Новокрестьянская» поэзия 20-х годов. Клюев «погорельщина». Эсхатологические мотивы в поэме

Новокрест-ая поэзия возникла из крестьянской литер-ры 19 в. (Суриков, Подъячий). Продолж. традиции кольцова и Никитина.

1901 – возник. муз-этнографич. Комиссия в Мск (Пятницкий, Римский-Корсаков). 1900-1913 – кустраные мастерские (Хохлома, Обрамский). 1892-1917 – торгово-промыш-ый музей кустарных изделий в Мск.

Массовый интерес к старообрядчеству и крестьянству. С.Городецкий («Явь»), Пришвин. Для новокрест. поэзии хар-но: 1) отсутствие программы 2) новокрестьяне использ. разные приемы, но обнаруж-ся мировоззренч. единство. 3) гл тема – крест. мир в целом, его аксеология. 4) центр крест. мира – изба (это не сфера быта, а место духовное, т.к. связано с родом и религией). Изба созд-ся предками для потомков, в ней осущ-тся религиозн. обряды. 5) особая религиозность (стык язычества и христианства – Клюев, Есенин) 6) связь с жизнетворчеством Серебр. века. Особое мироотношение – автор не разделяет свою жизненную практику со своими произведениями – Клюев, Есенин.

Николай Клюев (1894-1937) – самый яркий представитель. Поэиа «Погорельщина»1918. Пафос поэмы трагический. Изображ-ся конец крест-кого мира. В тексте эсхатологический сюжет, эсхатологич. образ – пожар. Мир не предполагает продолжения. Место действия – помор. деревня Сиговый Лоб. Показал мир гармонии, появл. природные образы, архаич-ая лексика. В этот мир включены и люди (в осн. женщины). Гл герой – иконник Павел. Ключ. соб-ия – его смерть, после этого начин-ся катастрофа. В соц плане катастрофа начин-ся с начала революции, на кот откликнулись девушки. Для них революция – бытовое явление. В финале подобие плача (пьяного). Здесь меняется язык повествования, практически нет архаизмов.

Стихи Клюева: 1) «Я надену черную рубаху» - детально прописыв-ся одежда, быт крестьянства. Включены песня в текст – отчасти народная, отчасти стилизованная. 2) «В морозной мгле как оно сычи» - использ-ся ассонанс, передает вологодскую речь.

+

Говоря о крестьянской поэзии в 20-е годы, прежде всего имеют ввиду таких поэтов как: Клюев, Клычков, Ширяевец. Все они в ВОКП и писали в традиции Некрасовского сочувствия крестьянам. Однако, в ХХ веке все стало более дифференцированно.

Идеологом крестьянской поэзии является Николай Клюев, сын олонецкого крестьянина. Появившись в Петербурге он заявлял, что он носитель всего крестьянского, он ходил в вшитой рубахе и стилизовал квартиру. Сблизился с группой Скифы, но вскоре разочаровался в их убеждениях. Для него существовала Русь, а Россия это нечто государственное. Русь понятие духовное, мировоззренческое, он апологет Руси. Клюев считал, что Русь и Россия разошлись в петровскую эпоху и дворянская культура – это культура европейская. Изба мифологизируется и населяется людьми и животными. Изба – это символ мироздания, она связана с родом. Появляется особое отношение к быту, все что существует в избе духовно. Быт приравнивается к духовной жизни и ритуализируется. Клюев мыслил себя в качестве лидера новокрестьян. Он чувствовал себя миссионером от народа. Часто использовал стилизацию, включая фонетическую.

Клюев был расстрелян в 1938 году, хотя в начале пытался сотрудничать, но его исключили за религиозность.

В поэме "Погорельщина" он оплакал крестьянскую Русь. В 1933 году был арестован, а 1938 был расстрелян. Будучи в ссылке Клюев пишет из ссылки своему другу С. Клычкову: "Я сгорел на своей "Погорельщине", как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском».

Сиговый Лоб в «Погорельщине» символ мироздания. Сига – это рыба тотем. Встречается множество женских образов. Впереди гибель и об этом сказано в тексте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: