Аналитико-прогнозтические тенденции в Русской послереволюционной литературе (замятин «мы», рассказы «пещера», «дракон», «мамай», В. Зазубрин «щепка»)

«Мы» текст 1920года. Первый дессидентский текст в рус.лит-ре 20 века. Он не был опубликован, ходил по рукам. За текст Замятин 3 месяца сидел в тюрьме. «Мы» -первый роман-антиутопия. Для антиутопии характерно:1) проблематика:соотношение чел-ка и гос-ва, личности и коллектива.2) Проблема личности – особый путь героя. Сначала герой ощущает свое небольшое отличие от коллектива, потом становится индивидуалистом и борцом с гос-вом. В финале отказывается от своих идей и деградирует.3) хронотоп: связан с понятием границы. С т.з.времени, события делятся на до и после революции, соц-го катаклизма, природной катастрофы. С т.з.пространства есть граница гос-ва и внешний живой мир.4) хар-но рациональное начало. Герои воспринимаются как знаки. Исп-ся новый язык.5) гротеск. Антиутопия доводит до абсурда ключевые признаки реальности. Спорит с важными гос.идеями и доказывает с помощью гротеска их абсурдность.6)антиутопия-не жанр, а особый тип текста, метожанровое обр-е.

Главный герой Д-503 живет в едином гос-ве, строит интеграл. У него волосатые руки и он хочет уединения(ведет дневник). Знакомится с I-330. она личность с самого начала. Приводит его в Древний дом, выводит за зеленую стену. Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором). Он рассказывает о том периоде своей жизни, который позже сам определит как болезнь. Форма конспекта — и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: Мы, Благодетель, Часовая Скрижаль, Материнская Норма и т. д. Несколько искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои. O-90, постоянная партнерша Д-503, живет мечтой о ребенке. В Едином Государстве не могут позволить, чтобы без контроля шла сексуальная жизнь. Она «вся из окружностей, с детской складочкой на руке». Не случайно и ее имя-нумер: в нем тоже все кругло — оно передает присущую ей гармонию. I-330 — полная противоположность О. Уже портретные черты иные: «Улыбка — укус, сюда — вниз». Е. Замятин утверждает мысль о том, что у человека всегда есть право выбора. Неестественно преломление «я» в «мы», и если человек поддается воздействию тоталитарной системы, то он перестает быть человеком. Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

«Пещера» -этический вызов революции. Время постреволюции осмыслено как первобытность. Есть отклик на идеи времени. Рев-ция – начало нового мира. Он видит здесь не развитие и жизнь, а смерть. Пещера-Петербургский текст, где Питре -странное место-пещера. Питер-отдельные герой. Мартин Мартинович – раздвоенное имя. В нем борятся 2 Мартина:прошлый(интеллигент) и настоящий(агрессивный как все). Он на границе жизни и смерти. У него есть яд, который в конце концов он отдает жене Маше, которая больна. В день ее именин начало оборачивается концом.

Рассказ "Дракон " может показаться беглой зарисовкой, но автор сумел поднять её на высоту почти символической картины, осмысливая которую, Замятин дает свой взгляд на новую действительность и "нового" человека. дракон – сказочное чудовище в виде крылатого огнедышащего змея, пожирающее людей и животных. Скорее всего, название имеет двойственное значение: передать внешнее сходство людей с образом дракона ("драконо-люди изрыгали туман", напоминая огнедышащего змея), также отразить внутреннюю (звериную) сущность персонажа, спокойно "пожирающего" человека только потому, что у него "морда интеллигентная – просто глядеть противно". Необычно то, что этот же дракон спасает от замерзания воробья - согревает его. Это уже человеческое, нравственное пробуждается в персонаже. Наверное, в проявлении этих двух начал и формируется конфликт рассказа. А закладывается это уже в самом названии. Окружающая действительность, тот мир, в котором формируется драконо-человек. Он тоже двойствен. Замятин показывает мир, разделенный на двое: один – "бредовый, туманный, неизвестный", другой – "земной, человечий, человеческий". Двоемирье новой действительности отражает двойственную сущность "нового" человека, рожденного этим миром. Связывают эти миры несущиеся "в неизвестное вон из земного мира трамваи".
Мир "неизвестный" – это то будущее, к которому стремятся, но какое оно будет – не знают. С помощью оксюморона (" горячечное, небывалое, ледяное солнце", " Люто замороженный, Петербург горел и бредил") Замятин усиливает "бредовость" этого мира, показывая, что в этом мире все безумно и, в первую очередь, безумен человек, оказавшийся там.В данный момент, он – представитель новой власти, и символом этого становится винтовка (деталь, подчеркивающая значительность дракона), ведь все остальные атрибуты власти только снижают значимость образа Скорее всего, герой не понимает всего происходящего, но, следуя идее, рьяно её защищает, в первую очередь, выступая против тех, кто превосходит его интеллектуально и имеет иные жизненные принципы. Его раздражает интеллигент, который не боится представителя новой власти ("и ещё разговаривает"), поэтому дракон с идейной легкостью отправляет его " без пересадки – в Царствие Небесное. Штыком".
Но то, что не относится к идеологии, заставляет проявиться гуманному человеческому началу, отсюда жалость к воробышку и спасение его.
Интересно то, что эта двойственность отражена в портретных деталях. Так, когда происходит убийство, в образе дракона исчезает всё человеческое – остается только одеждаМотив безумия (бреда), от непонимания происходящего - абсурдность действий.
Мотив движения (образ трамвая, причем, связывая два мира, трамвай движется целенаправленно, так как не может сойти с рельс - он становится символом движения вперед, в будущее.)
Именно образом трамвая как символа движения и завершается рассказ. Финал остается открытым, так как трамвай "скрежетал зубами и нёсся в неизвестное, вон из человеческого мира", унося с собой драконо-человека.

Зазубрин Владимир «Щепка»1923 Текст был опубликован, хотя там есть негативные стороны постреволюционной реальности. Был офицером белой армии, но «Щепку» написал после войны. Гл.герой- - чекист Андрей срубов. Он глава местного отделения ЧК. Сначала герой уверен в правоте рев-ции, в правоте расстрелов. Переломный момент – Срубов руководит расстрелом девушки, в которой он впервые увидел человека(голубые глаза, кудряшки). Он сходит с ума, но остается у власти. Его беспокоят кошмары. Он видит себя щепкой в кровавой реке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: