений между людьми, их поведения. Мнение обнаружило свою силу уже в доклассовом обществе. Давая характеристику первобытнообщинному строю, Ф. Энгельс заметил: "У него не было никаких других средств принуждения, кроме общественного мнения".

В классовом обществе регулятивная роль общественного мнения проявляется наряду с правом. К. Маркс по поводу права писал, 'что оно есть результат "превращения общественного сознания в общественную силу... посредством общих законов". Утверждение Маркса дает ключ и к пониманию механизма превращения общественного мнения в общественную силу. Оценка роли общественного мнения в истории крайне противоречива. Она колеблется от утверждения, что мнение правит миром, как писали, например, французские материалисты XVIII в., до суждения, что общественное мнение никогда не играло сколько-нибудь заметной, положительной роли в истории.

Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своем знаменитом "Общественном договоре" писал, что законы государства должны приниматься в соответствии с общей волей народа соответствии с суждениями народа действует и правительственная власть. Руссо рекомендовал всякое народное собрание открывать постановкой двух вопросов, а именно: угодно ли народу сохранить существующую форму правления? Остается ли правительственная власть в руках тех, у кого она находится в настоящее время? При таких условиях, по мнению Руссо, правительство всегда будет находиться под угрозой отставки и следовать наказам, полученным от народного собрания. Такая концепция в современной литературе поддержки не находит.

Согласно другой концепции, общественное мнение не может являться жизненным принципом государства. Начало такой концепции положил Гегель. В "Философии права" он связывает общественное мнение с возможностью народа высказывать свои суждения о "всеобщих делах". Однако это "всеобщее дело" осуществляется, по его мнению, помимо народа". У Гегеля, как показал Маркс в работе "К критике гегелевской философии права", всеобщее дело есть нечто готовое, не будучи действительным делом народа. Действительное народное дело получило свое осуществление без содействия народа". Его осуществляют государственная власть, чиновничество.

В "Философии права" Гегель исходит из политического государства и "гражданского общества" как двух противоположностей и соответственно противопоставляет им "политическое умонастроение" государства и "общественное мнение" народа.

Гегель критикует представления о том, что народ сам лучше понимает, что служит ему на пользу. Он считает, что мнение проистекает из субъективных представлений и взглядов, не имеет своей подлинной основы (какой является государство для политического умонастроения), по своему содержанию крайне необъективно. Государственное дело не является делом народа. Не народ, а "высшие государственные чиновники... обладают более глубоким и обширным пониманием природы учреждений и потребностей государства", являются носителями чувства и умонастроения государства. И тем не менее Гегель считал, что "в общественном мнении для каждого открыта возможность высказывать и отстаивать также и свое субъективное мнение о всеобщем". Общественное мнение во все времена было "большой силой".

Наконец, существует концепция, согласно которой общественное мнение есть инстанция совещательная - оно не принимает решений а сфере политической жизни, но государство должно так или иначе учитывать его.

В современных условиях правительства вынуждены прислушиваться к голосу общественного мнения. Во многих странах существуют различные учреждения, организации, которые изучают общественное мнение, тенденции его изменения. Скажем, в Соединенных Штатах Америки весьма интенсивно работают Институт общественного мнения Гэллапа, служба Харриса и другие организации. Такие же институты общественного мнения есть в ФРГ, до Франции и других буржуазных странах. Большинство из них имеют своей целью не только изучение существующего мнения, но и вмешательство в процесс его формирования, вмешательство с целью придания ему направления, соответствующего интересам господствующего класса.

Ни в одну историческую эпоху в прошлом общественное мнение не оказывало столь большого влияния на политическую, нравственную, художественную и другие сферы общественной жизни, как это имеет место сейчас, когда создаются благоприятные условия для его формирования и проявления. Демократия обеспечивает привлечение самых широких масс к непосредственному участию в управлении государством, производством, всеми общественными делами. Сама логика развития взаимоотношений между людьми обусловливает возрастание роли мнения как регулятора отношений, как инструмента социального управления.

Общественное мнение, выражая отношение людей к событиям и фактам социальной жизни, к деятельности и поведению человека, тем самым регулирует взаимосвязи между людьми. Это регулирование - важнейшая функция общественного мнения. В современных условиях она получает все более полное выражение.

Наряду с регулятивной функцией общественное мнение выполняет и органично связанную с ней функцию воспитания. Общественное мнение публично, оценивает поведение личности. Оно не только оценивает поведение, но и предписывает определенный образ действия: за высказываниями общественного мнения стоит сила организации коллектива, класса, народа. Все это и обусловливает способность общественного мнения выполнять воспитательную и регулятивную функции.

Способность общественного мнения выполнять регулятивную и воспитательную функции определяется и тем, что оно является своеобразным выражением убеждений, воли и чувств целых социальных групп людей. Будучи их общим умонастроением, оно довлеет над сознанием личности и заставляет ее глубже осознавать свою связь с обществом.

Связь личности с обществом отражается в сознании и чувстве ответственности за свое поведение перед коллективом, обществом в целом. В каждую историческую эпоху связь между личностью и обществом проявляется по-разному, отражаясь прежде всего в нравственном сознании. Так, при социализме сознание и чувство нравственного долга, нравственной ответственности перед обществом и заставляют человека внимать голосу общественного мнения.

Регулятивная и воспитательная роль общественного мнения все больше возрастает по мере приобретения им таких важных для него качеств, как единство и настойчивость в своих требованиях, стремление к объективности и справедливости в одобрении и в осуждении поступков людей. Имея в виду огромную силу общественного мнения в новом обществе, а также то, что люди будут разумно ею пользоваться, Ф. Энгельс писал: «...они будут знать сами, как им поступать, и сами выработают соответственно этому свое общественное мнение о поступках каждого в отдельности...» Общественному мнению присущи также контрольная и консультирующая функции. Контрольная функция общественного мнения проявляется в оценке деятельности государственных и общественных органов.

Консультирующая функция общественного мнения выражается в форме советов организациям, государственным органам, как решать те или иные назревшие вопросы. Такие советы и пожелания складываются из мнений, отраженных в письмах, высказываниях, в резолюциях собраний, конференций и т. д.

В современном обществе общественное мнение формируется в условиях демократии, где можно свободно выражать и защищать свое мнение, в условиях сплошной грамотности населения, его постоянной информированности. Зрелость общественного мнения находится в непосредственной зависимости от сознательности людей.

Мнения людей многообразны. Одни из них сложились давно и действуют постоянно, другие, напротив, только что сложились, а третьи вообще находятся лишь в процессе становления. В каждый данный момент важно знать, каковы эти мнения по содержанию, направленности, интенсивности своего проявления.

21. Культура как социальный феномен.

В современной социологической литературе пока еще нет общепринятого определения культуры. Культура – явление многообразное как по характеру, так и по форме. Составляющие культурного наследия могут выступать в форме языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение. Феномен культуры позволяет органически соединить не просто производство вещей и сознание в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: