в качестве примера один из шедевров Веласкеса "Фрейлины".
Центральную часть полотна занимает с большой силой реализма написанная
Группа играющих девочек в придворных костюмах, придворных, карликов,
собак (первоначально картина называлась "Семейство ко-роля Филиппа IV").Однако в левом углу расположен художник, пишущий картину. Перед ним полотно, которое мы видим с оборотной стороны. Но ведь ху-дожник на картине - сам Веласкес. Таким образом, то, что мы видим перед собой - картина Веласкеса - показана нам в углу самой себе с оборотной стороны.Включение в полотно художника, внесение рисуемой им картины в
Срисовываемую действительность - такое же соединение предельно
реального изображения с подчеркиванием, что это именно изображение, то
есть условность, как и в "Восемь с половиной" или "Все на продажу".
Наконец, в глубине полотна мы видим стену, увешанную картинами,
Добавляющими к реаль-ному пространству комнаты, переданному средствами
|
|
Живописи, условное пространство живописи, передан-ное средствами
Живописи же. И, наконец, в глубине картины - зеркало, в котором
Отражается то, что видит художник и что изображено на скрытой от нас
Поверхности его картины. Для нас, в данном случае, интересна не
Смелость, с которой Веласкес разрывает плоское пространство полотна, а
Стремление поменять субъект и объект местами, создав картину о картине.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СТРУКТУРА КИНОПОВЕСТВОВАНИЯ
Кинотекст может рассматриваться одновременно как дискретный,
Составленный из знаков, и недискрет-ный, в котором значение
Приписывается непосредст-венно тексту.
Киномонтаж также можно выделить двух родов: присоединение к кадру
Другого кадра и присоединение к кадру его же самого (с какими-либо
Модальными изменениями или без них: смену коротких динамиче-ских кадров сверхдлинным и неподвижным можно рассматривать как результат - во втором случае - монтажа, при котором к кадру присоединен он сам). Мон-таж
Разных кадров активизирует смысловой стык, делает его основным носителем
Значений, монтаж однородных кадров делает стык незаметным, а смыс-ловой переход - постепенным.
Поэтому, хотя монтаж по своей природе
Предполагает дискретность, при де-монстрации ленты с имманентным
Переходом кадра в кадр для зрителя дискретность скрадывается так же, как
В живой речи скрадываются границы между структурными единицами.