Имажинизм как позднее постсимволистское течение. Теория, художественная практика

В 20-30ые годы появл. направление имажинизм. Имажинисты – возникли в 1918 году, 1ый документ «Декларация» в воронеж-ом жур-ле «Сирена» и в мск-ом «Страна». Внутри течения было неск. групп: 1) главная – «Орден имажинистов» - свой центр, идеалы. Теоретики: Вадим Шершеневич, Анат. Мариенгоф, Есенин, Александр Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман. 2) в Питере группа «Ассоциация вольнодумцев» - Вл. Ричиотти, Гр. Шмерельсон, Семен Полоцкий.

Издательства имаженистов: «имажинисты», «Чихи-Пихи», «Сандро», «Орднас», кафе «Стойло Пегаса».

Теоретич. работы: «2*2=5» - Шершеневич (крайне левый), «Були-остров» - Мариенгоф, «Ключи Марии» - Есенин (крайне правый). Все работы в 1920г.

Идеи: 1) внимание к образу, как основ-ая 1ца худ.организации текста. Образ=миру. Название группы от лат. Imagio – образ. 2) принцип сочетания чистого и нечистого в структуре образа, т.е. эстетич. и неэстетич. Любое слово – материал для ис-ва. 3) понимание произвед. как каталога образов. 4) отказ от содержания в пользу формы 5) признание самоценности эстетики 6) отрицание этики 7) интерес к текстостроению 8) размывание границ м/у элитарным и массов. ис-вом 9) богоборчество – не признают Бога 10) плюрализм, эстетич-ая свобода 11) работа над свободным стихом.

Анатолий Мариенгоф – 3 романа «Роман без вранья», «Циники», «Бритый чел». 1927г. «Роман без вранья» - худ.биография Есенина. Парадоксальное название. По форме: фрагментарн. роман – это постоян. прием для М. роман передает хар-ку времени. Во фрагментах – факты. Все эпизоды нужны. Факты вольно скомпонованы. В тексте создается миф о художнике. В качестве модели творч. личности – Есенин. На его примере М. проговаривает представление об ис-ве: ис-во подлиннее жизни («ис-во останавливает жизнь»), слово вмешивается в реальность. Худ. для того, чтобы существовать, он д. менять маски, т.е. играть смыслами. 1ая маска Есенина – деревенский Лель, 2ая маска – Денди(период общения Е. и М.), 3ья маска – Хулиган. Заграницей есенин перестает искать себя, маска срастается с ликом, он слишком эмоционален заграницей. Следствие – творч-ий крах, а потом смерть. Мотив самойбийства – частотный у М.

Имажинизм – течение, кот. претендовало на то, чтобы дать новое мироотношение, стать соперниками символизма. История имажинизма заканч-тся в 1927. Шершеневич «Сущ-ет ли имажинизм». Все разошлись по своим идеям. Есенин умер еще в 1923г.

Имажинизм – постсимволистское течение, претендующее на то, чтобы стать новым мировоззрением. Анатолий Мариенгоф «Буян остров», Вадим Шершеневич «2 х 2 = 5», Сергей Есенин «Ключи Марии, быт и искусство». Они опубликовали свою декларацию в журнале Сирена в Воронеже. Имажинисты имели коммерческий успех, было 5 изданий, кафе «Стойло Пегаса». Название происходит от image – образ. Он должен быть таким, чтобы обновить привычное в предмете. Конечная цель создание образных рядов. «Пепельница памяти».

Образ строится по эстетическим критериям, а не по этическим. Смешение высокого и низкого и задача эпатировать публику. Мысль опускается на землю т.к. небо не познаваемо. Вся система переворачивается, происходит инфляция религиозных ценностей. Имажинизм отрицает этику. Они не испытывают пиетета к прошлой культуре. Она не более, чем источник цитат.

Наиболее радикальным был Вадим Шершеневич, для него форма важнее содержания, он был реформатором в плане рифмы и стиха. Главной маской является Гаер, Арлекин – авторский взгляд на себя – это всегда ирония. Поэт становится персонажем собственного текста. За самопорождением следует самоуничтожение.

Анатолий Мариенгоф – известен как поэт и прозаик. «Без вранья» - текст фрагментарный, решается проблема человек и искусство. Отбор фактов очень тенденциозен, все для того чтобы разграничить жизнь и искусство. «Циники», «Бритый человек». Есенин умер, потому не мог разграничить жизнь и искусство. По мнению М. смерть Есенина – это порождение его собственного текста.

Лирический герой Мариенгофа – паяц. Жизнестроение переходит в текстостроение.

Напротив для Есенина всегда важна этика, Бог – это всегда серьезно. Включение таких разных людей в одну группу было возможно только в 20-е годы.

Имажинизм закончился в 1927г. Мариенгоф и Шершеневич написали работы подводящие итоги. Больше не было возможности печататься – их стали называть попутчиками. Но были и внутренние причины, ведь когда сказать больше нечего – наступает смерть героя, а значит смерть автора.

ОБЭРИУ – объединение реального искусства. Первое название «Чинари» Вознесенский, Хармс, Олейников, Липавский. ОБЭРИУ – Заболоцкий и Вагелов.

Чинари – это объединение поэтов которые творят свои художественные миры. Хармс Чинарь – взиральник, Введенский чинарь – авторитет бессмыслицы. В 1927 году Возникает ОБЭРИУ. Их положения:

1. Игра – основная категория жизнь искусства подлиннее реального мира.

2. В искусстве есть своя логика.

3. Мир – хаос, сложный и изменчивый.

4. Установка на плюралистическое искусство.

Состав группы был широк и они не настаивали на однозначности. Приемы:

  1. Прием создания комического, доминирует смех, обнаружение хаоса в мире.
  2. Ориентация на логику абсурда.
  3. Прием настойчивого повторения.
  4. Мотив квазимеханизмов.

Многие из них были арестованы. Логика этого искусства – это запредельная логика. У Даниила Хармса было особое отношение к числу, он считал, что число – это путь к абсурду. Для него были интересны случаи. «Как старушка чернила покупала» - абсурдное повторение создает особый эффект. Автор максимально отдален от текста, часто используются маски.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: