Государственные органы налогового контроля и их ответственность

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Ми­нистерство Российской Федерации по налогам и сборам и его под­разделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномо­чиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компе­тенции и в соответствии с законодательством Российской Федера­ции. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаи­модействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными феде­ральными законами, определяющими порядок организации и дея­тельности налоговых органов.

Исходя из практики применения налогов и иных платежей, состав­ляющих объект налоговых правоотношений, ст. 30 Кодекса наделяет таможенные органы РФ и органы государственных внебюджетных фондов отдельными полномочиями налоговых органов (о полномо­чиях таможенных органов и обязанностях их должностных лиц в об­ласти налогообложения и сборов - см. комментарий к ст. 34 НК, о полномочиях органов государственных внебюджетных фондов и обя­занностях их должностных лиц в области налогообложения и сборов - см. комментарий к ст. 341 НК). Статья устанавливает, что налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Рос­сийской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Рос­сийской Федерации. Основы осуществления этими органами своих функций и взаимодействия отражены в п.п. 3 и 4 указанной статьи. Правовой статус налоговых органов, помимо рассматриваемых по­ложений Налогового кодекса, также определяется Законом РФ "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 "О Министерстве Российской Федерации по налогам и сбо­рам" в целях совершенствования структуры федеральных органов ис­полнительной власти, деятельность которых направлена на реализа­цию налоговой политики, усиления государственного контроля за своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государст­венные внебюджетные фонды налогов и других обязательных плате­жей и полном объеме, а также за производством и оборотом этилово­го спирта и алкогольной продукции Государственная налоговая служба РФ была преобразована в Министерство Российской Федера­ции по налогам и сборам.

Следует обратить внимание на тот факт, что органы налоговой по­лиции не включены законодателем в систему налоговых органов. Это объясняется их специфическими задачами и функциями. Согласно ст. 1 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", орга­ны налоговой полиции являются правоохранительными органами.

Министерство РФ по налогам и сборам - это единая централизо­ванная система инспекционных органов, входящая в систему цен­тральных органов государственного управления и осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью уплаты налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" налоговые органы являются юридическими лицами и обладают соответствующей гражданской правоспособно­стью, в том числе способностью выступать стороной в суде или ар­битражном суде, совершать сделки и т. д.

Ст. 30 Налогового кодекса не предусматривает создание каких-либо иных налоговых органов, однако, и не исключает такой возмож­ности. Так, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусматривает право представительных органов местного самоуправления за счет средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора местных налогов. В соответствии с указанным Зако­ном деятельность органов муниципальной налоговой службы осуще­ствляется в соответствии с Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" в части, относящейся к предметам ве­дения местного самоуправления. Муниципальная налоговая служба обязана предоставлять Госналогслужбе РФ всю необходимую информацию, а с вступлением в силу Налогового кодекса РФ ее деятель­ность должна также осуществляться в соответствии с НК.

В соответствии с п. 3 ст. 30 НК налоговые и таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов должны действовать в пределах своей компетенции, под которой понимается круг их пол­номочий, и в строгом соответствии с действующим законодательст­вом Российской Федерации, в том числе законодательством о нало­гах и сборах.

П. 4 ст. 30 устанавливает способ осуществления функций налого­вых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, с одной стороны, путем реализации полномочий, под кото­рыми понимаются права на осуществление каких-либо действий (ст.ст. 31 и 34 Кодекса), а с другой стороны, путем исполнения обязан­ностей (ст.ст. 32^34 Кодекса). Также осуществление функций налого­вых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов регулируется соответствующими федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых ор­ганов, в частности, Законом "О Государственной налоговой службе Российской Федерации".

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента доку­менты по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисле­ния и своевременность уплаты (удержания и перечисления) нало­гов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном на­стоящим Кодексом;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетель­ствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы бу­дут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налого­вые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или нало­говых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законода­тельства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном настоящим Кодек­сом;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогопла­тельщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогопла­тельщику имущества. Порядок проведения инвентаризации иму­щества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации и Министерст­вом Российской Федерации по налогам и сборам;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налого­плательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным пу­тем на основании имеющейся у них информации о налогоплатель­щике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используе­мых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в те­чение более двух месяцев налоговому органу необходимых для Расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законода­тельства о налогах и сборах и контролировать выполнение указан­ных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыски­вать пени в порядке, установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполне­ние платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряже­ний) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специали­стов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для про­ведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостанов­лении действия выданных юридическим и физическим лицам ли­цензий на право осуществления определенных видов деятельно­сти;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном на­стоящим Кодексом;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Рос­сийской Федерации;

о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и дого­вора об инвестиционном налоговом кредите;

о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствую­щим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числя­щейся более трех месяцев за организациями, являющимися в со­ответствии с гражданским законодательством Российской Федера­ции зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) об­ществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организа­циями, являющимися в соответствии с гражданским законодатель­ством Российской Федерации основными (преобладающими, уча­ствующими) обществами (товариществами, предприятиями), с за­висимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Налоговые органы осуществляют также другие права, преду­смотренные настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в пределах своих полномочий утверждает формы заявлений о по­становке на учет в налоговые органы, формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций и устанавливает порядок их за­полнения, обязательные для налогоплательщиков.

Статья 31 Налогового кодекса устанавливает перечень прав налоговых органов. Данный перечень не является исчерпывающим. В со­ответствии с п. 2 данной статьи права налоговых органов, помимо рассматриваемых ею положений, также определяются иными статья­ми НК. Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в по­рядке, установленном НК (ст. 87- 89 Кодекса).

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса, п. 7 ст. 7 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и подп. "д" п. 2 ст. 14 Закона "Об основах налоговой системы Россий­ской Федерации" налоговые органы на основании письменного мо­тивированного постановления должностного лица налоговой ин­спекции вправе изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одно­временным производством осмотра документов, фиксацией их содер­жания. В соответствии с Инструкцией Минфина РСФСР от 26 июня 1990 г. № 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Госнало­гинспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов от налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан" данное изъятие документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении возможности пользоваться и распоряжаться указанными документами. Следует иметь в виду, что изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки и только в тех случаях, когда имеются достаточные основания пола­гать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Изъятие документов производится в порядке, установлен­ном в ст. 94 НК.

В случае необоснованного изъятия документов налогоплательщик вправе обжаловать действия должностного лица в порядке, преду­смотренном ст.ст. 137-139 Кодекса, а также требовать в установлен­ном порядке возмещения убытков (подп. 14 п. 1 ст. 21 Кодекса).

С 1 января 1999 г., т.е. с введением в действие Налогового кодекса, п. 7 ст. 7 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" и подп. "д" п. 2 ст. 14 Закона "Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации" в части, противоречащей подп. 3 п. 1 ст. 31 НК, применению не подлежат.

Осмотр помещений, используемых налогоплательщиком, осуще­ствляется в соответствии со ст. 92 Кодекса.

Новеллой в налоговом законодательстве является предоставление налоговым органам права самостоятельно проводить инвентариза­цию принадлежащего налогоплательщику имущества.

Согласно ст. 89 Налогового кодекса инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться во время выездной налого­вой проверки. Порядок ее проведения должен быть утвержден Минфином РФ и МНС России. Полученные во время инвентаризации данные учитываются в качестве доказательств при производстве по делу о налоговом правонарушении. Несоблюдение порядка инвента­ризации может послужить основанием для отвода доказательств, до­бытых с нарушением такого порядка.

Также новеллой является предоставление налоговым органам пра­ва привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков, а также вызывать свидетелей в порядке, предусмотренном ст.ст. 90, 95-97,131 Налогового кодекса (см. статьи и комментарии к ним).

Пункт 3 ст. 31 Кодекса предусматривает утверждение Министерст­вом Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и ее территориальными подразделениями обязательных для налогопла­тельщиков форм заявлений о постановке на учет в налоговые органы, расчетов по налогам и налоговых деклараций и установление поряд­ка их заполнения.

Статья 31 Налогового кодекса расширяет перечень прав налого­вых органов по сравнению с соответствующими положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Более подробная регламентация полномочий налоговых органов призвана повысить эффективность их деятельности, предоставить в их распо­ряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля, обеспечить условия взаимодействия и разграничить компе­тенции налоговых органов в административной системе.

Важным моментом, введенным новой редакцией ст. 31 НК, являет­ся наделение налоговых органов дополнительными правами:

- право контролировать соответствие крупных расходов физиче­ских лиц их доходам (представляется более правильной формули­ровка "декларируемым доходам"), что связано с включением в НК ст.ст. 861, 862 и 863 (см. статьи и комментарии к ним);

- право создавать налоговые посты в порядке, установленном Ко­дексом (по-видимому, такой порядок будет предусмотрен в части второй НК);

- право предъявлять в арбитражные суды иски о взыскании задол­женности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех меся­цев за организациями, являющимися в соответствии с граждан­ским законодательством РФ зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладаю­щих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые това­ры (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предпри­ятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством РФ основными (преобладающи­ми, участвующими) обществами (товариществами, предприятия­ми), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвую­щих) обществ (товариществ, предприятий).

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним норма­тивных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4) проводить разъяснительную работу по применению законо­дательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать на­логоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их запол­нения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, пре­дусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уве­домление и требование об уплате налога и сбора.

2.Налоговые органы несут также другие обязанности, преду­смотренные настоящим Кодексом и иными федеральными закона­ми.

3. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяю­щих предполагать совершение нарушения законодательства о на­логах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 32 Налогового кодекса расширяет перечень обязанностей налоговых органов по сравнению с соответствующими положениями Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции". Более подробная регламентация полномочий налоговых орга­нов призвана повысить эффективность их деятельности, предоста­вить в их распоряжение надежный правовой механизм осуществления налогового контроля, обеспечить условия взаимодействия и разгра­ничить компетенции налоговых органов в административной систе­ме.

К новым по сравнению с ранее действовавшим законодательством относятся обязанности налоговых органов:

- проводить разъяснительную работу по применению законодатель­ства налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нор­мативных правовых актов;

- бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

- предоставлять формы установленной отчетности и разъяснять по­рядок их заполнения;

- давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сбо­ров;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов. (Ранее в соответствии со ст. 13 Закона "О Государственной налоговой службе" возврату подлежали только неправильно взысканные суммы налогов. Кро­ме того, обязанность возврата налогов была предусмотрена неко­торыми законами по конкретным налогам. Гл. 12 Кодекса уста­навливает общий порядок зачета или возврата для всех налогов и сборов.)

Указанные обязанности координируют с правами налогоплатель­щиков, установленным в ст. 21 Налогового кодекса.

Правовой статус налоговых органов, помимо рассматриваемых положений Налогового кодекса, также определяется Законом РФ " ОГосударственной налоговой службе Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 данной статьи основной обязанностью нало­говых органов является осуществление контроля за соблюдением за­конодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Соответствнно, при этом нало­говые органы сами обязаны строго соблюдать действующее законо­дательство о налогах и сборах.

Так, телеграммой Госналогслужбы РФ от 5 июня 1998 г. № БФ-6-01/320 налоговым органам предписано при введении органа­ми власти субъектов федерации или органами местного самоуправления налогов и сборов, не предусмотренных налоговым законодатель­ством, не исполнять незаконно принятые решения, не применять фи­нансовые санкции к налогоплательщикам, уклоняющимся от уплаты этих налогов, и информировать органы прокуратуры о незаконно ус­тановленных налогах.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков. По данному вопросу Госналогслужбой РФ издан приказ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения иден­тификационного номера налогоплательщика и форм документов, ис­пользуемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

Также новым является вводимое ст. 32 НК понятие налоговой тай­ны. В соответствии со ст. 16 Закона "Об основах налоговой системы Российской Федерации" и п. 3 ст. 7 Закона о Государственной налого­вой службе налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Определение налоговой тайны дается в ст. 102 НК (см. статью и комментарий к ней). Налоговая тайна может быть разглаше­на только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 32 НК Налоговым кодексом или иными федеральными законами могут быть установлены и иные обязанно­сти налоговых органов. Так, согласно ст. 80 НК налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по прось­бе налогоплательщика проставить отметку на ее копии о дате ее пред­ставления. В соответствии с п. 7 ст. 83 НК налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет на основании информации о его деятельности или недвижимом иму­ществе, полученной от других лиц. Согласно ст. 108 НК налоговые органы обязаны доказывать обстоятельства, свидетельствующие о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщи­ка в его совершении.

П. 3 ст. 32 вводит еще одну обязанность налоговых органов: в деся­тидневный срок сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере, если выявленные при проведении проверок либо иными способами обстоятельства позволяют предпо­лагать совершение налогового преступления (ст.ст. 198, 199 Уголов­ного кодекса РФ).

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам налоговых правоотноше­ний, не унижать их честь и достоинство.

Статья 33 отдельно закрепляет обязанности должностных лиц на­логовых органов. Введение данной нормы призвано повысить не только уровень правовой культуры должностных лиц налоговых ор­ганов, но и общий культурный уровень взаимодействия участников налоговых правоотношений.

Поскольку права и обязанности налоговых органов реализуются через действия их должностных лиц, последние обязаны действовать в пределах своей компетенции и в пределах функций конкретного на­логового органа с учетом основной задачи МНС России - контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Следует отметить, что НК не конкретизирует содержания понятия Должностные лица налоговых органов". По-видимому, здесь следует руководствоваться ст. 18 Закона "О Государственной налоговой службе Российской Федерации", в соответствии с которой к должно­стным лицам налоговых органов относятся руководящие работники и специалисты, для должностей которых предусмотрено присвоение классных чинов.

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанно­сти налоговых органов по взиманию налогов и сборов при переме­щении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, привле­чение к ответственности лиц за нарушение законодательства о на­логах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Статья 34 закрепляет за таможенными органами права и обязанно­сти по взиманию налогов и сборов и привлечению к ответственности лиц за нарушение законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, наделяя их правами и обязанностями налоговых органов.

П. 2 ст. 34 НК возлагает на должностных лиц таможенных органов при взимании налогов и сборов при перемещении товаров через та­моженную границу помимо обязанностей, предусмотренных тамо­женным законодательством, обязанности, предусмотренные ст. 33 Налогового кодекса.

Таким образом, ст. 34 Кодекса в целом определяет статус таможен­ных органов в налоговой сфере.

В своей деятельности таможенные органы руководствуются в пер­вую очередь таможенным законодательством, и лишь в случаях, пря­мо предусмотренных Налоговым кодексом - законодательством о на­логах и сборах.

П. 3 данной статьи вводит правило, согласно которому привлече­ние к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу России осуществляется в порядке, установленном таможенным зако­нодательством. Таким образом, в указанных случаях таможенные ор­ганы должны руководствоваться не Налоговым, а Таможенным ко­дексом РФ, в частности, ст.ст. 249-288, разд. X, гл.гл. 49 и 50 ТК.

Статья 341. Полномочия органов государственных внебюджетных фондов

1. В случаях, когда законодательством о налогах и сборах на ор­ганы государственных внебюджетных фондов возложены обязан­ности по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные настоя­щим Кодексом.

2. Должностные лица органов государственных внебюджетных фондов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоя­щего Кодекса.

Статья 34 дополнительно включена в Налоговый кодекс Феде­ральным законом от 9 июля 1999 г. № 154 - ФЗ и определяет полномо­чия органов государственных внебюджетных фондов и их должност­ных лиц.

Следует особо подчеркнуть, что органы государственных внебюд­жетных фондов пользуются всеми правами и несут все обязанности налоговых органов, предусмотренные Кодексом, только в тех случа­ях, когда законодательством о налогах и сборах на эти органы в пре­делах их компетенции возложены обязанности по налоговому кон­тролю (т.е. в отношении налогов, уплачиваемых в государственные Внебюджетные фонды).

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих не­правомерных действий (решений) или бездействия, а равно непра­вомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими слу­жебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоя­щим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Органы государственных внебюджетных фондов несут ответ­ственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследст­вие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия долж­ностных лиц и других работников указанных органов при исполне­нии ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.

3.За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пунктах 1 и 2 настоя­щей статьи, несут ответственность в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации.

Статья 35 устанавливает ответственность налоговых органов, та­моженных органов (в части исполнения функций налоговых орга­нов), органов государственных внебюджетных фондов и их должно­стных лиц за причиненные налогоплательщикам убытки. Иногда при осуществлении налогового контроля санкции за нарушения законо­дательства применяются к налогоплательщикам неправомерно, не­правильно квалифицируются деяния плательщиков налогов как пра­вонарушения. Такими действиями налогоплательщикам наносится материальный ущерб, выражающийся не только в принудительном изъятии денежных средств, но и в упущенной выгоде, т.е. неполучен­ных доходах, обусловленных приостановлением предпринимательской деятельности вследствие применения налоговыми органами не­правомерных санкций. Статья 35 обязывает налоговые и таможенные органы возместить причиненный ущерб за счет федерального бюдже­та.

Иная ситуация с органами государственных внебюджетных фон­дов, которые обязаны возместить причиненный ущерб за счет средств соответствующего внебюджетного фонда.

В соответствии со ст.ст. 12, 15, 16 Гражданского кодекса РФ нало­говые органы, таможенные органы, органы государственных вне­бюджетных фондов несут ответственность в виде возмещения убыт­ков и перед другими лицами (банками, представителями и т.д.).

Следует особо подчеркнуть, что гражданско-правовую ответст­венность в виде возмещения убытков несут непосредственно налого­вые или таможенные органы, органы государственных внебюджет­ных фондов, но не их должностные лица, допустившие неправомер­ные действия.

Данное правило распространяется и на федеральные органы нало­говой полиции (ст. 37 Кодекса).

Сотрудники налоговых и таможенных органов, органов государ­ственных внебюджетных фондов могут быть привлечены к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности, напри­мер, за превышение служебных полномочий, злоупотребление слу­жебными полномочиями, халатность и т.д. работников этих органов при исполнении ими служебных обязан­ностей.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоя­щим Кодексом и иными федеральными законами.

2. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответст­венность в соответствии с законодательством Российской Федера­ции.

Статья 37 Кодекса подобна по своему содержанию статье 35 об ответственности налоговых органов (см. статью и комментарий к ней) и устанавливает ответственность органов налоговой полиции и их должностных лиц за неправомерные действия или бездействие, при­чинившие убытки налогоплательщикам.

Если неправомерными действиями налоговой полиции налогопла­тельщикам наносится материальный ущерб, выражающийся не толь­ко в принудительном изъятии денежных средств, но и в упущенной выгоде, т.е. неполученных доходах, обусловленных приостановлени­ем предпринимательской деятельности вследствие применения орга­нами налоговой полиции неправомерных санкций. Статья 37 обязы­вает органы налоговой полиции возместить причиненный ущерб за счет федерального бюджета.

Следует особо подчеркнуть, что гражданско-правовую ответст­венность в виде возмещения убытков несут непосредственно органы налоговой полиции, но не их должностные лица, допустившие непра­вомерные действия.

Сотрудники органов налоговой полиции могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственно­сти, например, за превышение служебных полномочий, злоупотреб­ление служебными полномочиями, халатность и т.д.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О федеральных органах нало­говой полиции" сотрудниками налоговой полиции являются гражда­не Российской Федерации, занимающие должность в федеральных органах налоговой полиции, которым в установленном порядке при­своено специальное звание. Перечень должностей, по которым при­сваиваются специальные звания, определяется Правительством РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: