Земская реформа

П осле крестьянского “Положения” в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, “Положение о губернских и уездных земских учреждениях”, которое было издано 1 января 1864 года.

Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.

Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.

Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.

В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.

52. Городская реформа (в продолжение земской).

1 6 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган) избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.

Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков). В первое избирательное собрание входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во вторую – более мелкие, уплачивающие другую треть налогов, в третью – все остальные. В наиболее крупных городах число гласных (избранных) составляло в среднем 5,6% жителей. Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.

Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).

53. Вооруженные силы XVIII – I половины XIX вв. Военная реформа II половины XIX в.

Задачи военной реформы:

1)изменение численности армии

2)повышение уровня военной техники

3)реорганизация высшего управления войск.

1864-1869гг- частично сокращается военное управление, перевооружение, пехотная артиллерия. Раньше армия формировалась с помощью рекрутской повинности. Ее несли податные сословия, крестьяне и ремесленники. Дворяне могли служить и не служить. Срок службы сокращался с 25 лет до 15 лет. Без отмены крепостного права нельзя было проводить военную реформу. В 1874г в России вводилась всесословная воинская повинность. Все, достигшие 20 лет призывались на службу без различия сословия. Денежный выкуп отменили. Служба в пехоте- 6 лет. В последующие годы в запасе- 9 лет. До 40 лет- в ополчении. Во флоте- 7 лет+ 3года в запасе. Срок зависел от образования. Лица с высшим образование- 6 месяцев. (1,5 года служить, если окончил гимназию, 3г- городскую школу, 4г- начальную школу). Освобождаются священники, если единственный внук у бабушки и деда, единственный брат- кормилец, если есть малолетний брат или сестра.

В подчинению военному министру переданы артиллерия, гвардия, действующая армия и военные учебные заведения. Было образовано 15 военных округов, каждый округ имел соответствующее управление, которое подчинялось военному министру. В 1867г введен новый судебный военный устав. Введены 3 судебные инстанции- полковой суд, военно-окружной, главный военный суд. На период войны главный –полевой суд. Все судебные решения подлежали утверждению полков и окружным военноначальникам. Активное участие в реформе принимал Милютин. В армии отменили телесные наказания. В 1881г Милютин ушел. Призывной возраст повысился до 21года. В 2-4 года увеличили срок службы для тех, кто имел среднее и высшее образование.

54. Изменения в гос аппарате в 70-80гг 19в

55. Контрреформы 80 – 90-х гг. XIX в.

Проведенные реформы сохранили политический строй царской России без существенных изменений, что обусловило возникновение революционной ситуации, особенностью которой стала возрастающее рабочее движение.

После убийства народовольцами Александра II царское правительство встало на путь открытой реакции. Положение о мерах к охранению гос. порядка и общественного спокойствия предусматривала введение режима усиленной или чрезвычайной охраны, при котором вся власть передавалась генерал-губернатору. Согласно этому положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по закону военного времени. Причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно, чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны и оно могло распространяться на любую часть страны. Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого, приговаривая к самым суровым наказаниям. Было также создано особое совещание, состоящее из министра внутренних дел и 4х чиновников от МВД и Мин-ва Юстиции, которое имело право применять административную ссылку.

В 1892 г. вышел закон «О военном положении», позволяющий вводить режим военного положения в областях, где вспыхивали революционные волнения. По выше названным законам смертная казнь предусматривалась за вооруженное сопротивление властям, преступления против военных и полицейских чиновников.

В 1898 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которые заменили собой мировых судей. На них возлагались полицейско-судебные функции, (что противоречило принципам судебной реформе 1864 г.). Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, надзирали за деятельностью волостных судов. В качестве ценза для должности земского начальника устанавливались: высшее образование или занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мирового судьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина.

Было пересмотрено и Положение о земских и губернских органах местного самоуправления. Вместо цензового определения состава первой избирательной курии был введен сословный. В курию стали входить только дворяне. Для городских избирателей был повышен имущественный ценз. 3 избирательные курии: 1- потомственные и личные дворяне 2- представители городских сословий 3- крестьянская курия

Губернатор или министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов местного самоуправления.

В 70 – 80-е гг. было внесено много изменений в систему судопроизводства и судоустройства. В 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или секретным. Унижтожена мировая юстиция, функции мировых судов переданы земским участковым начальникам. Принцип несменяемости судебных следователей.

56. Изменения в государственном строе в годы 1 русской революции. Советы. Гос. Дума. Реорганизация совета Министров.

Революция 1905 г. привела к конституционной монархии. Манифест 17 октября 1905. положилначало конституционализму в России. Гос.Совет в апреле 1906 г. стал 2 парламентской палатой. Функции Комитета министров передавались частично Совету министров, частично ГосСовету. Министры были ответственны только перед царем и им же назначались. В стране возникают политические партии: либералы, правый центр, крайние правые и левые. Земское движениестало базой для либералов. Принципы: отрицание террора, децентрализация гос. управления, Государственная Дума, упразднение самодержавия. В 1904 г.«Союз освобождения» уже вполне легально формулирует свои требования: уничтожение самодержавия и установление конституционного режима, право наций на самоопределение, демократические политические реформы. Одновременно было принято решение образовать «Союз союзов», который должен был установить организационные связи с центральными органами всех левых политических партий. В сентябре 1905 г. проходит съезд. Программа: сформировать двухпалатный парламент, 2состояла бы из представителей органов местного самоуправления. Парламент должен был санкционировать любой зак. акт и бюджет. Правый центр был представлен Союзом 17 октября, базировался на принципах Манифеста 17 октября. Выступал за: сохранение единого и неделимого государства, за конституционную монархию с народным представительством, основанным на общем избирательном праве. Монархия- путь к спасению.

Правые партии, принцип: «Православие, самодержавие, народность». Все народности делились на дружественные и враждебные русскому народу. Ограничения предлагалось распространить на финнов, поляков, кавказцев и евреев. Весной 1905 г. появилось большое число национально-патриотических союзов, например «Союз русского народа», объединивший ряд черносотенце. Его деятельность поддерживали государственные и церковные органы. Левые партии - образовывались на основе народнической и Марксистской идеологий. В 1898 образование Российской социал-демократической партии. В 1903 г.- распад на «большевиков» и «меньшевиков». Против самодержавия, законодательное однопалатное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, создать суды, заменить войска всеобщим вооружением народа, отделить церковь от государства. В 1901- партия социалистов- революционеров, преемники Народной воли. Социализация земли методом террора путем расширения прав общину на частную землю, кодификация дворцовых и монастырских земель, развитие медицины и образования.

Органы власти и управления. 20 февраля 1906 г. вышел акт «Учреждение Государствегтой Думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение гос. бюджета, ж\д и акционерных обществ. Избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. В Думу входили министры, комиссии депутатов и Государственный Соеет. Наиболее острым был конфликт между 1 Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. В июне 1906 г. правительство обратилось к населению с сообщением, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, заявила, что она не отступит от этого принципа. 8 июня Дума распущена.(72 дня). В феврале 1907 г. 2 Дума начала работу. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и землеустройство, самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая рефор-ма, введение подоходного налога. Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о гос. бюджете и наборе новобранцев. Дума была распущен(102 дня). Выборы, проведенные на основе нового избирательного закона, дали большинство в Думе «Союзу 17 октября». В III Думе долго обсуждался указ 9 ноября 1906 г.

Одновременно с «Учреждением» было принято иовое Положение о Государапвенном Совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный Совет и лишь в случае принятия их Со-ветом представляться на утверждение императора.

57. Столыпинское аграрное законодательство.

Аграрная реформа 1906 г. связывалась с именем главы правительства Столыпина. 5 апреля 1905 г. принимается Указ об облегчении долгов населению, где освобождались от недоимок ссуд на продовольствие. В ноябре 1905 г. опубликован манифест, уменьшивший выкупные платежи со всех категорий крестьян на 50%, а с января 1907 г вовсе их отменивший. В сентябре 1906 г. Указом начинается переселенческая политика правительства. В октябре 1906 г. принимается Указ, где провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы (за исключением «инородцев»), крестьяне освобождались от «уволънителъных приговоров» для поступления на службу или на учебу. Отменялись подушная подать, круговая порука и принудительная передача и направление неплателъщиков на заработки. Отменялось привлечение к общественным работам. Расширялись имущественные права крестьян: отменялись раздел семейных разделов по решению общины, запрещение крестьянам, не владевшим недвижимостью, обязываться векселями. «Столыпинский» Указ был принят 9 ноября 1906 г. Им провозглашался свободкый порядок выхода из общины в любое время, и закреплялись наделы в собственность.

За домохозяином оставлялись все участки общинной земли, находившиеся в его пользовании в течение времени, прошедшего с момента последнего передела. Общинные угодья оставались в пользовании выделявшихся крестьян. Заявление о выделе через старосту доводилось до сельского общества, которое простым большинством голосов в месячный срок было обязано определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский началъник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении, Крестьянин мог требовать сведение выделяемых ему участков воедино или денежной компенсации. Аграрные указы были закреплены в законах, принятых 3 Думой.

58. Уголовное положение 1903г.

В 1903 г. императором был утвержден проект нового Уго­ловного уложения, постепенно в действие вводились отдельные его главы и статьи. Уложение состояло из 37 глав и 687 статей.

Новое Уложение сохранило разделение на Общую (72 статьи) и Особенную части (615 статей). В Общей части давались понятия преступления, умысла, неосторожности, приготовления, покушения, соучастия. Особенная часть Уложения включала нормы, предусматривающие ответственность за религиозные, государственные, должностные и другие пре­ступления.

Впервые Уложение определяло пространство действия закона — вся территория России. Закон одинаково распрост­ранялся на всех лиц, на ней пребывающих.

Под преступлением Уложение 1903 г. понимало: «Деяние, воспрещенное законом во время его учинения, под страхом его наказания».

Субъектом преступления признавалось вменяемое физи­ческое лицо, достигшее десятилетнего возраста.

Субъективная сторона выражалась в совершении преступ­ления умышленно либо по неосторожности.

Приготовление и покушение на преступление наказывались в случаях, установленных законом (в основном к тяжким пре­ступлениям). Добровольный отказ от преступления устранял применение наказания.

Соучастниками признавались лица, действующие заведо­мо сообща или согласившиеся на совершение деяния, учиненного несколькими лицами. Закон давал определение ис­полнителя, подстрекателя и пособника.

Уложение 1903 г. упрощало систему наказаний. Все нака­зания делились на главные, дополнительные и заменяющие.

59. Эволюция монархии в России в начале XXв. Основные государственные законы 1906г.

В связи с событиями 1905 г. (прежде всего принятием Манифеста 17 октября 1905 г.) возникла необходимость законодательно установить произошедшие в гос. – правовой жизни России изменения.

Новый текст Основных государственных законов был разработан Государственной канцелярией (подчиненной императору) и Советом министров (этот орган, контролирующий деятельность отдельных министров и главноуправляющих, был создан в конце 1905 г., его возглавил СЮ. Витте) без привлечения представителей широкой общественности.

В феврале 1906 г. текст Основных законов был передан в Совет министров, в марте он окончательно был доработан Особым совещанием под председательством императора.

23 апреля 1906 г. Николай II, не дожидаясь рассмотрения Первой Государственной думой, единолично утвердил Свод Основных государственных законов Российской империи. По сути, это была первая российская конституция и Россия стала конституционной монархией. Однако в самих Основных законах сохранялся термин «самодержавие» применительно к царской власти.

Любой законопроект, прежде чем быть подписанным императором, подлежал утверждению Государственной думой и Государственным советом. Хотя вся полнота исполнительной власти оставалась за императором и назначаемыми им министрами, возглавляемыми председателем Совета министров. Министры были ответственны не перед парламентом, а лично перед императором Помимо министров император назначал половину членов Государственного совета, включая председателя верхней палаты и его заместителя. Царь обладал правом вето на принятые палатами парламента законопроекты.

Государственная дума созывалась и распускалась императорским указом.

Император мог, по представлению Совета министров, принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы или Государственного совета в этот момент была прервана (например, Государственная дума была распущена самим же царем), кроме тех законов, которые касаются статуса самих палат парламента – Государственной думы и Государственного совета. После открытия законодательной сессии в течение двух месяцев такой указ должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

В 1906 г. был реформирован Государственный совет (196 членов), ставший, по сути, верхней палатой российского парламента. Половина его членов, включая председателя палаты и его заместителя, назначалась ежегодно императором из высших государственных сановников. В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли и промышленности. Одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственного совета и депутатом Государственной думы. В целом в Государственном совете преобладали представители высшего дворянства.

Государственный совет утверждал все законопроекты, принятые Государственной думой, только после этого они отправлялись для подписания и опубликования императором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: