Принципиальная новизна романа Фадеева «разгром» в трактовке темы революции, интеллигента в революции, массового человека

К середине 20-х происходит подмена героя, выдвинутого массой. Наиболее последовательно эта тенденция реализована в романе Фадеева «Разгром». В роман вторгается идеология. В романе раскрываются две проблемы – взаимоотношения лидера и массы и проблема гуманизма. В романе сталкивается фабула и трагический смысл, который автор вкладывает в ситуацию. Судьба отряда и судьба отдельного человека находятся на разных уровнях сознания. В романе есть установка на нормативность и учительность. Новизна героя в том, что если раньше мы говорили о герое выдвинутом массой, лидере этой массы, то в романе Фадеева мы видим массового человека не претендующего ни на какое лидерство.

Морозко, Метелица, Левинсон – представители массы.

Морозко – яркий персонаж пролетарий. Революция совершается рад таких как он и силами таких как он. Он носитель коллективной психологии.

Метелица из крестьян, у него было бедное детство, его путь в революцию естественен. Он стихийный герой (это относится ко всему крестьянству), его фамилия говорящая.

Левинсон – герой советской литературы, командир партизанского отряда. Фадеев не скрывает от читателя его сомнений и раздумий. Но он никогда не раскаивается и не показывает это окружающим. Роман отличает принципиальная закрытость лидера от массы. В жизни массового человека появился оценивающий центр – лидер. Все герои ощущают зависимость от общей судьбы. Л. – наиболее сложная и принципиально новая форма героя.

Роман (1927) предвосхитил идеи лит-ры 30-х гг. в 2 аспектах:

1) Заявлен классовый подход к героям

2) Разрабатывается пробл. лидера как несомненного властителя, вождя

3 героя, к-е предст. массу в тексте – участники револ. движ-я на Дал. Востоке.

1- Морозка – предст-ль «шахтерского племени». «Он все делал необдуманно: жизнь казалась ему простой, немудрящей, как кругленький муромский огурец с сучанских баштанов» (огородов). В 1918 г., ушел он, забрав жену, защищать Советы. Все его хар-ки исход. из того, что он пролетарий. Глав. кач-во – открытость к др. людям, он одержим идеями коллектива. «М. не любил чистеньких людей. В его практике это были непостоянные, никчемные люди, которым нельзя было верить». В партизан. отряде Левинсона является ординарцем – обеспечив. быт начальника + координир. отнош. нач-ка с подчин. В револ. приход. вместе со своим классом. М. арестовали, подсадили к нему в камеру специального ч-ка, к-й должен был фиксировать «разговор». Но М. не рассказал ничего, его выпустили, и он оказ-ся в шахте. Суд над М. (самое страшное для него – осуждение народа).

2 – Метелица – крестьянин =>стихийность его натуры. Эта стих-ть мож. исполь-ся положит. – он разведчик в отряде Левинсона. Отриц. стор.: стих-ть доводит до гибели (глава «Разведка Метелицы»). Встречает мальчика-пастуха, тот сначала испугался, а потом начал хохотать; рассказал, что он сирота, а в этом и соседнем селе стоит полк казаков. М. оставил мальчику коня и пошел в село. М. схватили казаки, избили, наутро расстреляли.

3 – Павел Мечик – интеллигент («мечется»). Его спас Морозка, когда на отряд Шалдыбы, где находился Мечик, напали белые. Морозка привез М. к Левинсону. Мечик - предатель во всех ракурсах Готов бежать из отряда, когда начин-ся воен. операция. Ухаживает за Варей – женой Морозки. В револ. приход. по собств. желанию. Член партии максималистов. С точки зр. времени, это плохо. Во взводе снискал всеобщую нелюбовь, как «лодырь и задавала». Сошелся он только с Чижом, никчемным ч-ком, да с Пикой по старой памяти.

Пробл. лидера решается на примере Исаака Левинсона – интеллигент-разночинец. Важно показ. корни: еврей, но тем не менее он интеллиг. «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». И.Л. – лидер в духе 30-х гг., его лидерство несомненно, он лидер изначально, его не выбирают. Он хороший психолог (эпизод суда над Мор., сход – чтобы послушать, о чем говорит масса. Слушая мужиков, он улавливал понятные ему одному тревожные нотки. Понимал, что надо уходить в тайгу, затаиться). Для своих подчинен. Л. был «железным». Он скрывал свои сомнения и страхи, всегда уверенно и четко отдавая распоряж-я. Л. - «правильный» человек, всегда думающий о деле, знал свои слабости и людские, и четко понимал: «вести за соб. др. людей можно, только указывая им на их слабости и подавляя, пряча от них свои». Приним. решения самост-но (когда отряд в окружении, для него важно сохранить отряд как боевую единицу => главное - дело, а не люди (тоже в духе 30-х гг.)). Верил, что люди воюют не только за хлеб, но за великую идею. Л. сознательно ориентирован на толстовского Кутузова.

Это книга о «рождении человека», о формир-и. х-ра нового ч-ка. «Первая и осн. мысль ром., — писал Фадеев, — все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей револ. борьбе, случайно попавшее в лагерь револ., отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней револ., из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». Становление героя в револ. писатель прослеживает на примере Морозки. В начале ром. М. нарочито выделен: ординарец, а не член отряда. М. во многом воплощает стихийное начало партизанского отряда, и доказательство тому — кража дынь. Но постепенно М. приближается к отряду. Для М. существует главное — идея, вера в будущую победу. Поэтому и приход М. в отряд, и его гибель, и подвиг закономерны и оправданны. М. неизбежно должен был прийти к единству с людьми, к полному ощущению общего дела.

Противопоставлен Морозке герой, с к-м М. встреч-ся и расстается в экстрем. ситуациях, — Мечик. Он сразу противопост. всему отряду: интеллигент, окончил школу, в отряд получил направл-е от партии эсеров.

Реальность оказывается др.: снач. его приним. за эсеровского шпиона, потом вместо коня дают старую кобылу Зючиху. Мечик для Фадеева — «человек-имитация». В конце концов он признается сам себе, что больше всего на свете он любил самого себя. Но по образу М. нельзя судить об интеллиг-и и револ. вообще. Рядом показан врач Сташинский, для к-го сущ-ет в 1очередь слово «надо», а уж потом — все остальное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: