Дидактический материал в системе личностно ориентированного обучения

Чтобы учитель мог индивидуально работать с каждым учеником, необходимо иметь соответствующий дидактический материал.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Основные требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса:

  • учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
  • изложение знаний в учебнике (учителем) направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;
  • в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
  • активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
  • учебный материал организуется таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решений, задач;
  • необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
  • при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;
  • необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;
  • образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. Для этого требуется выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции).

Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения обученности школьников необходимыми знаниями, умениями, навыками; для осуществления предметной, разноуровневой дифференциации учащихся.

В настоящее время мною накоплены образцы такого дидактического материала по русскому языку и литературе для учащихся 5–9-х классов.

На основе программы разрабатываются карточки с дозированной помощью, которые включают временное облегчение заданий. В роли опорных карточек выступают инструкции, какие действия и в какой последовательности нужно произвести, чтобы выполнить задание; схемы требуемых или данных конструкций; синонимы и антонимы, помогающие толкованию нового термина; таблицы справочного характера, опорные тексты для выводов и др., нередко опорная карточка выполняет роль и проверочной. Например:

В данных словосочетаниях замените глаголы противоположными. Проверьте свои решения по опорной карточке.
Надеть пальто, снять туфли, раздеть ребенка, одеть сестру, снять пиджак, надеть платок. Опорная карточка
 
одеть – раздеть надеть – снять
Представьте себе: водитель автобуса объявил:
“Оплатите за проезд!” Какую ошибку он допустил? Устраните ее, используя для справки опорную карточку. Опорная карточка
оплатить что? заплатить за что?

На этапе закрепления по теме “Спряжение глагола” в 5-м классе учащимся с низкими и средними учебными возможностями предлагается карточка с алгоритмом работы.

Для работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом незаменимым “помощником” являются опорные конспекты и иллюстрации.

В основе разноуровневого подхода лежит возможность оценки ученика по уровню его учебных достижений в овладении знаниями, умениями и навыками. Для этого подбирается дидактический материал, включающий задания различной трудности (сложности).

Например, в 6-м классе на этапе закрепления урока по теме “Слитное и раздельное написание не с существительными” учащимся были предложены задания по карточкам.

Такие карточки – задания дают шанс каждому ученику справиться с предложенным заданием (опора на положительную мотивацию учения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: