Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.
Исходя из практики применения налогов и иных платежей, составляющих объект налоговых правоотношений, ст. 30 Кодекса наделяет таможенные органы РФ и органы государственных внебюджетных фондов отдельными полномочиями налоговых органов (о полномочиях таможенных органов и обязанностях их должностных лиц в области налогообложения и сборов - см. комментарий к ст. 34 НК, о полномочиях органов государственных внебюджетных фондов и обязанностях их должностных лиц в области налогообложения и сборов - см. комментарий к ст. 341 НК). Статья устанавливает, что налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Основы осуществления этими органами своих функций и взаимодействия отражены в п.п. 3 и 4 указанной статьи. Правовой статус налоговых органов, помимо рассматриваемых положений Налогового кодекса, также определяется Законом РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".
|
|
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам" в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на реализацию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей и полном объеме, а также за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Следует обратить внимание на тот факт, что органы налоговой полиции не включены законодателем в систему налоговых органов. Это объясняется их специфическими задачами и функциями. Согласно ст. 1 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", органы налоговой полиции являются правоохранительными органами.
|
|
Министерство РФ по налогам и сборам - это единая централизованная система инспекционных органов, входящая в систему центральных органов государственного управления и осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" налоговые органы являются юридическими лицами и обладают соответствующей гражданской правоспособностью, в том числе способностью выступать стороной в суде или арбитражном суде, совершать сделки и т. д.
Ст. 30 Налогового кодекса не предусматривает создание каких-либо иных налоговых органов, однако, и не исключает такой возможности. Так, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусматривает право представительных органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. В соответствии с указанным Законом деятельность органов муниципальной налоговой службы осуществляется в соответствии с Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления. Муниципальная налоговая служба обязана предоставлять Госналогслужбе РФ всю необходимую информацию, а с вступлением в силу Налогового кодекса РФ ее деятельность должна также осуществляться в соответствии с НК.
В соответствии с п. 3 ст. 30 НК налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов должны действовать в пределах своей компетенции, под которой понимается круг их полномочий, и в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о налогах и сборах.
П. 4 ст. 30 устанавливает способ осуществления функций налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, с одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права на осуществление каких-либо действий (ст.ст. 31 и 34 Кодекса), а с другой стороны, путем исполнения обязанностей (ст.ст. 32^34 Кодекса). Также осуществление функций налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующими федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов, в частности, Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".
Налоговые органы вправе:
1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;
3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
|
|
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для Расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
|
|
9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;
10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;
12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
15) создавать налоговые посты в порядке, установленном настоящим Кодексом;
16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:
о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);
в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о постановке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их заполнения, обязательные для налогоплательщиков.
Статья 31 Налогового кодекса устанавливает перечень прав налоговых органов. Данный перечень не является исчерпывающим. В соответствии с п. 2 данной статьи права налоговых органов, помимо рассматриваемых ею положений, также определяются иными статьями НК. Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК (ст. 87- 89 Кодекса).
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, п. 7 ст. 7 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и подп. "д" п. 2 ст. 14 Закона "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговые органы на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции вправе изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов, фиксацией их содержания. В соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 26 июня 1990 г. № 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Госналогинспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан" данное изъятие документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. Следует иметь в виду, что изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки и только в тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Изъятие документов производится в порядке, установленном в ст. 94 НК.
В случае необоснованного изъятия документов налогоплательщик вправе обжаловать действия должностного лица в порядке, предусмотренном ст.ст. 137-139 Кодекса, а также требовать в установленном порядке возмещения убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21 Кодекса).
С 1 января 1999 г., т.е. с введением в действие Налогового кодекса, п. 7 ст. 7 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и подп. "д" п. 2 ст. 14 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в части, противоречащей подп. 3 п. 1 ст. 31 НК, применению не подлежат.
Осмотр помещений, используемых налогоплательщиком, осуществляется в соответствии со ст. 92 Кодекса.
Новеллой в налоговом законодательстве является предоставление налоговым органам права самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Согласно ст. 89 Налогового кодекса инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться во время выездной налоговой проверки. Порядок ее проведения должен быть утвержден Минфином РФ и МНС России. Полученные во время инвентаризации данные учитываются в качестве доказательств при производстве по делу о налоговом правонарушении. Несоблюдение порядка инвентаризации может послужить основанием для отвода доказательств, добытых с нарушением такого порядка.
Также новеллой является предоставление налоговым органам права привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, а также вызывать свидетелей в порядке, предусмотренном ст.ст. 90, 95-97,131 Налогового кодекса (см. статьи и комментарии к ним).
Пункт 3 ст. 31 Кодекса предусматривает утверждение Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и ее территориальными подразделениями обязательных для налогоплательщиков форм заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций и установление порядка их заполнения.
Статья 31 Налогового кодекса расширяет перечень прав налоговых органов по сравнению с соответствующими положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Более подробная регламентация полномочий налоговых органов призвана повысить эффективность их деятельности, предоставить в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля, обеспечить условия взаимодействия и разграничить компетенции налоговых органов в административной системе.
Важным моментом, введенным новой редакцией ст. 31 НК, является наделение налоговых органов дополнительными правами:
- право контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам (представляется более правильной формулировка "декларируемым доходам"), что связано с включением в НК ст.ст. 861, 862 и 863 (см. статьи и комментарии к ним);
- право создавать налоговые посты в порядке, установленном Кодексом (по-видимому, такой порядок будет предусмотрен в части второй НК);
- право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий).
Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
6) соблюдать налоговую тайну;
7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
2.Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
3. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статья 32 Налогового кодекса расширяет перечень обязанностей налоговых органов по сравнению с соответствующими положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Более подробная регламентация полномочий налоговых органов призвана повысить эффективность их деятельности, предоставить в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля, обеспечить условия взаимодействия и разграничить компетенции налоговых органов в административной системе.
К новым по сравнению с ранее действовавшим законодательством относятся обязанности налоговых органов:
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
- предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
- давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. (Ранее в соответствии со ст. 13 Закона "О Государственной налоговой службе" возврату подлежали только неправильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата налогов была предусмотрена некоторыми законами по конкретным налогам. Гл. 12 Кодекса устанавливает общий порядок зачета или возврата для всех налогов и сборов.)
Указанные обязанности координируют с правами налогоплательщиков, установленным в ст. 21 Налогового кодекса.
Правовой статус налоговых органов, помимо рассматриваемых положений Налогового кодекса, также определяется Законом РФ " ОГосударственной налоговой службе Российской Федерации".
В соответствии с п. 1 данной статьи основной обязанностью налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Соответствнно, при этом налоговые органы сами обязаны строго соблюдать действующее законодательство о налогах и сборах.
Так, телеграммой Госналогслужбы РФ от 5 июня 1998 г. № БФ-6-01/320 налоговым органам предписано при введении органами власти субъектов федерации или органами местного самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодательством, не исполнять незаконно принятые решения, не применять финансовые санкции к налогоплательщикам, уклоняющимся от уплаты этих налогов, и информировать органы прокуратуры о незаконно установленных налогах.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков. По данному вопросу Госналогслужбой РФ издан приказ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".
Также новым является вводимое ст. 32 НК понятие налоговой тайны. В соответствии со ст. 16 Закона "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и п. 3 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Определение налоговой тайны дается в ст. 102 НК (см. статью и комментарий к ней). Налоговая тайна может быть разглашена только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 32 НК Налоговым кодексом или иными федеральными законами могут быть установлены и иные обязанности налоговых органов. Так, согласно ст. 80 НК налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на ее копии о дате ее представления. В соответствии с п. 7 ст. 83 НК налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет на основании информации о его деятельности или недвижимом имуществе, полученной от других лиц. Согласно ст. 108 НК налоговые органы обязаны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении.
П. 3 ст. 32 вводит еще одну обязанность налоговых органов: в десятидневный срок сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере, если выявленные при проведении проверок либо иными способами обстоятельства позволяют предполагать совершение налогового преступления (ст.ст. 198, 199 Уголовного кодекса РФ).
Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Статья 33 отдельно закрепляет обязанности должностных лиц налоговых органов. Введение данной нормы призвано повысить не только уровень правовой культуры должностных лиц налоговых органов, но и общий культурный уровень взаимодействия участников налоговых правоотношений.
Поскольку права и обязанности налоговых органов реализуются через действия их должностных лиц, последние обязаны действовать в пределах своей компетенции и в пределах функций конкретного налогового органа с учетом основной задачи МНС России - контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Следует отметить, что НК не конкретизирует содержания понятия Должностные лица налоговых органов". По-видимому, здесь следует руководствоваться ст. 18 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", в соответствии с которой к должностным лицам налоговых органов относятся руководящие работники и специалисты, для должностей которых предусмотрено присвоение классных чинов.
Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Статья 34 закрепляет за таможенными органами права и обязанности по взиманию налогов и сборов и привлечению к ответственности лиц за нарушение законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, наделяя их правами и обязанностями налоговых органов.
П. 2 ст. 34 НК возлагает на должностных лиц таможенных органов при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу помимо обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, обязанности, предусмотренные ст. 33 Налогового кодекса.
Таким образом, ст. 34 Кодекса в целом определяет статус таможенных органов в налоговой сфере.
В своей деятельности таможенные органы руководствуются в первую очередь таможенным законодательством, и лишь в случаях, прямо предусмотренных Налоговым кодексом - законодательством о налогах и сборах.
П. 3 данной статьи вводит правило, согласно которому привлечение к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу России осуществляется в порядке, установленном таможенным законодательством. Таким образом, в указанных случаях таможенные органы должны руководствоваться не Налоговым, а Таможенным кодексом РФ, в частности, ст.ст. 249-288, разд. X, гл.гл. 49 и 50 ТК.
Статья 341. Полномочия органов государственных внебюджетных фондов
1. В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные настоящим Кодексом.
2. Должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса.
Статья 34 дополнительно включена в Налоговый кодекс Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154 - ФЗ и определяет полномочия органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц.
Следует особо подчеркнуть, что органы государственных внебюджетных фондов пользуются всеми правами и несут все обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом, только в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах на эти органы в пределах их компетенции возложены обязанности по налоговому контролю (т.е. в отношении налогов, уплачиваемых в государственные Внебюджетные фонды).
1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. Органы государственных внебюджетных фондов несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.
3.За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 35 устанавливает ответственность налоговых органов, таможенных органов (в части исполнения функций налоговых органов), органов государственных внебюджетных фондов и их должностных лиц за причиненные налогоплательщикам убытки. Иногда при осуществлении налогового контроля санкции за нарушения законодательства применяются к налогоплательщикам неправомерно, неправильно квалифицируются деяния плательщиков налогов как правонарушения. Такими действиями налогоплательщикам наносится материальный ущерб, выражающийся не только в принудительном изъятии денежных средств, но и в упущенной выгоде, т.е. неполученных доходах, обусловленных приостановлением предпринимательской деятельности вследствие применения налоговыми органами неправомерных санкций. Статья 35 обязывает налоговые и таможенные органы возместить причиненный ущерб за счет федерального бюджета.
Иная ситуация с органами государственных внебюджетных фондов, которые обязаны возместить причиненный ущерб за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.
В соответствии со ст.ст. 12, 15, 16 Гражданского кодекса РФ налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов несут ответственность в виде возмещения убытков и перед другими лицами (банками, представителями и т.д.).
Следует особо подчеркнуть, что гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков несут непосредственно налоговые или таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, но не их должностные лица, допустившие неправомерные действия.
Данное правило распространяется и на федеральные органы налоговой полиции (ст. 37 Кодекса).
Сотрудники налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, например, за превышение служебных полномочий, злоупотребление служебными полномочиями, халатность и т.д. работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 37 Кодекса подобна по своему содержанию статье 35 об ответственности налоговых органов (см. статью и комментарий к ней) и устанавливает ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц за неправомерные действия или бездействие, причинившие убытки налогоплательщикам.
Если неправомерными действиями налоговой полиции налогоплательщикам наносится материальный ущерб, выражающийся не только в принудительном изъятии денежных средств, но и в упущенной выгоде, т.е. неполученных доходах, обусловленных приостановлением предпринимательской деятельности вследствие применения органами налоговой полиции неправомерных санкций. Статья 37 обязывает органы налоговой полиции возместить причиненный ущерб за счет федерального бюджета.
Следует особо подчеркнуть, что гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков несут непосредственно органы налоговой полиции, но не их должностные лица, допустившие неправомерные действия.
Сотрудники органов налоговой полиции могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, например, за превышение служебных полномочий, злоупотребление служебными полномочиями, халатность и т.д.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудниками налоговой полиции являются граждане Российской Федерации, занимающие должность в федеральных органах налоговой полиции, которым в установленном порядке присвоено специальное звание. Перечень должностей, по которым присваиваются специальные звания, определяется Правительством РФ.