Контроль ЗУН

Учителя практически всех предметов сегодня, в условиях сокращения количества часов, актированных дней, все чаще задумываются над тем, как сделать учебный процесс максимально эффективным. А проблема эффективности не может решаться без четких критериев оценки и возможности точного и конкретного обучения и контроля знаний, умений и навыков. Чтобы правильно организовать обучение, необходимо представлять уровень знаний, умений и навыков учащихся.

В школе утвердились разные формы, методы и приемы проверки результатов учебной деятельности школьников. Они должны реализовать основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.

Урок контроля знаний, умений, навыков строится с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, позволяющую выявить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков. В зависимости от используемых на уроке форм учебной работы выделяются уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений, навыков.

Урок устного контроля знаний строится на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос учащихся, отказываться от которого, по моему мнению, нельзя – ведь где, как не на уроке русского языка формировать и развивать культуру речи.

Чтобы перевести работу с параграфом учебника из области репродуктивной деятельности в область деятельности реконструктивной, предлагается следующий вид работы: пользуясь учебником, справочной литературой школьники должны учиться задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока или изучаемого раздела. Можно вспомнить известную шутку (объяснял, пока сам не понял): дети с удивлением понимают, что невозможно правильно поставить даже самый элементарный вопрос, не зная ответа.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе, во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам различных упражнений с последующей самопроверкой.

В качестве формы проверки словообразовательных, синтаксических и пунктуационных умений и навыков рекомендуется использовать графические диктанты. Они не только помогают развитию способности учащихся абстрактному мышлению, но и дают мне, как учителю, быструю информацию об их умении видеть структуру слова, предложения, что способствует сознательному усвоению словообразования, синтаксиса и пунктуации, помогает учащимся систематизировать и обобщать материал.

Можно использовать и цифровые диктанты, которые помогают сэкономить время на уроке и сделать как можно больше: опросить по пройденному материалу, объяснить новую тему, закрепить полученные знания.

Суть проведения цифрового диктанта заключается в следующем: какое-либо понятие или языковое явление условно обозначается цифрой, например:

1 – “не” с прилагательным пишется слитно; 2 – “не” с прилагательным пишется раздельно. Данное условие обязательно записывается на доске или в тетрадях учащихся. Затем учитель диктует словосочетания, а дети фиксируют в тетрадях только цифры. В результате получается определенный код, который легко и быстро проверить. Например, первое словосочетание: “небрежное письмо”. Учащиеся поясняют, что первая цифра-l, так как прилагательное без “не” не употребляется. Следующее словосочетание “не высокий, а низкий” – цифра 2, так как есть противопоставление с союзом “а”; третье словосочетание “нездоровый вид” цифра 1, так как можно подобрать синоним “болезненный”.

Такой вид работы на уроке позволяет одновременно проверить знания у нескольких учащихся: один-два ученика вызываются к доске, затем при проверке берется тетрадь еще у одного, а следующий озвучивает то, что он записал у себя в тетради. Класс может также принимать участие в объяснении выбора цифры.

Способов проверки домашнего задания множество, вот лишь некоторые из них:

1. Диктант на основе упражнения.
Это может быть выборочный диктант, распределительный диктант по орфограммам, графический диктант.

2. Взаимопроверка.
При проведении взаимопроверки ученики, сидящие рядом, обмениваются тетрадями и проверяют другу у друга выполненное задание, исправляя простым карандашом ошибки. Потом обсуждаются спорные вопросы.

3. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, находящегося у доски.

Эффективной формой проверки знаний. умений, навыков при личностно ориентированном обучении считаются используемые мной тестовые задания Они сегодня достаточно широко представлены в педагогической и методической литературе. В основном они ориентированы на проверку знаний и способов действий репродуктивного уровня

Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты, как особую форму организации обучения. Тематические зачеты могут быть как письменными, так и устными. Считается, что во время устных зачетов неизбежна нерациональная затрата рабочего времени на обратную связь. Поэтому письменные зачеты, по моему мнению, все же лучше.

Составляя задания, целесообразно пользоваться смешанными тестами (открытыми тестами и текстами заданий). Для проведения зачета составляются многоуровневые задания, состоящие из двух частей: обязательной (базовый уровень) и дополнительной (повышенный уровень) Подготовка к зачету и само занятие способствуют развитию у учащихся логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.

Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании всех форм учебной работы. Сначала проводится фронтальный опрос, позволяющий выявить уровень знаний у отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При парной работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: