Лирика Ахматовой 20-х годов 20 века

Признанная классиком отеч-ной поэзии ещё в 1920е Ах. подвергалась замалчиванию, цензуре и травле, многие её произв-ия не были опубликованы не только при жизни, но и в течение более чем 2ух десятилетий после её смерти. При этом её имя вплоть до конца жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.

Сборник «Анно Домини» из 3ех частей. 1) После всего - о бедах страны, об испытаниях Питера. («Мне голос был» - гражд позиция Ах., большое влияние жестам; «Не с теми я, кто бросил землю» - гражд тема, стоицизм). 2) Библейские стихи - позиция христианского стоицизма. Лирич героине помогает религия («Лотова жена» - на известн библейский сюжет, желание терпеть горе вместе со своей родиной). 3) Голос памяти - о состоянии души лирич героини («Хорошо здесь» - попытка взгляда в гармоничное прошлое; «Кое-как удалось разлучиться» - стоическая любовь, Ах. женщина и поэт, муза спешит утешать).

С 25 года период поэтического молчания вплоть до нач 2МВ до 4оых годов. Ее не публиковали, у нее самой не было желания. В 29г. была кампания против Ах., Пильняка и Замятина. Она написала лите-ую работу «Мой Пушкин». В 34 она не вступила в союз советских писателей, тем самым пресекла возможность печататься в советских изданиях.

Кроме худ-ого тв-ва, Ах. известна своей трагич-ой судьбой. Сама она не была в заключении или изгнании, но репрессиям были подвергнуты двое близких ей людей (муж в 1910-1918 Гумилёв, расстрелян в 1921; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е трижды арестовывался, погиб в лагере в 53г.) и единственный сын Лев Гумилёв (провёл в заключении более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений - поэме «Реквием».

Автобиограф. поэма «Реквием» (1935-40; опубликована 1987) - одно из 1ых поэтических произв-ий, посвящён. жертвам репрессий 30х годов. Вместо предисловия – 2 главки. Посвящение, Вступление, Ночь, Приговор, К смерти, Распятие – кульминация, Эпилог – 2 четверостишия. Фабула – переживания из-за ареста мужа и сына. Лирич героиня здесь в 3ех амплуа: 1. поэт – в нач и конце текста. 2. жена – «уводили тебя на рассвете» 3. мать – в конце. После страданий матери начин. нов. мир, новое движение. Страдания матери – искупление вины мира. Контекстные планы: 1) религиозно-библейский. Реквием – поминальная песня, мотив креста, распятие, иконка, Божница. 2) исторический – стрелецкие женки, упоминаются декабристы. 3) литературный – есть автоцитата – царско-сельская веселая грешница, отсылки к Пушкинскому «Памятнику». Текст заканчивается образом голубя – вестник, что все будет хорошо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: