А. Базен представляет как две исконно

Противоположные и отдельные тенденции в конструировании фильма, каждая

Из которых имманентно замкнута в себе, на самом деле - два

Противопоставленных и антагонистических рычага единого механизма.

Они

Работают только во взаимной борьбе и, следовательно, нуждаются друг в

Друге. Победа любой из этих тенденций, трактуемая как исчезновение

Другой, означала бы не торжество, а уничтожение победителя. История

кино с его периодической сменой ориенированности на "конструкцию" или на"фото-графию жизни" - убедительное тому доказательство. В конкретной

Идейной и эстетической борьбе вокруг искусства та или иная концепция

Может связываться с определенными философскими или идеологическими

Воззрениями. Однако по своей природе она не исчер-пывается этой связью.

Так, в литературе ориентиро-ванность той или иной идейной или

художественной концепции на стихи или прозу не исключает того, что сами по себе поэзия и проза - формы жизни литературы и пригодны для

выражения самых разнообразных идейных концепций.

Кинематограф для того, чтобы осознать себя как искусство, должен был

Начать с наиболее обнаженно условных форм киноязыка, самый перевод на

Кото-рый явлений жизни казался эстетическим открытием. Утрировка

Условности составляла неизбежную черту кинематографа, стремившегося

Оторваться от фото-графии. Если делить, как это делает Базен,

кинемато-граф на 1."условный" и 2."реальный" и связывать именно с монтажом

Границу между ними, то ускользнет из внимания другой аспект:,з

Кинематографе 1920-х годов

То направление, которое избегало острых

монтажных решений и тяготело к "большим кускам" ленты, отличалось

резкой условностью актерской игры.

2. Монтаж-ный же кинематограф тяготел к подбору типажей и, ориентируясь на хронику, стремился сблизить поведение актера на экране и в жизни. Таким образом, каждый из

Отмеченных Базеном видов кинематографа имел свой тип условности, и

Современный кинематограф не есть автоматическое продолжение одной из

Тенденций, а сложный их синтез.

Не автоматическое отсечение какой-либо

Из двух противонаправленных составляющих, а диалектическое их

Противоречие обуславливает эффективность механизма киновоздействия.

Показательно, что, когда и монтаж, и актерская игра достигли тех вершин жизнеподобия, которые свойственны периоду после второй мировой войны,одновременно возникла потребность в значительно более сложных и совершенных формах условности, самая сущность которых была бы связана с достиже-нием реализма в кино.

Когда в целом ряде фильмов мы сталкиваемся с упорной тенденцией вынести на экран съемку фильма, перед нами - стремление наиболее правдоподобное и жизнеподобное представить как сыгранное. Мы пой-мем, что дело здесь в чем-то более глубоком, чем мода и стремление к эффектам, если вспомним об аналогич-ных тенденциях в наиболее реалистической живописи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: