Маяковский. Творчество 20-30 годов. («В. И. Ленин», «хорошо»). Сатира («клоп», «баня»)

Владимирович М. (7июля 1893 - 14апреля 1930) – росс. и советский поэт-футурист, драматург, редактор жур-лов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография(начиная с 20ых годов). В 1922г. организовал издат-во МАФ (Мск ассоциация футуристов), в кот. вышло неск. его книг. В 23 году организовал группу ЛЕФ (Левый фронт ис-ств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 23-25гг вышло 7 номеров). Активно печатались Пастернак, Брик, Шкловский и др. Пропагандировал лефовские теории производственного ис-ва, социального заказа, литературы факта. В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Годы Гр. войны М. считает лучшим временем в жизни, в поэме «Хорошо!» благополучного 1927г. ностальгические главы. В 1927г восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Вышло 24 номера. Летом 28г М. разочаровался в ЛЕФе и ушёл из организации и жур-ла. В этом же году он начал писать свою личную биографию «Я сам».

Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929г поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930г ушёл из неё, вступив в РАПП. В своих произвед-ях М. был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произв-ях конца 20х годов стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20летию его тв-ва, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась. Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из револьвера.

Тв-во. Тв-во М. было экспрессивно и метафорично. М. не признавал стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; композиции объединяются стилем и единой интонацией, кот задаётся графич. подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», кот стала «визитной карточкой» М. Лесенка помогала М. заставить читать его стихи с правильной интонацией, т.к. запятых иногда было недостаточно. После 1917г М. творил в бойком и энергичном ритме побеждающего социализма (пьеса «В.И. Ленин»1924, «Хорошо!»1927). Однако впоследствии в работах М. стали появл-ся тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Совет. Республику, автор изобличает пороки нов. общества, недостатки нов. строя (н-р, в пьесе «Баня»1929). В середине 20х годов он начал разочаровываться в социал-ском строе, хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта — сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей щедринской сатирой. Существует мнение, что в панегирической поэме «Хорошо» М. издевается над парадным официозом. В поэзии М. 20х годов появл-ся лирич. герой нов. типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928 г.) и другие.

В поэме "Владимир Ильич Ленин" (1924г) деятельность вождя пролетарской революции художественно воссоздана на широком историческом фоне. М. осознавал огромное значение личности Ленина - "самого человечного человека", "организатора победы" пролетариата. Поэма явилась гимном "атакующему классу" - пролетариату и его партии. Поэму "Хорошо! " (1927г) Луначарский назвал "Октябрьской революцией, отлитой в бронзу"; М. воспевал здесь "весну человечества" - своё социалистическое отечество. Наряду с Горьким М. становится основоположником социалистического реализма в советской литер-ре.

Лиризм М. всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост чел нового общества. М. - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд". В стихах конца 20х годов, в пьесах "Клоп" (1928г., поставлена в 1929г.) и "Баня" (1929г., поставлена в 1930г.) предстала целая галерея типов, опасных своей соц-ой мимикрией и пустопорожней демагогией. Сатирические пьесы М., новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

КЛОП (Феерическая комедия, 1929) -

Присыпкин Иван (Пьер Скрипкин) — гл. герой комедии; в списке действующих лиц значится как «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених». Персонаж иллюстрирует тезис о растлевающем влиянии мелкобуржуазной идеологии и мещанского быта на несознательную и идейно нестойкую часть пролетариата. Действие 1ой половины пьесы происходит в Тамбове. П., кот. в годы военного коммунизма был активистом и членом партии, в период нэпа ощущает потребность в отдыхе «у тихой речки». Он намерен жениться на нэпманской дочке Эльзевире Ренессанс, фамилия кот. содержит явную политическую аллегорию («возрождение» буржуазного уклада); при этом П. отвергает прежнюю возлюбленную - «работницу» Зою Березкину, не только поступая непорядочно, но и совершая классовое предательство. Зоя покушается на самоубийство, но остается жива. Перед свадьбой П. (кот свою фамилию заменил «изящным» именованием «Пьер Скрипкин») берет урок «хороших манер» у своего нового приятеля и наставника Олега Баяна («самородок, из домовладельцев»). Во время «красной» свадьбы П. и Эльзевиры перепившиеся гости начинают драться. Возникает пожар; слишком поздно вызванные пожарные пытаются залить пламя, но дом рушится и погибают все, кроме П., кот оказывается в подвале вмерзшим в лед и т.о. сохраняется в течение нескольких десятилетий как бы в слое «вечной мерзлоты».

Действие 2ой половины комедии происходит уже через 15 лет, в 1979г. - в утопическом коммунистическом обществе. Строители случайно обнаруживают глыбу льда с телом П. Его доставляют в Институт человеческих воскрешении, и после всесоюзного радиоголосования принимается решение: «Воскресить». Пережившая полвека Зоя Березкина также присутствует при эксперименте. Воскресший П. понимает, что попал в иной, чуждый ему мир; единственное «кровно» родное существо — клоп, выживший и воскрешенный вместе с ним. Естественно, с клопом отождествляется сам герой. Как величайшую научную ценность клопа бережно водворяют в зоосад. Однако для его питания нужен «донор»; узнав об этом, тоскующий П. сам отправляется в зоосад и поселяется в клетке. Директор зоосада поясняет посетителям: «Их двое - разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и... и «обывателиус вульгарис». Оба водятся в затхлых матрасах времени. «Клопус нормалис», разжирев и упившись на теле одного чел, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человеч-ва, падает на кровать. Вся разница!» Увидев экскурсантов, П. обращается к ним с патетическим монологом, кот. на деле адресован зрительному залу: «Граждане! Братцы! Свои! Родные! Откуда? Сколько вас? Когда же вас всех разморозили? Чего ж я один в клетке? Родимые, братцы, пожалте ко мне! За что ж я страдаю?!»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: