Необходимость и основное содержание аграрной реформы П.А. Столыпина
Органы самоуправления (земства) в системе государственного управления
1 января 1864 г. Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым вводилось земство. Речь шла не об изменении самодержавно-бюрократической системы в целом, а лишь о введении в эту систему нового института — всесословногосамоуправления. Власть российского императора по-прежнему оставалась неограниченной, высшие государственные учреждения сохраняли консервативный характер и защищали привилегии дворянства и крупной бюрократии. Тем не менее для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов самоуправления было значительным шагом в развитии социально-экономической и культурной жизни.
Избираемые различными сословиями русского общества земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания и т.п. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании «сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином». Действительно в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.
По «Положению» 1864 г. все избиратели делились на 3 курии. В первую курию — уездных землевладельцев — входили владельцы не менее 200 десятин земли, другой недвижимой собственности стоимостью не ниже 15 тыс. руб., а также уполномоченные от мелких землевладельцев и духовенства. Во второй курии — городской — участвовали «шеститысячники», купцы 1-й и 2-й гильдий, а также владельцы городской недвижимости, которая в зависимости от численности населения города оценивалась от 500 до 3000 руб.
Имущественный ценз для участия в выборах по третьей курии — сельских обществ — отсутствовал. Выборы были двухступенчатыми: на волостных сходах крестьяне избирали так называемых выборщиков, которые, в свою очередь, на специальных съездах избирали гласных — на 3 года.
После избрания гласных созывались уездные земские собрания, на которых обычно председательствовали уездные представители дворянства. На первом заседании уездные гласные избирали из своей среды губернских гласных: от 6 уездов — 1 губернский гласный. В состав губернских земских собраний вхо-
дили предводители дворянства, председатели управ всех уездов, 2—3 чиновника от казенных и удельных имений. Таким образом, более высокое звено земского самоуправления формировалось на основе непрямых выборов и представительства чинов. Губернские собрания проводились 1 раз в год, но могли созываться и чрезвычайные собрания. На заседаниях председательствовал губернский предводитель дворянства. Для текущей работы и уездные, и губернские собрания избирали управы в составе трех человек: председатель и 2 члена управы (число членов земских управ в уездах могло быть увеличено до 4, а в губерниях — до 6—8).
Представительство различных сословий в органах местного самоуправления не было пропорционально их удельному весу в структуре населения России. Так, в период первых выборов в уездные земства дворяне составляли в среднем по стране 41,7%, духовенство — 6,5%, купцы — 10,4%, крестьяне — 38,4%. А поскольку гласные в губернские земские собрания выбирались на уездных земских собраниях, то нетрудно понять, что там доминировало поместное дворянство. Из 2055 губернских гласных (в тот же период) дворян и чиновников было 74,2%, служителей церкви — 3,8%, купцов — 10,9%, крестьян — 10,6%*.
В процессе утверждения земского самоуправления происходило постепенное вытеснение дворянства в уездных земствах центральных, южных и юго-восточных губерний промышленной и новой землевладельческой буржуазией — выходцами из купечества и крестьянства. Например, удельный вес купцов в уездных земских собраниях Костромской губернии увеличился за 20 лет с 9,8 до 25,4%, Нижегородской — с 7,2 до 14,5%, Владимирской—с 16,3 до 29,1%, Московской—с 14,9 до 23,9%, удельный вес крестьян-собственников в уездных земских собраниях Таврической губернии увеличился с 1 до 14,1%, Саратовской губернии — с 0,8 до 5,4%. Представительство дворян в губернских собраниях также увеличивалось: в 1883—1884 гг. оно достигло 81,6%. Большинство гласных отдельных губернских земств северо-востока европейской России — Олонецкого, Вологодского, Вятского, Пермского — не были дворянами; такие земства получили название «крестьянских».
Согласно «Положению» 1864 г. к ведению всесословных земских органов самоуправления относились руководство соборами губернии и уезда; все местные и некоторые государственные повинности; некоторые общие губернские повинности; в том числе: 1) устройство и содержание дорог, мостов, перевозов и верстовых столбов; 2) наем домов для рекрутских присутствий, становых приставов и судебных следователей; 3) содержание подвод при полицейских управлениях и становых квартирах;
4) содержание посредников по специальному межеванию и канцелярий посреднических комиссий; 5) содержание статистических комитетов.
Земство ассигновало известные суммы на развитие народного образования, медицины, взаимного страхования, торговли и промыслов. Однако земства не пользовались свободой и самостоятельностью; многие постановления земств, заключения займов, проекты смет требовали утверждения губернатором или министром внутренних дел; каждое постановление могло быть опротестовано губернатором. Дела по таким протестам в последней инстанции решались Сенатом. Наконец, оставляя местную полицейскую власть в ведении правительственных учреждений и тем самым лишая земство исполнительгюй власти, правительство сужало их возможности оперативно осуществлять управление текущими делами.
Как уже говорилось, органы всесословного управления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой единицы в волости. Современники остроумно называли земство «зданием без фундамента и крыши». Лозунг «увенчания здания» был с той поры главным лозунгом русских либералов вплоть до создания Государственной Думы, т.е. в течение 40 лет. Более того, представителям земств различных губерний было строго-настрого запрещено общаться между собой, даже по вопросам, требо-вавшимбезотлагательного совместного решения, например по борьбе с эпидемиями.
Земства учреждались лишь в 34 губерниях европейской России. В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе и Средней Азии, в Астраханской и Архангельской губерниях, в Сибири и на Дальнем Востоке новые органы самоуправления введены не были. В 1876 г. земство было открыто в области войска Донского, но через 6 лет прекратило существование.
Итак, сфера деятельности земской системы в государственном механизме России была ограничена во всех отношениях, но, несмотря на это, органы местного управления продолжали подвергаться постоянному давлению со стороны самодержавной бюрократии. Закон от 21 ноября 1866 г. значительно ограничил право земств облагать сборами торговые и промышленные заведения, т.е. нанес удар по источникам земского бюджета; Закон от 13 июля 1867 г. подчинил журналы и другие издания земств губернаторской цензуре и обязал представителей земских собраний, под угрозой наказания закрывать собрания, на которых рассматривались вопросы, содержащие, по мнению администрации, критику законов; Положение о народных училищах 1874 г. существенно ограничило права земств в области народного образования.
Однако земства оказались весьма жизнеспособной системой местного самоуправления. Согласно единодушному мнению исследователей, самые значительные достижения земства относятся к сфере народного образования. С появлением земств исчезла прежняя российская школа, существовавшая в дореформенный период при волостном управлении, церкви, помещичьей конторе или съезжей избе, и были организованы сельские школы. Именно земства превратили народное образование в разветвленную систему регулярно финансируемых учреждений. Более того, в их деятельности образование получило приоритетный характер.
О темпах развития земских школ свидетельствует тот факт, что в Московском уезде первую школу земцы открыли в 1872 г., а в 1913 г. их было уже 206. Земствам удалось создать новый тип школы, отличный от всех, существовавших ранее; со временем и казенные, и церковные школы стали действовать по образу и подобию земских школ. За полвека земства открыли около 28 тыс. школ, где обучалось около 2 млн. детей, и подготовили 45 тыс. учителей*, которым улучшили условия работы и повысили заработную плату. Большинству школ были предоставлены отдельные здания; некоторые из них сохранились до наших дней.
Значительное место в деятельности земств занимало здравоохранение. Благодаря усилиям земцев увеличилось количество врачей, расширилась сеть аптек, были организованы фельдшерские и медицинские курсы повышения квалификации; стало применяться оспопрививание.
Успехи в земской статистике значительно превысили таковые в местной статистике иностранных государств. Главным объектом статистических исследований было крестьянское хозяйство, представляющее тогда (да и в наше время, что, к сожалению, мало осознается) основу хозяйственной жизни России.
Широкое распространение в земствах получила организация мелкого поземельного кредита для содействия сельским общинам в покупке и аренде земли. Многие земства организовывали ссудо-сберегательные товарищества, кустарные артели, выдавали продовольственные и денежные пособия голодающим крестьянам, ходатайствовали о снижении выкупных платежей, выплачиваемых крестьянами, замене подушной подати всесословным подоходным налогом, содействии переселению крестьян и др. Конечно, эти меры не в состоянии были коренным образом улучшить положение деревни. Во многих губерниях крестьянские земельные наделы были слишком малы для того, чтобы обеспечить крестьянские семьи продовольствием и другими видами жизнеобеспечения.
Деятельность земских органов управления в России не ограничивалась только культурно-хозяйственными вопросами. Они стремились играть роль и в политической жизни страны, поддерживая центральное самоуправление и парламентские формы государственного устройства. Поэтому в пореформенный период в России в рамках земства возникло оппозиционное самодержавию политическое течение, получившее в исторической литературе название «земское либеральное движение». Русские либералы надеялись, как писал один из их представителей В.Ю. Скалан, что «за упорядочением местного самоуправления и весь государственный строй подвергнется преобразованию» и правительство призовет земских представителей «на более важные посты в области правительственной деятельности»*.
Что же позволило земским органам самоуправления, несмотря на многочисленные ограничения со стороны правительственных институтов, достичь таких внушительных результатов?
Во-первых, осуществление принципов самоуправления. Земства сами формировали свои руководящие органы, вырабатывали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов и т.д.
Во-вторых, самофинансирование своей деятельности. Земства получили право облагать население налогом для покрытия своих расходов. Основным объектом обложения оказались земли, причем главным образом крестьянские. Были и другие источники поступления доходов.
В-третьих, высокий уровень профессиональной подготовки земских кадров. Труд земских служащих оплачивался довольно высоко, а статистики и инженеры получали заработную плату
24. Реформы «эры Витте»
Начало XX в. ознаменовалось деятельностью двух крупных фигур в экономической и политической жизни России — С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Но если первый, по более или менее единодушному мнению современников и историков, считался незаурядным государственным деятелем, то оценка П.А. Столыпина и у современников, и у историков далеко не однозначна: одни считают его выдающимся организатором, прогрессивным реформатором, другие — реакционным государственным деятелем, реформаторские усилия которого были направлены на спасение самодержавия, укрепление помещичьего землевладения и дальнейшее закабаление крестьянства.
Сергей Юльевич Витте (1849—1915), обрусевший немец, сын крупного чиновника, занимавшего в государственной иерархии ряд постов, включая должность губернатора Саратова, рано потерял родителей и воспитывался у дяди, генерала Фадеева. После окончания математического факультета Одесского университета работала администрации Одесской железной дороги, затем начальником всех железнодорожных сообщений тыла армии, действовавшей в Болгарии и Румынии. Занимал ряд крупных постов на частных железных дорогах, впоследствии был назначен управляющим всей Юго-Западной железнодорожной сети.
Во время посещения Одессы Александром III Витте обратил внимание на то, что царский поезд подвергается опасности, так как товарный паровоз, ведший этот поезд, не был приспособлен для пассажирской скорости, и распорядился снизить скорость поезда, что вызвало гнев свиты и самого царя. Однако игнорирование замечания Витте привело к аварии царского поезда в октябре 1888 г., после чего в 1889 г. он был назначен директором департамента железных дорог Министерства финансов. В 1892 г. он получил должность министра путей сообщения, однако его привлекал пост главы министерства финансов, которое, по его словам, «единственное настоящее министерство».
Дело в том, что департамент железнодорожного транспорта осуществлял всю экономическую и коммерческую деятельность, более того, ему была подведомственна экономическая деятельность промышленности и торговли. Поэтому за короткий срок Витте освоил экономическую деятельность государства по основным его направлениям и сделал свой первый солидный вклад — разработал дифференцированные тарифы на железнодорожные перевозки, которые стали считаться самыми прогрессивными в Европе. Благодаря его разработке проезд на дальние расстояния стал доступным для широких масс пассажиров, а не только для богачей и крупных чиновников. (В настоящее время, когда проезд всеми видами транспорта на дальние расстояние стал недоступным для многих людей, получающих мизерную зарплату, изучение и применение пассажирского тарифа Витте имеет весьма важное практическое значение. В не меньшей степени заслуживают внимания и его тарифы на перевозку товарных грузов.)
После отставки в 1892 г. министра финансов И.А. Вышеградского, справедливо обвиненного во взяточничестве, эта должность была предложена Витте. Началась эпоха бурного развития капитализма в России, получившая название «эра Витте».
По оценке своих современников, Витте значительно превосходил всех других министров в области не только интеллекта и работоспособности, но и как организатор. Его по праву считали самым крупным министром финансов со времен Е.Ф. Канкрина (1774—1845), бывшего министром при Николае I, последовательного сторонника промышленного протекционизма. При нем завершилось формирование подушной налоговой системы и была введена откупная система. Известность Канкрин получил благодаря проведению денежной реформы (1839—1843) путем девальвации упавших в цене ассигнаций и выпуска кредитных билетов, равных курсу серебряной монеты.
Среди многочисленных способов девальвации выделяются два основных. При первом способе золотое и серебряное содержание денежной единицы не подвергается изменению, но законодательным путем государством закрепляет определенное обесценение бумажных денег или неразменных монет. В таком случае обесценившаяся масса денег или ее часть выкупается государством или центральным эмиссионным банком по ее официально фиксированной стоимости либо путем обмена на кредитные билеты, имеющие твердые обязательства государства.
При втором способе государство приводит обесценившуюся валюту в соответствие с ее реальным курсом путем уменьшения
содержания денежной единицы. Именно этот способ девальвации впервые в России и был осуществлен Канкриным. Бумажные ассигнации государства были обменены на серебро из расчета 3 руб. 50 коп. ассигнациями за 1 серебряный рубль.
Осуществляя денежную реформу в 1897 г., Витте использовал другой способ — понижение золотого содержания рубля до рыночного курса бумажного рубля. Благодаря такой валютной политике удалось закрепить на несколько лет установленный курс рубля, а затем сделать его разменным на золото. Этот способ девальвации был использован во время денежной реформы 1928 г.
Денежная реформа Витте противоречила интересам помещиков, которые, используя низкий уровень рубля на международном рынке, выгодно экспортировали хлеб и наживали огромные барыши. Однако введение твердого курса рубля на мировом рынке было выгодно промышленному капиталу, импортировавшему машины, и государству, которое платило большие проценты по займам. После введения Витте в 1894 г. винной монополии государство опять получило огромную прибыль, которая раньше принадлежала торговому капиталу и помещикам, промышлявшим винокурением. (К сожалению, этот экономический опыт, который с давних времен использовался на благо государственной казны многих государств, был предан забвению при формировании рыночных отношений в России, и десятки триллионов рублей перешли из «дырявого» госбюджета в карманы отечественных и зарубежных производителей низкопробного алкогольного зелья.)
Для активного развития экономики России Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе, в связи с чем он продолжил процесс привлечения капитала с помощью конверсии, начатый его предшественником и приведший к поступлению в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг., получившего название «эра Витте». В 1903 г. Витте был назначен председателем кабинета министров.
В августе 1905 г. благодаря его незаурядным и дипломатическим способностям был заключен Портсмутский мир с Японией, который, по всеобщему признанию, после такого жестокого поражения был куплен Россией весьма дешево: Япония по-
лучила половину Сахалина и права на Ляодунский полуостров*. В этой связи в придворных кругах Витте называли «графом Полусахалинским». В 1905 г. он направляется в Западную Европу и Америку добиваться займа, в котором Россия так остро нуждалась после поражения в войне с Японией. Витте был восторженно принят Вильгельмом II, который пытался предотвратить русско-английский союз против Германии. Авторитет Витте содействовал получению в столь трудное для России время солидных займов во Франции и других западных странах.
В октябре 1905 г. была произведена реорганизация Совета Министров, председателем которого был назначен Витте. Однако в результате интриг, в которых активное участие приняли такие приближенные к царю фигуры, как Трепов и Дурнов, в апреле 1906 г. Витте была предложена отставка. Последние годы жизни он в основном провел за границей. Преемником Витте в экономике по праву считается П.А. Столыпин.
Известность получила и научно-литературная деятельность Витте. Ему принадлежат книги «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», Курс политической экономии, весьма популярная в свое время записка «Самодержавие и земство», «Воспоминания» в трех томах и др.
Организаторская деятельность П.А. Столыпина включала в себя проведение целой серии реформ (аграрной, переселенческой и др.); преобразование местного самоуправления; введение всеобщего начального образования; введение земства в западных губерниях. Однако всемирную известность принесла ему земельная реформа, носившая общенациональный характер и направленная на оздоровление и возрождение всех сфер жизни российского общества.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911), происходивший из старинного дворянского рода, был связан дальними родственными узами с такими выдающимися личностями, как А.В. Суворов, М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета в 1883 г. он служил в Министерстве государственных имуществ, занимая скромную должность помощника секретаря.
В 1884 г. он был переведен в Министерство внутренних дел и работал уездным предводителем дворянства в Ковенской губернии, где занимался не только служебными делами, но и эффективно управлял помещичьим хозяйством. Через 10 лет Столыпин назначается Ковенским губернским предводителем дворянства, в 1902 г. — губернатором Гродненской губернии, а в 1903 г. — губернатором Саратовской губернии.
В апреле 1906 г. после отставки Совета министров во главе с С.Ю. Витте Столыпин был назначен министром внутренних дел, а с июля этого же года он начал совмещать этот пост с должностью премьер-министра России.
На посту главы правительства П.А. Столыпин, проявляя1 волю и решительность, ведет активную организаторскую работу, направленную на преодоление хаоса, беззакония (в 1905—1906 гг. в России было разграблено и сожжено более 16 тыс. барских усадеб), коррупции, взяточничества и других дестабилизирующих явлений, поразивших в ту пору российское общество. Суть своей государственной деятельности П.А. Столыпин определил, используя лапидарный стиль: «Сначала успокоение, а потом реформы».
Столыпин был убежденным противником революционных крутых мер, которые, по его мнению, не будут способствовать развитию экономики и повышению качества жизни народа. «Противникам государственности, — писал он, — хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!*» Столыпин был сторонником продуманной и целеустремленной деятельности правительства и общества в целом.
Ему удалось подобрать для разработки проектов реформ умных и преданных интересам России сотрудников, в число которых вошли министр земледелия А.В. Кривошеий и министр финансов В.Н. Коковцов.
В конце XIX — начале XX вв. в России распределение земли между основными сословиями было крайне неравномерным и несправедливым. К 1905 г. в европейской России имелось 430 млн. га пригодной для земледельцев почвы, из которых 168 га занимали государственные, удельные и церковные земли, 152 млн. га — крестьянские надельные и 58 млн. га — помещичьи. Остальными землями владели 490 тыс. крестьян — собственников земли и 85 тыс. мещан, купивших землю. В распоряжении крестьян, таким образом, находилась лишь 1/3 пахотной земли. Причем в различных губерниях количество пригодной земли, приходящейся на каждое крестьянское хозяйство, было далеко не одинаковым: в Вологодской губернии — 147 десятин на 1 двор, в Архангельской — 1309 десятин, в 14 центральных губерниях — менее 15 десятин, в Полтавской и Подольской губерниях — 8—9 десятин. Динамичное демографическое развитие (15 человек на 1000 жителей) еще более усугубляло поземельные отношения.
Большинство крестьян не могли обеспечить свои самые насущные нужды, о чем свидетельствует рассказ одного из депутатов Думы: «Крестьяне живут чуть ли не совместно со скотом, в одном жилом помещении. Какие у них наделы? Живут они на 1 десятине, на 1/2 десятины, на 1/3 десятины, и с такого малого клочка приходится воспитывать 5—6 и даже 7 душ семейства».
Столыпин считал основной причиной низкого уровня жизни крестьян наличие изживших себя помещичьих-латифундий и крестьянских общин. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание земельной реформы. Что касается помещичьего земледелия, то его также необходимо модернизировать в интересах самих же помещиков — снизить их влияние на ведение дел в крестьянском хозяйстве, но сохранить господствующее положение дворянского сословия в, российском государстве.
Замыслам П.А. Столыпина противодействовали как крайне правые, так и крайне левые. Крайне правые считали, что в ходе революции 1905—1907 гг. правительство и так сделало чрезмерно много уступок, которые ослабили самодержавие и господствующее положение дворянства, и не видели необходимости в дальнейших уступках.
Крайне левые выступали против аграрной реформы по идеологическим соображениям, утверждая, что в интересах свободного развития классовой борьбы в деревне вместо введения частной собственности крестьян на землю надо требовать конфискации удельных земель.
Какова была позиция крестьянских депутатов в Думе? В Думу был внесен проект, в котором из «всеобщего поровнения» изымались крестьянские земли и решительно отвергалась община. Подавляющее большинство крестьянских депутатов поддержало этот проект. По мнению Столыпина, подлинную свободу крестьянину предоставит не закон, а обладание личной земельной собственностью, для чего надо выйти из общины.
10 мая 1907 г. Столыпин выступает перед депутатами II Думы со своей знаменитой речью, положившей начало аграрной реформе. «Необходимо дать возможность способному трудолюбивому крестьянину, — говорил он, — т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная»*. Он разъяснял, что отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека и свободе труда. Проект Столыпина предоставлял свободу выбора для подавляющего большинства населения России.
Столыпин подверг аргументированной критике уравнительный принцип распределения земли, убеждая, что этот принцип препятствует повышению плодородия почвы, внедрению агротехнической культуры, не стимулирует производительность труда. «Нельзя человека ленивого, — подчеркивал он, — приравнивать к трудолюбивому, нельзя человека тупоумного приравнивать к трудоспособному».
Столыпин понимал, что для реализации его проекта реформирования аграрных отношений в России необходимы время, финансовые и другие ресурсы, целеустремленный, упорный труд народа и правительства.
Анализируя речь Столыпина и Земельный указ от 9 ноября 1906 г. легко убедиться, насколько злонамеренными были и остаются попытки обвинить Столыпина в насильственном разрушении общинного владения и ограбления крестьянства.
В ходе первого этапа реформы около 200 тыс. семей получили в личное владение около 2 млн. десятин земли. Крестьяне были освобождены от выкупных платежей, обрели право свободного выхода из общины, которым воспользовались около 3 млн. человек — 1/3 общей численности крестьян.
Крестьяне получили право приобретать свободные казенные земли в европейской России, откупать участки у помещиков с помощью ссуд Крестьянского банка, который устанавливал ничтожный процент, а срок возмещения — в 55 с половиной лет. С 1907 по 1915 г. для покупки помещичьих земель, находящихся во владении Крестьянского банка, крестьянам было выделено ссуд на 421 млн. руб. (напомним, что в то время корова стоила 5—7 руб.). При поддержке банка крестьянами было приобретено и благоустроено свыше 200 000 хуторских хозяйств. С 1906 по 1910 г. крестьяне сверх земель, полученных от общины, приобрели дополнительно свыше 6 млн. десятин.
Земельный указ от 9 ноября 1906 г. внес определенные ограничения в принцип владения землей. Надельная земля не могла быть продана лицу другого сословия, заложена иначе чем в Крестьянском банке, продана за личные долги, завещана иначе чем по соответствующим правилам. Воспрещалась концентрация в одних руках более 6 наделов. Обычный размер участка у середняка составлял примерно 14—15 десятин.
Качественные перемены в земельных отношениях не замедлили сказаться. С 1909 по 1913 г. производство главнейших видов зерновых культур в России на 28% превышало продукцию Аргентины, Канады и США (ведущих производителей зерна), вместе взятых. Цены на зерно в Европе в 1904—1914 гг. были бы намного выше, если бы масштабы экспорта зерна из России не были столь велики. Можно себе представить их недовольство успехами России и готовность к поддержке левых и правых противников реформы.
Западные монополии и их платные «исследователи» предпринимали всяческие меры, чтобы принизить успехи аграрной реформы в России и роль ее главного разработчика и организатора — П.А. Столыпина.
Американский исследователь Наум Ясный, опубликовавший изрядный по объему труд об истории сельского хозяйства России, при анализе положения в сельском хозяйстве России до первой мировой войны не упомянул об аграрной и переселенческой реформах, так же, как и о деятельности Столыпина на этом поприще. Такова позиция «независимых» и «объективных» американских ученых*.
Итак, проект аграрной реформы и его частичная реализация, осуществленные при непосредственном участии П.А. Столыпина, — крупнейшее социально-экономическое преобразование земельных отношений в России в начале XX в., затронувшее все стороны социальной, экономической и политической жизни тогдашней России и благотворно сказавшееся на ее поступательном развитии.
Нельзя переоценить роль Столыпина в разработке и реализации положений реформы о добровольном переселении крестьян в районы Западной Сибири. Столыпин ставит и решает триединую задачу, обеспечивающую успех переселенческой политики: во-первых, организация местного землеустройства — под переселение передавались лучшие земельные районы Западной Сибири — земли кабинета Его Императорского Величества; во-вторых, прокладка железных и 11 500 верст грунтовых дорог и массовый выпуск так называемых столыпинских вагонов, которые отличались от обычных тем, что задняя их часть предназначалась для крестьянского инвентаря и скота; в-третьих, предоставление переселенцам льготных ссуд и кредитов, которые составляли в среднем 165 руб.
Для медицинского обеспечения в районах освоения земель было организовано 416 врачебных и фельдшерских пунктов. Ежегодно услугами 130 врачей и 684 фельдшеров пользовались до 1 357 000 человек.
Много усилий приложили Столыпин и его единомышленники по оказанию помощи крестьянам-переселенцам в приобретении улучшенных пород племенного скота и птицы, организации сельскохозяйственных ^школ, курсов, кружков. В районах освоения новых земель на льготных условиях продавалась сельскохозяйственная техника (тракторы, молотилки, сеялки и пр.). В Западной Сибири энерговооруженность труда была выше по сравнению с другими районами России.
Переселение в районы Сибири и другие малоосвоенные территории России значительных масс населения центральных губерний решало важную общенациональную стратегическую задачу — укрепление обороны страны. Если за 300 лет владения Россией Западной Сибирью в ней поселилось 4,5 млн. человек, то за 15 лет ее население увеличилось (за счет переселения) на 3 млн. человек, из которых более 1,5 млн. человек переселились в эти районы в течение 1907—1909 гг.
Во многих публикациях до сих пор утверждается, что аграрные преобразования, осуществленные под руководством Столыпина, не принесли желаемых результатов. Израильский историк М. Конфин пишет, что программа Столыпина «была утопична своей переоценкой царской бюрократии и недооценкой силы крестьянского общества»*. Российский историк П.Н. Зырянов фактически поддерживает эту оценку деятельности Столыпина: «Ему не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников.
Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы»*. При все этом Игнорируются впечатляющие факты роста производства зерна, мяса, масла и других продовольственных продуктов как результат реформирования аграрных отношений в России: в 1912 г. из России было вывезено в Англию масла на 69 млн. руб., что превышало (в рублях) в 2 раза стоимость годовой добычи сибирского золота; в 1913 г. потребление мяса в городах России составляло 88 кг на душу населения; при этом в Москве — 87 кг, Петербурге — 91,1 кг, во Владимире и Вологде — по 107,5 кг, в Воронеже — 147,7 кг (в США в настоящее время аналогичный показатель в среднем составляет 120 кг); еще большие объемы потребления мяса на душу населения отмечались в городах Сибири и Дальнего Востока.
Министр земледелия России А.Н. Наумов, выступая перед депутатами IV Думы 18 февраля 1916 г., утверждал, что в империи имеется до 900 млн. пудов избытка главнейших хлебов, т.е. не менее 1/3 годовой потребности — и это в условиях разорительной войны при потере значительных российских территорий!
Если в 1913 г. урожай составил 81,6 млн. т зерна, то после революции лишь в 1925—1926 гг. несколько приблизились к этой цифре — 76,6 млн. т, но уже в 1928—1929 гг. этот показатель снизился до 71,7 млн. т. Производство зерна надушу населения сократилось с 584 кг в 1914 г. до 484 кг в 1928-1929 гг.**
В результате переселенческой реформы с 1906 г. до революции 1917 г. в азиатскую часть страны переселилось более 4 млн. человек, которые к 1912 г. освоили за Уралом 31 080 000 десятин земли.
Преобразовательная деятельность Столыпина в аграрной сфере была бы еще более успешной, если бы ему не препятствовали его многочисленные противники. Именно они были виновниками его трагической гибели (Столыпин был убит эсером Д. Г. Богровым) и вовлечения полуреформированной страны в первую мировую войну, которая-круто изменила историческую судьбу России.
П.А. Столыпин намерен был не разрушать, а совершенствовать государственный аппарат, опираясь на богатый исторический опыт российского государства и традиции народа, — речь идет прежде всего об опыте земского управления, специфике православия и местном самоуправлении.
Программа реформ затрагивала все отрасли государственного управления и была рассчитана, по замыслу Столыпина, на 20 лет. Этот период, по всей видимости, был вполне реальным, если судить по срокам проведения аграрной реформы, явившейся как бы первым, ведущим этапом построения государства «без проблем».
Предполагая децентрализовать управление Россией, Столыпин был намерен произвести реорганизацию администрации и полиции России. Проект этих преобразований по поручению Столыпина был составлен Крыжановским в 1907—1908 гг.
Реорганизация администрации соответствовала политическим и социальным требованиям того времени. Состав чиновников, служивших в провинции, увеличивался количественно, но не качественно, что особенно ощущалось на окраинах государства. Поэтому в проекте предполагалось «ограничение русификаци-онной политики и привлечение к управлению окраинами местных элементов».
Преградой к реорганизации на самых низах государственного управления являлась сословная иерархия. Уезды возглавляли уездные предводители дворянства, многим из которых, однако, по причинам обеднения дворянства, произошедшего еще в конце прошлого столетия, приходилось служить в городах и появляться в своих уездах лишь изредка. Связь между уездами и дворянством была ослаблена. А между тем происходил рост других слоев населения — промышленников и купцов, городской интеллигенции, крестьян-собственников и др., — которые добивались права голоса. Учитывая это, в проекте предлагалось вместо предводителей дворянства поставить во главе уездов уездных начальников из местной среды, назначенных министром внутренних дел.
На губернском уровне проект предполагал усиление власти губернаторов, сосредоточение в его руках всего механизма управления губернией.
Параллельно с этим был разработан проект реорганизации полиции, численность которой в те времена была явно недостаточной: с учетом размеров России она была в 5 раз малочисленное, чем во Франции, в 7 раз малочисленное, чем в Великобритании.
Отсталость в области технических средств, предназначенных для борьбы с преступностью, анархизмом и терроризмом, привела к роковым последствиям в пору революционных выступлений 1905 и 1917 гг.
По разным причинам, к сожалению, проект не был принят. Против него выступили ведущие члены Совета по делам местного хозяйства, а преемники Столыпина отложили его осуществление на неопределенное время. Административная и полицейская системы России остались в архаическом состоянии, совершенно неприспособленном к новым требованиям, выдвинутым жизнью.
В декабре 1907 г. правительство Столыпина внесло законопроект о страховании рабочих. Закон был принят уже после смерти Столыпина, в 1912 г., и состоял из четырех частей: страхование от несчастных случаев; страхование от болезней; учреждение местных страховых присутствий; учреждение совета по делам страхования рабочих. Врачебная помощь предоставлялась рабочим за счет владельца предприятия.
Новые рабочие законы дополняли уже существовавшие — о создании комитетов по изучению условий жизни и труда рабочих; закон,' запрещавший труд детей, ограничивающий труд подростков 8 часами с обязательным отдыхом в середине рабочего дня и запрещающий работу подростков в ночные часы и в праздники. Закон устанавливал компенсацию за несчастные случаи в виде пенсии и единовременного пособия в размере 1/3 заработка за время лечения. Пособия выдавались во всех случаях, пенсия — только в случае потери трудоспособности.
Еще один проект предполагал децентрализацию — разделение Российской империи на области, располагающие правами самоуправления, и создание в этих областях представительных учреждений.
Децентрализация открывала простор местным творческим силам, давала возможность применять в областях разные системы выборов, приспособленные к особенностям быта, культуры и местным историческим традициям.
Согласно проекту значительная часть России должна разделяться на следующие 11 областей: Прибалтийская и Северо-Западная, Польша, Правобережная и Левобережная Украина, Московская область, Верхнее и Нижнее Поволжье, Северная Россия (2 области), Степная область (Западная Сибирь). В каждой из областей должно быть учреждено земское собрание и областное правительственное управление с привлечением к работе в этих органах местных деятелей. Областные земские собрания, образуемые на общих основаниях, принятых для земских выборов, получали широкое право местного законодательства по всем вопросам, не имевшим общероссийского значения. Остальные части России — казачьи области, Туркестан, Восточная Сибирь, Крым и Кавказ — пока оставались вне ведения областного управления.
Проект был в 1909 г. представлен на рассмотрение Николая II, но, как бывало не раз, реакция царя была двойственной: он полностью одобрил предлагаемые преобразования, но решил отложить этот вопрос до улучшения отношений правительства с Думой. После убийства Столыпина обсуждение этого проекта не возобновлялось.
Одним из главных вопросов, предложенных Столыпиным, было создание русских земств в Западном крае. Согласно проекту должна была быть создана новая губерния — Холмская, включающая лишь местности, в которых население сохранило русский образ жизни. Те же местности Холмщины, в которых население симпатизировало Польше и приняло католическую веру, должно было отойти Польше, так же, как некоторые части Гродненской губернии, населенные поляками. Таким образом был решен вопрос размежевания в случае дарования Польше автономии.
Полное отделение Польши от России Столыпин намечал осуществить в 1920 г. Учитывая, что земледельцы польского происхождения (а их большинство в Западном крае) захотят приобрести польское гражданство и станут «иностранцами, к местной земской деятельности непричастными», Столыпин внес вполне логичное и дальновидное предложение о голосовании по куриям: для коренного населения и для поляков. Представители «польского кола» и крайне правые деятели не поддержали проект Столыпина — он был принят в искаженном законодателями виде уже после смерти Столыпина.
По инициативе Столыпина была разработана программа строительства шоссейных и железных дорог, в которой предусматривалось, что к 1927—1932 гг. сеть дорог европейской России должна соответствовать уровню Западной Европы.
Предусматривалось повышение заработной платы всех чиновников, полицейских, учителей, священников, железнодорожных и почтовых служащих. Бесплатное начальное образование уже получило широкое распространение в 1908 г. и должно было стать всеобщим к 1922 г. Было установлено ежегодное увеличение на 20 млн. руб. кредитов по народному образованию: 10 млн. на постройку школ и 10 млн. на их содержание. К 1914 г. расходы государства, земства и городов на народное образование составили почти 300 млн. руб., или 800 млн. золотых франков (расходы Франции в том же году на эти же цели — 347 млн. франков).
В качестве главы правительства Столыпин проявлял заботу об обороне страны, ее сухопутных и морских силах, подчеркивая, что в деле, касающемся армии и флота, ничего не должно оставаться неясным и темным. «Мы живем в слишком сложное время, и, несмотря на всеобщее желание мира, все элементы государства, не враждебные ему, должны работать над созданием живой, активной народной силы... Забота о флоте, о воинстве в целом — неотъемлемая черта истинного руководителя государства... Тем более государства, испокон веков имеющего армию народную, многократно спасавшую сам народ от истребления врагами, которые никогда не воевали с Россией «понарошку», а всегда — на истребление»*. Эти слова П.А. Столыпина как нельзя более применимы к нашей современности. К ним вряд ли можно что-нибудь добавить или убавить.
Смелость, энергичная целеустремленность П.А. Столыпина вызывали восторг и ненависть. С ним «воевали» и правые и левые — во всяком случае те из них, кто не мог и не хотел по причине своего фанатизма понять, что превыше интересов различных партийных фракций интересы народа, которые отстаивал выдающийся сын России — П.А. Столыпин.
Английская «Дейли Телеграф», откликаясь на смерть Столыпина, писала: «Можно признавать П.А. Столыпина великим государственным деятелем или не признавать, но нельзя отказать ему ни в энергии, ни в смелости. Многие следили за его деятельностью не только с интересом, но и с искренней симпатией. Был момент, когда он оказался единственным человеком, способным взять на себя трудное дело введения в России конституционного строя. Потеря его тяжела не для одной России, а для всех европейских стран, так как, несомненно, в его лице большой человек сошел с арены европейской политики». К этой оценке мало что можно добавить. Она адекватно отражает могучий организаторский талант П.А. Столыпина.
27. Советский менеджмент и «военный коммунизм»
В капиталистических странах смена президентов или правительств не оказывает почти никакого влияния на развитие экономической деятельности в государстве. Преобладающая часть фабрик, заводов, банков и других организаций находится в частной или коллективной собственности. Их хозяева действуют согласно законам и другим нормативным актам и стремятся обеспечить процветание своей организации. Принципиально новая ситуация сложилась в России после победы 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г. Великой Октябрьской социалистической революции. На следующий же день II Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов принял декрет «О Земле», в котором говорилось:
помещичья собственность на Землю отменяется немедленно, без всякого выкупа;
помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мертвым инвентарем, усадьбами и постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных советов крестьянских депутатов;
земля рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуется.
Владельцы заводов, фабрик, банков и прочих организаций покинули страну или ушли в подполье. Иначе говоря, экономика осталась без руля и ветрил. Переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед правительством, получившим новое название — Совет Народных Комиссаров (СНК), — вопрос о способах управления ими.
В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальными из которых являются следующие.
1. Введение рабочего контроля во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производственных организациях и товариществах. Его осуществляют все рабочие данного предприятия через выборные учреждения: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители отслужащихдо технического персонала. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет рабочего контроля.
2. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) согласно декрету ВЦИК и СНК, задача которого — организация народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ должен вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений.
3. Образование местных органов экономического управления в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах экономического управления». При губернских исполнительных комитетах было предложно создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций.
Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено в работе В.И. Ленина (1870—1924) «Очередные задачи Советской власти» (1918), где он подчеркивал, что после завоевания политической власти задача управления становится главной, центральной. В этой работе дано обоснование объективной необходимости осуществления научного управления и поставлены следующие задачи, практическая разработка которых составляет основу менеджмента:
1. Введение в управление на микро- и макроуровне единоначалия*.
2. Повышение производительности труда на основе научной организации труда.
3. Организация хозяйственного (коммерческого) расчета.
4. Материальная заинтересованность производителей в результатах труда.
5. Введение «наилучших систем учета и контроля».
6. Разработка index-number (числа-показателя), достоверно отражающего результаты хозяйствования.
7. Укрепление трудовой дисциплины и поиск новых форм
морального стимулирования рабочих и управленцев.
Центральным звеном менеджмента является планирование. Была создана Государственная комиссия по электрификации России, в которую вошли известные ученые во главе с академиком Г.М. Кржижановским. Комиссия подготовила первый в мире научный план электрификации России (ГОЭЛРО), который был одобрен VIII съездом Советов в декабре 1920 г. План предусматривал перевод хозяйства России на самую передовую техническую базу того периода — на электрическую энергию.
Для разработки единого общегосударственного плана на основе ГОЭЛРО и контроля за его выполнением в феврале 1921 г. была образована Государственная общеплановая комиссия (Госплан), на которую были возложены:
разработка единого общегосударственного хозяйственного плана, способов и порядков их осуществления;
рассмотрение и согласование с общегосударственным планом производственных программ и плановых предложений различных ведомств, а также областных (хозяйственных) организаций по всем отраслям народного хозяйства и установление очередных задач;
выработка мер общегосударственного характера по развитию знаний и организации исследований, необходимых для осуществления плана государственного хозяйства, а также по использованию и подготовке потребного персонала;
выработка мер по распространению в широких кругах населения сведений о плане народного хозяйства, способах его осуществления и формах соответственной организации труда.
Позитивный опыт советского планирования, особенно на микроуровне, широко распространился в мировой практике, во многих странах он получил дальнейшее развитие с учетом конкретных специфических условий.
Предлагая внедрение научных основ организации и управления производством, Ленин ^настаивал во что бы то ни стало перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Он предложил организовать в России изучение и преподавание системы Тейлора* и приспособить ее к российским условиям.
Исследование работ и декретов ВЦИК и СНК по управлению экономикой после революции дает вполне достаточно оснований говорить о возникновении советского или государственного менеджмента. Такой термин не использовался, но ведь главное не в названии процесса (явления, метода), а в его содержании, сущности. М.Х. Мексон, М. Альберт и Ф. Хедоури справедливо отмечают, что «практика управления, так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя»*. Они справедливо утверждают, что строительство египетских пирамид, завоевания Александра Македонского, управление Римской империей не могло осуществляться без определенных форм использования менеджмента. По их мнению, «были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник, — определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня».
Реформы Роберта Оуэна по управлению фабриками, который предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал их условия работы, разрабатывал систему открытой и справедливой оценки работников и материального их стимулирования, Мес-кон, Альберт и Хедоури обоснованно назвали «феноменально новаторскими для своего времени. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя».
В советском менеджменте вклад Оуэна, Тейлора и многих других известных деятелей в теорию организации труда и управления получил дальнейшее развитие с учетом достижений науки и техники и специфических условий. Весьма характерным в этом отношении является научная и практическая деятельность Алексея Константиновича Гастева (1882—1941) и организованного им в 1920 г. Центрального института труда (ЦИТ). Основной задачей ЦИТ была подготовка рабочих на основе анализа трудовых движений, производимого с помощью «циклографии», т.е. фотографии отдельных элементов движения рабочих органов человека. (Гастев установил, например, «нормаль» — систему наиболее правильных движений — рубки зубилом.) ЦИТ призвал перенимать опыт Форда, Тейлора, Гилбрета и многих других ученых, а вскоре многие иностранцы стали использовать опыт ЦИТа.
В одном из первых программных документов ЦИТ «Как надо работать», в частности, говорилось:
«I. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове Окончательно сложилась модель готовой работы, весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.
2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы...»*.
Принципам научной организации труда посвящены труды Гастева «Индустриальный мир», «Профсоюзы и организация труда», «Трудовые установки», «Установки производства методом ЦИТ», «Реконструкция производства».
В годы «военного коммунизма» и последующие этапы развития Советского государства был накоплен огромный опыт мирового значения на всех уровнях экономики. Наряду с позитивными элементами в нем было немало и отрицательных моментов, которые тоже имеют важное значение для науки и которые непременно следует учитывать в системе государственного регулирования на микроуровне. Поэтому распространенные ныне утверждения об отсутствии в СССР менеджмента теоретически несостоятельны, а практически затрудняют анализ причин современного кризиса экономики России. Советские методы хозяйствования на микроуровне и теоретически и практически предусматривали использование основных принципов менеджмента.
Но принципиальное отличие советского менеджмента касается не только терминологии. Общественная собственность объективно требовала поиска (впервые в мировой практике) форм и методов, составляющих единую систему управления, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом.
Национализация земли, крупной промышленности, железных дорог, банков и введение монополии внешней торговли заложила основу социалистического сектора в экономике. Наряду с ним в тот период существовали такие секторы, как:
государственный капитализм;
частно-хозяйственный капитализм;
мелкое товарное производство;
патриархальное, т.е. натуральное, крестьянское хозяйство.
Постепенное, относительно мирное преобразование экономических отношений было прервано иностранной интервенцией и гражданской войной. Здесь уместна аналогия с событиями, произошедшими за 130 лет до 1917 г. В конце XVIII в. в ходе Великой французской революции была свергнута монархия. Король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта были отправлены на гильотину. Крупнейшие монархические державы Европы направили свои армии на спасение французской монархии. С их помощью дважды реставрировалось правление Бурбонов, но в конечном счете буржуазия победила и Франция стала республикой. После свержения в России монархии на ее спасение бросились не только крупнейшие, теперь уже буржуазные, европейские государства, но даже США и Япония. Второй поход Антанты против Советской России именовался «походом 14 государств мира». Японцы высадились на Дальнем Востоке, англичане — на севере, французы — на юге России.
Повстанческому движению в России, возглавляемому бывшими царскими генералами и адмиралами, оказывалась огромная финансовая и материальная помощь из-за рубежа. В самой России их активно поддерживали все, кто в ходе революции лишился своей собственности, а также церковь, земли и многие владения которой были конфискованы. Советская власть оказалась на грани гибели. От Центра были отрезаны важнейшие регионы производства хлеба,, хлопка, угля и нефти. Вследствие проводимой Западом блокады были прекращены связи России с внешним миром. В тылу усилился антисоветский саботаж.
Молодая республика была объявлена единым военным лагерем. Вся экономика была подчинена разгрому внешних и внутренних врагов. Экономическая политика Советского государства в годы иностранной интервенции и гражданской войны получила обобщенное название «военный коммунизм», общие положения которого кратко можно сформулировать следующим образом:
замена постепенного социалистического преобразования «штурмовым» методом ликвидации капиталистических элементов;
введение монополии государства на торговлю хлебом и запрещение частной торговли;
использование продразверстки как прямого неэквивалентного обмена между городом и деревней;
свертывание товарно-денежных отношений и натурализация производственных отношений;
замена торговли государственным распределением продовольствия и товаров первой необходимости;