Противоположные и отдельные тенденции в конструировании фильма, каждая
Из которых имманентно замкнута в себе, на самом деле - два
Противопоставленных и антагонистических рычага единого механизма.
Они
Работают только во взаимной борьбе и, следовательно, нуждаются друг в
Друге. Победа любой из этих тенденций, трактуемая как исчезновение
Другой, означала бы не торжество, а уничтожение победителя. История
кино с его периодической сменой ориенированности на "конструкцию" или на"фото-графию жизни" - убедительное тому доказательство. В конкретной
Идейной и эстетической борьбе вокруг искусства та или иная концепция
Может связываться с определенными философскими или идеологическими
Воззрениями. Однако по своей природе она не исчер-пывается этой связью.
Так, в литературе ориентиро-ванность той или иной идейной или
художественной концепции на стихи или прозу не исключает того, что сами по себе поэзия и проза - формы жизни литературы и пригодны для
|
|
выражения самых разнообразных идейных концепций.
Кинематограф для того, чтобы осознать себя как искусство, должен был
Начать с наиболее обнаженно условных форм киноязыка, самый перевод на
Кото-рый явлений жизни казался эстетическим открытием. Утрировка
Условности составляла неизбежную черту кинематографа, стремившегося
Оторваться от фото-графии. Если делить, как это делает Базен,
кинемато-граф на 1."условный" и 2."реальный" и связывать именно с монтажом
Границу между ними, то ускользнет из внимания другой аспект:,з
Кинематографе 1920-х годов
То направление, которое избегало острых
монтажных решений и тяготело к "большим кускам" ленты, отличалось
резкой условностью актерской игры.
2. Монтаж-ный же кинематограф тяготел к подбору типажей и, ориентируясь на хронику, стремился сблизить поведение актера на экране и в жизни. Таким образом, каждый из
Отмеченных Базеном видов кинематографа имел свой тип условности, и
Современный кинематограф не есть автоматическое продолжение одной из
Тенденций, а сложный их синтез.
Не автоматическое отсечение какой-либо
Из двух противонаправленных составляющих, а диалектическое их
Противоречие обуславливает эффективность механизма киновоздействия.
Показательно, что, когда и монтаж, и актерская игра достигли тех вершин жизнеподобия, которые свойственны периоду после второй мировой войны,одновременно возникла потребность в значительно более сложных и совершенных формах условности, самая сущность которых была бы связана с достиже-нием реализма в кино.
|
|
Когда в целом ряде фильмов мы сталкиваемся с упорной тенденцией вынести на экран съемку фильма, перед нами - стремление наиболее правдоподобное и жизнеподобное представить как сыгранное. Мы пой-мем, что дело здесь в чем-то более глубоком, чем мода и стремление к эффектам, если вспомним об аналогич-ных тенденциях в наиболее реалистической живописи.