Глава III

О ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ Под последовательностью, или связью мыслей, я понимаю то следованиемыслей друг за другом, которое называют (в отличие от речи, выраженнойсловами) мысленной речью. Когда человек думает о какой-нибудь вещи, то непосредственно следующаяза этим мысль не является совершенно случайной, как это кажется. Мысли неследуют безразлично одна за другой. Напротив, подобно тому как мы не имеемникакого представления о том, чего не было когда-то целиком или частично внашем ощущении, точно так же мы не имеем перехода от одного представления кдругому, если мы никогда раньше не имели подобного перехода в нашихощущениях. Это имеет следующее основание. Все представления суть движениявнутри нас, являющиеся остатками движений, произведенных в ощущении. И тедвижения, которые непосредственно следуют друг за другом в ощущении,продолжают следовать в том же порядке и после исчезновения ощущения, так чтоесли предыдущее движение снова имеет место и является преобладающим, топоследующее в силу связанности движимой материи следует за ним таким жеобразом, как вода на гладком столе следует в том направлении, в которомкакая-либо капля ее водится пальцем. Но так как за одной и той жевоспринятой вещью в ощущении иногда следует одна вещь, а иногда другая, то стечением времени случается, что, представляя себе одну вещь, мы не можемсказать с уверенностью, каково будет наше ближайшее представление. Одно лишьможно уверенно сказать, а именно что это будет нечто следовавшее заимеющимся у нас представлением в то или иное время ранее. Неупорядоченная связь мыслей. Связь мыслей, или мысленная речь, бываетдвоякого рода. Первого рода связь не упорядочена, не скреплена определеннымнамерением и не постоянна. В ней нет захватывающей мысли, которая владела быследующими за ней мыслями и направляла бы их к себе как к желательной истрастной цели. В таком случае мысли, как говорят, блуждают и кажутся неподходящими друг к другу, подобно тому как это бывает во сне. Таковы обычномысли тех людей, которые не только находятся вне общества, но и ничемопределенным не озабочены. Хотя в таком состоянии их мысль работает так же,как и в другое время, но без всякой гармонии, как звуки, которые издаетрасстроенная лютня или настроенная - под руками того, кто не умеет играть.Но и в этой беспорядочной скачке мыслей часто можно открыть определенноенаправление и зависимость одной мысли от другой. Например, казалось бы, чтоможет быть нелепее - при разговоре о нынешней гражданской войне задатьвопрос (как это сделал один собеседник) о ценности римского сребреника.Однако для меня связь вполне очевидна. Именно мысль о войне повела к мысли о выдаче короля его врагам, а этамысль повлекла за собой мысль о том, как был предан Христос, что в своюочередь навело на мысль о 30 сребрениках, которые были ценой предательства,а отсюда легко вытекал приведенный ядовитый вопрос, и все это в течениеодного мгновения, ибо мысли текут быстро. Упорядоченная связь мыслей. Второго рода связь более постоянна, так какона упорядочивается каким-нибудь желанием или намерением. Ибо впечатление,произведенное вещью, которую мы желаем или боимся, сильно и непрерывно, илиже (в случае его временного исчезновения) оно быстро возвращается; иногдаоно бывает настолько сильно, что нарушает наш сон. От желания возникаетмысль о некоторых средствах, при помощи которых, как нам уже довелосьвидеть, достигалось нечто подобное тому, к чему мы стремимся, а от этоймысли - мысль о средствах достижения этих средств и т. д., пока мы недоходим до некоего начала, находящегося в нашей собственной власти. Так какцель благодаря силе произведенного ею впечатления часто приходит на ум, то,если мысли начинают блуждать, они опять быстро приводятся в порядок. Этобыло замечено одним из семи мудрецов и побудило его предписать людям топравило, которым теперь пренебрегают, а именно respice finem, что значит: вовсех ваших действиях чаще имейте перед глазами то, чего вы хотитедостигнуть, как ту вещь, которая направляет все ваши мысли на путь кдостижению цели. Упорядоченная связь мыслей бывает двоякого рода. Связь одного родаимеется тогда, когда мы, имея какое-нибудь воображаемое следствие, ищемпроизводящие его причины или средства; такая связь присуща как человеку, таки животному. Связь другого рода имеется тогда, когда, представляякакую-нибудь вещь, мы ищем все возможные следствия, которые могут бытьпроизведены ею, иначе говоря, представляем себе, что мы можем делать с ней,когда будем ею владеть. Признаков этого рода связи мыслей я никогда ненаблюдал ни у кого другого, кроме как у человека, ибо такого родалюбопытство вряд ли присуще какому-нибудь живому существу, имеющему лишьчувственные страсти, каковы голод, жажда, похоть и гнев. Короче говоря,мысленная речь, если она направляется какой-нибудь целью, есть лишь исканиеили способность к открытиям, то, что римляне называли sagacitas и solertia -выискивание причин какого-нибудь настоящего или прошлого следствиякакой-нибудь настоящей или прошлой причины. Бывает иногда, что человек ищетто, что потерял. В этом случае с целью обнаружить, где и когда случиласьпропажа, он мысленно возвращается с одного места на другое, от одногомомента времени к другому, начиная с того места и момента, где и когда онвпервые заметил пропажу. Это делается с целью найти определенные иограниченные моменты времени и пространства, в которых надо начатьсистематические поиски. Отсюда его мысль снова пробегает те же места имоменты, чтобы найти, какое действие или случай были причиной его потери.Это мы называем воспоминанием, или вызыванием в уме. Римляне называют этоreminiscentia, как если бы это было воспроизведением в сознании нашихпрежних действий. Бывает иногда, что человек знает определенное место, в пределахкоторого ему следует искать; тогда он мысленно пробегает по всем его частямтаким же образом, как потерявший драгоценность стал бы искать ее, бегая сместа на место по комнате, или же как гончая рыщет по полю, пока не найдетслед, или как человек пробегает словарь, чтобы отыскать рифму. Благоразумие. Иногда человек желает знать последствия какого-нибудьдействия, и тогда он представляет себе подобное действие в прошлом и егорезультаты, предполагая, что одинаковое действие приводит к одинаковымпоследствиям. Например, тот, кто предвидит, что последует за преступлением,вспоминает, какие последствия подобного преступления он наблюдал раньше, приэтом ход его мыслей следующий: преступление, представители власти, тюрьма,судья, виселица. Этот род мыслей называется предвидением, благоразумием илипредусмотрительностью, а иногда - мудростью, хотя такая догадка вследствиетрудности наблюдать все обстоятельства бывает очень обманчива. Но несомненноодно: чем богаче опыт человека, тем он более благоразумен и режеобманывается в своих ожиданиях. Только настоящее имеет бытие в природе,прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее (things to come) не имеетникакого бытия. Будущее есть лишь фикция ума, применяющего последствияпрошлых действий к действиям настоящим, что с наибольшей, но не абсолютнойуверенностью делает тот, кто имеет наибольший опыт. И хотя мы говорим облагоразумии, когда результат отвечает нашему ожиданию, однако по существуэто лишь предположение, основанное на вероятности. Ибо предвидение будущихвещей, которое есть провидение, присуще лишь тому, чьей волей это будущеедолжно быть вызвано к жизни. Лишь от него одного и сверхъестественным путемисходит пророчество. Лучший пророк, естественно, является лучшим угадчиком,а лучший угадчик тот, кто больше всего сведущ и искусен в вещах, о которыхон гадает, ибо он имеет больше всего знаков, чтобы при их помощи угадать. Знаки. Знаком (sign) является предыдущее событие по отношению кпоследующему и, наоборот, последующее по отношению к предыдущему, еслиподобная последовательность была наблюдаема раньше, и, чем чаще такаяпоследовательность была наблюдаема, тем меньше неуверенности в отношениизнака. Вот почему, кто имеет больше опыта в каком-нибудь роде дел, тот имеетв своем распоряжении больше знаков, при помощи которых он может гадатьнасчет будущего, а следовательно, является наиболее благоразумным. При этомтакой человек настолько благоразумнее новичка в подобного рода делах, чтопреимущество первого не может быть уравновешено природным илиимпровизированным остроумием второго, хотя многие молодые люди, может быть,думают по-другому. Однако не благоразумие отличает человека от животного. Бывают животные,которые в возрасте одного года больше замечают и преследуют то, что имполезно, следовательно, более благоразумны, чем десятилетние ребята. Опыт прошлого. Подобно тому, как благоразумие есть предположениебудущего, основанное на опыте прошлого, точно так бывает предположениепрошедшего, выведенное из других вещей (не будущих, а тоже прошлых). Тот,кто, например, наблюдал ход вещей и последовательность событий, при которыхцветущее государство дошло сначала до гражданской войны, а затем до гибели,угадает при виде гибели другого государства, что подобная война и подобныйход событий имели место и здесь. Но в такой догадке почти так же малоуверенности, как и в отгадывании будущего, ибо они основаны лишь на одномопыте. Насколько я могу вспомнить, нет другой способности (act) ума, вложеннойприродой в человека таким образом, чтобы для ее применения требовалось лишьодно, а именно родиться человеком и жить, пользуясь своими пятью чувствами.Те другие способности, о которых я буду говорить позднее и которые кажутсяприсущими лишь человеку, приобретены и умножены изучением и трудолюбием, а убольшинства ученых людей - просвещением и дисциплиной, и все они возниклиблагодаря изобретению слов и речи. Ибо человеческий ум не имеет никакогодругого движения, кроме ощущения мыслей и связи мыслей, но при помощи речи иметода эти способности могут быть развиты до такой степени, что человекделается отличным от всех других живых существ. Бесконечное (Infinite). Все, что мы себе представляем, конечно(finite). В соответствии с этим мы не имеем никакой идеи, никакого понятия окакой-либо вещи, называемой нами бесконечной. Человек не может иметь в своемуме образ бесконечной величины, точно так же он не может себе представитьбесконечной скорости, бесконечного времени, бесконечной силы или бесконечнойвласти. Когда мы говорим, что какая-либо вещь бесконечна, то обозначаемлишь, что не способны представить себе конец и пределы названной вещи, таккак имеем представление не о самой бесконечной вещи, а лишь о нашейсобственной неспособности. Поэтому имя Бога употребляется не с тем, чтобыдать нам представление о Нем, ибо Он непостижим и Его величие и силанепредставляемы, а лишь с тем, чтобы почитать Его. Точно так же, как я ужеговорил, все, что понимаем, сначала было воспринято нами в ощущении сразуцеликом или по частям, ибо у человека не может быть никакой мысли, никакогопредставления о вещи, которые бы не содержались в ощущении. Ни один человекпоэтому не может представить какую-либо вещь иначе как находящейся вопределенном месте, обладающей определенной величиной и способностью бытьделимой на части; точно так же никто не может представить ни того, чтобыкакая-либо вещь находилась целиком в этом и одновременно в другом месте, нитого, чтобы две или более вещи могли быть одновременно в одном и том жеместе, ибо ни то, ни другое никогда не было и не может быть воспринятоощущением, а все это нелепые, бессмысленные разговоры, принятые на веруобманутыми философами и обманутыми или обманывающими схоластами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: