Речевые процессы

Общеизвестно, что первым шагом на пути интенсификации речевого развития должны стать формирование, коррекция и профилактика его базового уровня, которые невозможны без соответствующей оптимизации движения, восприятия, памяти и элиминации многих неблагоприятных знаков (гипер- и гипотонус, синкинезии, патологические ригидные телесные установки и т.п.). Все перечисленное является у детей в первую очередь следствием одного и того же нейропсихологического радикала: недостаточности подкорковых образований мозга, вторично приводящих к задержке, искажению и/ или нарушению онтогенеза межполушарных взаимодействий. Снижение этой недостаточности достигнуто в той или иной мере с помощью методик уровня 1-го ФБМ. Следующей важнейшей мишенью становится фонематический слух, поскольку нет и не может быть такого вида психической деятельности, которая не была бы напрямую зависима от сформированности этого психологического фактора. Для реализации формирования неречевого, а затем и речевого звукоразличения у детей с фонетико-фонематической недостаточностью речи существует множество упражнений, разработанных и многократно доказавших свою валидность в отечественной логопедии и нейропсихологии; они представлены в соответствующем разделе второй части настоящего издания.Однако процесс становления слухо-речевого гнозиса в онтогенезе иерархически надстраивается и дебютирует с реагирования и узнавания бытовых, природных и музыкальных шумов, а также голосов животных и людей в зависимости от удаленности источника звука и его интенсивности. Поэтому коррекция фонетико-фонематического уровня начинается со знакомства сначала с бытовыми и природными шумами, потом — музыкальными звуками, мелодиями и т.д. При этом все неречевые звуки обязательно надо сочетать с чувством ритма и лишь затем переходить к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира. Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды, шуршание бумажного и полиэтиленового пакетов и т.д. Он должен научиться распознавать их (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами. Его постепенно надо приучать удерживать в памяти «голоса» всех этих предметов и их предназначение. Ведь узнавание и дифференциация сходных по звучанию бытовых и музыкальных шумов являются необходимой предпосылкой формирования фонематического слуха; например, шорох полиэтиленового и бумажного пакетов может являться предтечей дифференцирования звуков «С» и «Ш».Для формирования любой психической функции, в том числе и восприятия речи, необходимо, с одной стороны, опираться на работу других анализаторов, для того чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации. С другой — для того чтобы обострить работу одного анализатора, необходимо отключить другой, комплементарный ему. Так, для активации слухового анализатора попросите детей закрыть глаза и попробовать узнать только что проанализированные звуки на слух, без опоры на зрение.

Начинать необходимо с наиболее элементарных видов различения на слух «громкого—тихого», «быстрого—медленного», музыкальных фрагментов с различной ритмической и эмоциональной структурой и т.п. Идеально, если при этом дети будут произвольно двигаться, подпевать, дирижировать в такт, танцевать, рисовать услышанное. Постепенно программа усложняется вопросами: где звенит — спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева? Можно изменять интенсивность звучания, предлагать другим детям звонить в колокольчик или пищать игрушкой. Прекрасной тренировкой здесь является игра в «жмурки», которую можно разнообразить всем спектром звуков. Для формирования межфункциональных взаимодействий полезно следующее упражнение: психолог воспроизводит любой из перечисленных шумов, а ребенок угадывает, чем он стучал (шуршал, гремел; чирикал, играл на фортепиано и т.д.), и подбирает соответствующую картинку, ситуацию или игрушку, рисует, изображает телесно и т.д. Недостаточность фонематического слуха, как правило, приводит к тому, что ребенок не «слышит» не только других, но и себя. Следует записать на магнитофон голоса знакомых, домочадцев, самого ребенка, а потом прослушать кассету, с тем чтобы он узнал свой голос или голоса своих товарищей, знакомых взрослых людей. Слышать собственный живой голос и голос на кассете не одно и то же, так как его восприятие идет через призму внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации. Очень важно, что при любой работе с магнитофоном начинают направленно, хотя и незаметно для ребенка, формироваться алгоритмы «обратной связи», одной из важнейших характеристик работы нашего мозга и организма вообще.Обсудите с ребенком и нарисуйте на бумаге (сверху любого текста) «кривую» своих или его собственных интонаций, мелодию выразительного литературного произведения или речи его любимого киногероя. Показав ему, таким образом, наглядно «чувственную ткань» человеческой речи и потренировавшись изменять ее значение в зависимости от тона и интонации.

На следующем этапе можно приступать к формированию собственно фонематического слуха — речевого звукоразличения.

Выделению речевого звука на слух обычно предшествует работа с его утрированным произнесением (вами!), совместным уточнением его произнесения («А как у нас губы раздвинуты, посмотри на меня (в зеркале)? А где у нас язык? И т.д.», артикуляции. Одновременно вы получаете эффект оптимизации кинестетического фактора речи. Можно выделять звук хлопками, топотом, любым движением, поднятием цветного флажка и т.д. Поиграйте в подвижную игру, научите ребенка чувствовать и вьщелять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, с открытыми и закрытыми глазами.Наша речь реализуется в пространстве и времени сукцессивно, последовательно, линейно. Для того чтобы определить позицию того или иного звука (слога) из произнесенного слова, нужно выделить и «выставить» этот звук из линии, которым обозначается слово. Этого можно достичь, договорившись с ребенком, что, услышав нужный звук, он, например, поднимает руку. Ведь слово можно обозначить полоской на бумаге или прямой линией в воздухе. Значит, выделенный звук должен буквально «выскочить» вперед за рамки прямой линии, чтобы ребенок мог его «увидеть и ощутить».Когда эти задания ребенком достаточно усвоены и легко самостоятельно выполняются, мы предлагаем усложнить их с помощью разнообразно звучащих и пахнущих игрушек и предметов, для того чтобы речевые звуки ассоциировались с каким-нибудь образом: например, гласный звук — с красной душистой клубникой, а звонкий — с куклой Барби в голубом платье и т.д. Все эти методики можно разнообразить за счет обычного мяча, с силой ударяя и выделяя позицию звука в данной серийной слоговой цепочке.

Далее следует этап автоматизации и дифференциации, анализа и синтеза звукового различения по методам, описанным в логопедической и нейропсихологической литературе и подробно изложенным в соответствующей главе второй части данной книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: