Так возникает кинематограф, ориентированный на структуру

действительности (ее "язык" по терминологии Соссюра) или же на ее

непосредственно-эмпирическую данность ("речь", в той же терминологии).

Реально в тексте, конечно, присутствуют и "язык" и "речь" - дело идет

Лишь о некоторой режиссерской ориентации, при которой одна тенденция

подчеркивается и сознательно выделяется на первый план, а вторая

Скрадывается.

На этой основе возникают два типа повествования. Словесная –

Наш строй мысли, наши

привычные представления, многие из которых нам кажутся присущими самой

природе человека, сформированы словесной культурой, культурой, в

которой человеческая речь играет роль основополагающей коммуникативной

системы. Агрессивно вторгаясь во все сферы семиозиса, она

переформиро-вывает их по своему образу и подобию. Она словесна и

нацелена на коммуникацию с другим индивидуумом.

Несловесные или

Направленные на коммуникацию с самой собой системы в той или иной мере

подавлены господствующим типом коммуникации. Поэтому, даже моделируя

"рассказ при помощи картин", мы перено-сим на него схему словесного

повествования. Тем бо-лее мы склонны забывать, что привычное

повествова-ние с помощью языка и слов - лишь один из двух возможных

типов рассказа.

Первый воспроизводит словесный рассказ: он строится на прибавлении к

Единице текста еще одной еди-ницы, затем следующей и получении, таким

Образом, повествовательной цепочки.Соединение цепочки различных кадров в осмыслен-ную последовательность составляет рассказ.

Другой тип повествования - трансформация одного и того же кадра.

Вспомним строчку Фета: "Ряд вол-шебных изменений милого лица". Цепь

Изменении лица - конечно, повествование. Но при этом происхо-дит не

Объединение множества знаков в цепочках, а трансформация одного и того

Же знака

Способность превращения иконического

Знака в повествовательный текст связана с на-личием в нем некоторых

подвижных элементов. Так, на приведенном далее рисунке можно выделить

кон-стантные элементы, позволяющие сказать про все изо-бражения: "Одно

лицо", а при слитном их проецировании заставляющие воспринимать

изображение как один кадр. Но есть и переменные (способные в преде-лах

данного кадра меняться) элементы. (82) Для того, чтобы разные кадры

могли быть соеди-нены в осмысленную цепочку, у них должен быть об-щий

элемент какого-либо уровня: это может быть одно и то же изображение

другим планом или два раз-личных изображения с общим модусом. Совпадение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: