Город» и «деревня» в прозе начала 20-х годов (неверов, сейфуллина, Шишков, Леонов)

Стихийное крестьянское начало переживает гражданскую войну и тема эта очень актуальна. Говорят об Александре Неверове, Лидия Сейфулина, Леонид Леонов, Вячеслав Шишков.

Александр Неверов - настоящая фамилия - Скобелев. Родился в крестьянской семье. Работал сельским учителем. Печатался с 1906г. По своим убеждениям был близок к социалистам-революционерам (эсерам). В 1ые годы советской власти - один из самых востребованных властью писателей.

Александр Неверов (Скобелев). Связан с землей, но его отец был учителем. В 20-е годы он был популярен, умер в Москве в 1923г. «Марья большевичка» - ее бунт начинается с быта, с частных семейных проблем. «Хочу чего-то нездешнего».В революции участвуют из-за желания преодолеть судьбу, они идут погибать ради будущего.

Идеология здесь вторична. «Анрон непутевый» - размышление надпроблемой крестьянского лидера. Использование благих намерений и желания преобразовать не помогают Андрону. В деревне начинается бунт, который оборачивается против него. Будущее начинается с пепелища.

«Андрон Непутевый»1922г. – Андрон – типичный герой прозы 20ых. Крестьянин, участвовал в Гр. Войне на стороне большевиков, организовал коммуну в родной деревне. Уверен в необходимости преобразования, но деревня его не принимает. Он теперь чужой, не так одет: шапка – буденовка, сапоги со шпорами, кобура. Андрон увлекает молодых девушек, они начин вышивать флаг. Деревня возмущена тем, что уклад хочет поменять. Говорят с андроном, с его отцом, а потом напрямую бунтуют против него. Андрон стреляет в мужиков. Финал текста открытый.

«и жалеть нельзя, и не жалеть - нельзя» - последняя фраза непонятно кому принадлежит. Нет антагонизма (соперничество, характер-ся острой борьбой враждебных сил) с городом решается вопрос, нужны ли деревне преобразования. Автор за, но понимает сложность их осуществления.

Цикл «Марья Большевичка» - рассказ из цикла «М.Б.». Героиня Марья Федоровна Гришагина - типична, устала от однообразия, хочет перемен, муж с наперсток, Прокофий Дмитрич. Революция дает Марье шанс реализовать свои желания, ее выбирают главой Совета крестьянских депутатов. (комиссар Василий Иванович, а прежде Васька Шляпунок(до прихода большевиков)

Лидия Сейфуллина - ее отец крещеный татарин, учитель, написал книгу «От тьмы к свету» - биограф. Произведение. Муж – известный критик, помогал ей начинать. Публиковалась в жур-лах «Север», «Сибирские огни».

Повесть «Веринея» - героиня типична. Родом из старообрядческой Сибири. Вирка сильная характером + стать + внешние данные. Она бунтарка по природе. В нач живет в семье дяди, круглосуточно работает, в семейной иерархии она на последнем месте. Она бунтует и уходит, но по-женски. 1ый ее выбор – васька. Крестьянин, но физ слаб. Они уходят в город и живут гражд. Браком, что нонсенс. Васька показался ей другим, не похожим на ее среду. 2ой выбор – горный инженер. Долго ухаживал, потом крестьяне бунтуют против него и убивают. Деревня против вмешательства города, она хочет жить по своим законам. 3ий выбор – большевик Павел. Появл ребенок. Веринея вовличена в большевистскую деятельность. Ее бунтарство обрело смысл. Идеология здесь вторична, Веринея идет за чувствами. Эпизод смерти – облава на их дом, они убегают, оставив ребенка с кормилицей. Но веринея возвращается домой раньше.

Сейфуллина считает, что у деревни свои возможности, сильные личности, она сама должна искать обновление.

Лидия Сифулина. «Веренея» - героиня вышла из старообрядческой семьи, у нее сильный и незаурядный характер. Ее борьба стихийна. Жених ее слаб, он не для деревни. Разочарование еще более очевидно. Крестьяне бунтуют против преобразований. Она находит общее дело – большевизм, хотя идеология для нее вторична. Даже ее смерть мотивированна не идеологией, а женственностью. Деревня может существовать без города, в ней самой есть сильные личности.

«Перегной» - то же утверждение, что деревня без города существовать может. Дарья оказывается лучше Антонины Николаевны, деревня сама должна решать свои проблемы.

Леонид Леонов «Барсуки» - два брата Рахлеевы (Семен и Павел) Их судьбы расходятся, как город и деревня, но у них одни корни. Семен партизан, Павел большевик – они встречаются на границе поля и леса – это символично. Это роман, есть вставные новеллы. Вывод из романа: у города и деревни одни корни и проблему надо решать вместе.

Вячеслав Шишков. Рассказ-фантасмагория «Дикольче». Денис иванович Колчаноков – причина бедности в нем самом. Спорит с Ноговым – богатым крестьянином. Колчаноков говорит, что все дело в земле. Они меняются участками. Ногов поднимает хозяйство Колчанокова. Тот хочет все вернуть назад, но нет. Колчаноков идет к продразверстке и говорит, сто Ногов – кулак. Ему не верят, он тонет в луже. Позиция автора – проблема деревни в ней самой. Не надо путать проблемы и человеческий характер. Это рассказ-предупреждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: