Мотивация как средство проявления активной позиции в учении

На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще.

Принято считать, что главный “возрастной” мотив школьников – мотив достижения. Это стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности.

Уровень достижения мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач могут различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое.

Для изучения уровня сформированности мотивации к достижению успеха (или избеганию неудач) учащимся предлагается опросник А.А. Реана “Мотивация успеха и боязнь неудачи”. Его небольшой объем позволяет использовать тест в качестве экспресс диагностики, а также он прост и удобен при обработке полученных результатов. Тест дает возможность определить, насколько выражены у учащихся мотивационные полюса – на успех или неудачу, а также наблюдать изменения в развитии этих обеих тенденций по мере реализации в образовательном процессе личностно ориентированного взаимодействия.

В опроснике А.А. Реана нет прямых указаний на возрастные ограничения его применения. Однако экспертный анализ каждого суждения опросника показал их сложность для восприятия младшими школьниками. Мною была предпринята модификация опросника применительно к возрасту учащихся 5-7 классов. Количество вопросов сохранено – 20, но сами формулировки суждений были упрощены, перефразированы более доступно для школьников 5-7 классов.

Индивидуальные различия в поведении школьников проявляются в следующих вариантах. Следует различать понятия успех и успешность. Если под успехом понимают позитивное эмоциональное переживание, то успешность является одной из качественных характеристик результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Различен смысл этих терминов, различны подходы к ним. Создать ситуацию успеха, значит – создать ситуацию яркого эмоционального переживания, радости, вдохновения. Привести к успешности – значит обеспечить соответствие результатов учебной деятельности школьника требуемым нормативам. Систематическое создание ситуации успеха учителем является одним из путей (наиболее эффективным, гуманным) достижения успешности.

Учителю следует принимать во внимание те этапы, по которым обычно выстраивается ситуация успеха:

  • на мотивационном этапе необходимо сформировать у учащихся желание, стремление выполнить учебное задание или действие;
  • на организационном этапе ученикам представляются такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно;
  • на результативном этапе нужно, чтобы ученик испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он прежде всего должен узнать, что с заданием он справился.

Также одним из самых важных элементов конструкта, цель которого вовлечь учащихся в свою игру, не открывая при этом своих карт, является интрига. Интригой может быть одно или несколько предложений, содержащих в себе основную проблему урока, но не раскрывающих ее;

Например, урок русского языка по теме “Морфемика” в 5 классе начинается чтением стихотворения П. Чеснокова:

Друзья! Моя задача такова –
Открыть вам, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют.

Такой стихотворный текст является и иллюстрацией к изучаемому материалу и создает положительную мотивацию.

На этом же этапе используется прием перепутанной логической цепочки, когда ученикам предлагается расставить в предполагаемом им порядке карточки с материалом, который нужно изучить на уроке. Так, на уроке литературы в 9-м классе, прежде чем начать разговор о жанровой специфике отдельных глав романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени, учащимся предлагается соотнести названия частей романа и жанр:

1) «Бэла» А) романтическая повесть
2) «Максим Максимыч» Б) психологическая повесть
3) «Тамань» В) путевые заметки
4) «Княжна Мери» Г) философская повесть
5) «Фаталист» Д) рассказ

Затем, в процессе объяснения материала, ученики или убеждаются в своей правоте или опровергают собственные ошибки. Таким образом, достигается личная заинтересованность каждого учащегося.

Не стоит забывать и о такой важной структурной единице урока как воспоминание. Это чрезвычайно важная стадия восстановления в памяти учащихся уже имеющихся знаний. Обращение к памяти дает ряд неоспоримых преимуществ:

1. новое знание гораздо эффективнее усваивается на основе ранее изученных сведений

2. каждое новое знание служит звеном цепочки, крепко соединяющим его с прошлым опытом и являющимся прочной основой для будущего;

Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности

Только после того как выстроены взаимоотношения и включены внутренние мотивационные установки, можно рассчитывать на активное изучение и освоение учеником нового опыта, знаний, способов действия. Ведь как бы не менялась цель обучения, но задачи урока остаются неизменными: воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Педагогическая деятельность на этом этапе может быть разнообразной по форме, методам и средствам. Следует отметить принципиальную важность чередования индивидуальных и групповых форм работы учащихся. Оно помогает сохранить высокий уровень мотивации.

В таком представлении технология приобретает вид ненасильственной помощи ученику в обретении собственной позиции по отношению к изучаемому материалу. Она способствует как внешней, эмоциональной, так и внутренней, содержательной самоактуализации личности в процессе совместного проектирования учебной деятельности. Наиболее важным считается совместное проектирование цели, рефлексивные процессы и контроль ЗУН.

На каждом этапе есть свои содержательные и процессульные особенности, которые будут подробно представлены далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: