Общие для международного публичного процессуального права средства урегулирования межгосударственных споров, включая экономические

В Уставе ООН, кроме "споров", упоминаются также "ситуации, продолжение которых способно угрожать поддержанию мира и безопасности". Различаются споры "юридические" и "политические", причем, очевидно, экономические споры могут быть и теми, и другими. Что касается политических споров, они обычно не передаются на рассмотрение в международные суды или арбитражи, но решаются путем непосредственных переговоров представителей спорящих сторон.

В юридико-техническом смысле существуют следующие способы рассмотрения межгосударственных споров.

Основным обычно используемым средством разрешения споров являются непосредственные переговоры между самими спорящими сторонами.

Существуют также различные виды так называемой согласительной процедуры.

Добрые услуги - предполагают участие в рассмотрении спора других, кроме спорящих, сторон, в задачи которых входит организация и налаживание контактов между спорящими сторонами до начала между ними непосредственных переговоров. Однако не исключается участие в этих переговорах и сторон, оказывающих добрые услуги.

Посредничество - означает обычно активное участие третьих сторон в непосредственных переговорах между спорящими.

Стороной, оказывающей добрые услуги или осуществляющей посредничество, может быть государство, международная организация, международное должностное или частное лицо.

Следственные комиссии - создаются обычно на паритетных началах из представителей спорящих сторон. В задачу их входит выяснение фактических обстоятельств спора.

Гораздо чаще создаются, также на паритетных началах, так называемые согласительные комиссии, в функции которых в отличие от следственных комиссий входит и достижение согласия по спорным вопросам.

Образование комиссий предусматривалось первоначально Гаагскими конвенциями 1899 и 1907 гг. о мирном разрешении международных столкновений, а затем Общим актом о мирном разрешении споров Лиги Наций 1928 г., пересмотренного ООН в 1949 г. Согласно Общему акту, если стороны не договорятся об ином, каждая из них назначает двух членов в комиссию, причем только один из членов может быть гражданином данного спорящего государства, а назначенные сторонами члены выбирают председателя комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: