Обэриу как позднее постсимволистское течение. Теория, художественная практика

+ СМ. предыдущий вопрос.

Объединение реального ис-ва. последнее авангардное литер-ное течение 30ых годов. Причины распада – внешние. Теоретики: Александр Введенский (1941, умер по дороге в эвакуацию), Даниил Хармс (42), Леонид Липавский (41), Никол. Олейников (42), Конст. Вагенов (Вагенгейм, «Козлиная песнь»), Никол. Заболотский.

Периоды в истории ОБЭРИУ: 1) с 1917 по 1927 группа «Чинори». Название от 2ух корней – чин-от создавать, реконстр., статус, ранг. – создание особого худ.мира, кот. все дальше удаляется от реальности. 2ой смысл чина обыгран в структуре группы: Введенский – «чинарь, авторитет бессмыслицы» - авто – замкнутый в рамках. Хармс – «чинарь-взиральщик» - самый частый образ окна и образ творч. комнаты. Сознание поэта похоже на комнату, а то, что он видит во сне – не реальность, а представление о ней. 2) с1927 по 1934. в 27 написана «Декларация ОБЭРИУтов» * противопостав. ис-ва и жизни. Ис-во не нужд. в поддержке жизни, это особая сфера с особой логикой. Эту логику Хармс назыв-ет «цисфинитной». Ум - финитум – он обеспеч-ет границы постижения мира. Безумие – инфинитум – безумие тоже ограничивает чел в познании. Цисфинитная логика – логика заумного ис-ва, того, что возвращает к детству человеч-ва, связывает прошлое и будущее. * абсолютная свобода в обращении с реальным миром, внимание к смеху и жонглирование смыслами. Смех разбрас-ет предмет на части, но от этого не теряет своей конкретности(с)Введенский. Смех помогает обнаружить скрытые противоречия, увидеть сложность мира. * внимание к детскому языку. * стремились не выразить невыразимое, а, наоборот, хотели показать невозможность этого. Мир предельно сложно устроен. * установка на плюралистич-ое ис-во. Раз мир сложен, то кажд. м. сконструировать его по-своему.

Даниил Хармс(Ювачев) – Хармс – «чудо, удивление». Он больше практик, но есть и теоретическая работа «Цисфинитная логика». Хар-но: 1) внимание к случаю, что связано с временем – нет линейного времени, есть отдельн. времен. точки. 2) сюжет забывания 3) нов. Техника повествования – серийность. 4) интерес к числу(от Хлебникова). Но у Хлебн. число – путь к тайнам мира, а у Хармса – обознач. абсурдности мира, его бессмысленность. 5) мотив окна 6) эпатаж. У футуристов больше внимания – аудитории, а здесь театр для себя. Цикл «Случай» (рассказы) – «Случай», «Вывалившаяся старуха» 1. поэтика повтора. Стих-ние «Миллион» в жур-ле «Чиж и еж». 2. вместо смысла слов остается марлевый ритм. Пьеса «Елизавета Бам»1927. На вечере ОБЭРИУтов «3 левых часа» была в1ые поставлена фабула смертная. 18 лет Лизе Бам, мать сумасшедшая, родители играют в салочки. Приходят 2 чел, один из кот. обвиняет Лизу в своей смерти. В конце она уходит и рассыпается. «Елизавета Бам» на сюжетном уровне ассоц-ется с боем часов. Здесь нет смысловых протяженностей, абсурдные диалоги.

Никол. Заболотский – в его текстах есть содержание, фабула. Увлечен натурфилософией и все его тексты на эту тему – тема мудрости природы. Поэма «Торжество земледелия»(о том, что природа живая и мудрая. Все животные живые, они говорят о соц. справедливости, хотят, чтобы люди не прибегали к насилию, техника м. им помочь), сборник «Столбцы».

Особый компазиц. прием – кристалл. решетка. стих-ние – это одна молекула, а полнота смысла обретается только в совокупности. Стих-ние «Кукушка». ОБЭРИУ значимее имаженистов. Они, их традиции – до 60ых годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: