15.1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Важным звеном финансовой системы являются специальные внебюджетные фонды государства. Они представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных и региональных государственных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. К специальным внебюджетным фондам относятся различные автономные и присоединенные внебюджетные фонды, специальные сметы и счета.
Специальные фонды — одни из методов перераспределения национального дохода в пользу государства. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения дня финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две основные важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Часть средств, обобществленных специальными фондами, используется для процесса воспроизводства, т.е. пополнения кругооборота капитала в целях увеличения прибыли государственного и частного сектора, а часть на общественные благотворительные цели, не преследующие присвоение прибыли и обеспечение коммерческой деятельности.
|
|
Являясь предшественниками бюджета, специальные фонды появились задолго до капиталистического способа производства. В эпоху феодализма с расширением государственной деятельности возникали новые виды расходов, которые отражались на особых счетах и покрывались из источников, созданных для конкретных целей, т.е. рождались своеобразные специальные фонды. Однако они носили, как правило, временный характер, поскольку выполнение государством намеченных мероприятий и прекращение их финансирования вызывали ликвидацию фонда. Поэтому количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция роста фондов, вызванная увеличением числа задач, стоящих перед государством, особенно расширением предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. Кроме того, большинство фондов скрывалось от населения, что вызывало серьезное недовольство. С приходом третьего сословия к власти начинается период их унификации.
В современных условиях государство заинтересовано в расширении количества и объемов специальных фондов. Это объясняется рядом причин. Во-первых, правительство получает денежные средства, находящиеся в значительной мере вне эффективного финансового контроля со стороны законодательной власти. Часть фондов, особенно военно-политических, не рассматривается и не утверждается парламентом. Во-вторых, у государства появляются дополнительные возможности для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимателей и малообеспеченных людей целях увеличения предпринимательской прибыли и обеспечения социально-политической стабильности, особенно в условиях нестабильной экономики. В-третьих, фонды позволяют маскировать кризисное финансовое положение страны и правительства, т.к., отвлекая часть определенных расходов из бюджета, сокращают его дефицитность. Активное сальдо фондов может использоваться для покрытия дефицита бюджета через кредитные операции.
|
|
В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема таких фондов, вызванная новыми задачами и функциями, стоящими перед государством, особенно в результате появления, а затем и расширения его предпринимательской деятельности. Множественность фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах возникла нехватка средств, в других — избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.
С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов, На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения его парламентом превращается в закон, обязательный к исполнению.
В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов, увеличиваются количество и объем этих фондов. Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
1) у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
2) строго целевое использование средств этих фондов обеспечивает более эффективный контроль, т.к. их автономность от бюджета и предназначение (решение новых важных задач) требуют особого внимания со стороны государства;
3) возможность использования для покрытия бюджетного дефицита при определенных условиях — наличии активного сальдо.
15.2.СОЗДАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь — это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, а другой — формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, созданные во многих странах фонды социального страхования предназначены для социальной поддержки определенных групп населения. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
В зарубежных странах специальные фонды образуются двумя способами: одни выделяются из государственного или местных бюджетов, но сохраняют с ними тесные финансовые связи; другие создаются по особому решению законодательного органа на определенные цели. Под влиянием экономических, политических и социальных условий количество специальных фондов изменяется. Во второй половине 1980-х гг. крупных специальных фондов в промышленно развитых капиталистических странах насчитывалось от 30 до 80.
В финансовой системе государств специальные фонды занимает важное место. Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды (присоединенные бюджеты, специальные счета казначейства, социальные фонды) приближаются по размеру к общему бюджету, в Японии по специальным счетам финансируется свыше 50% государственных расходов, в Великобритании — около трети. На специальные фонды прежде всего возлагаются такие функции, как экономическая и социальная. За счет средств фондов государство вмешивается в процесс производства, предоставляет субсидии, кредиты национальным предприятиям, а также внешние займы развивающимся странам и оказывает социальные услуги населению.
|
|
Специальные фонды, как травило, имеют целевой характер. Так, фонд социального страхования предназначен для выплаты пенсий и пособий застрахованным, кредитные фонды — для предоставления займов. Однако в некоторых фондах вид расхода не всегда точно определен. Так, в Великобритании существует фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств, чтобы поддерживать равновесие во всех фондах. В ряде стран специальные фонды используются для регулирования доходов между звеньями финансовой системы. В Японии имеется специальный счет, осуществляющий перераспределение налоговых поступлений. Часть налоговых доходов государственного бюджета концентрируется на этом счете и направляется в зависимости от потребностей в местные профектуральные бюджеты. Это перераспределение вызвано различиями в численности населения и уровне развития экономики профектур.
15.3.КЛАССИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ
Специальные фонды отличаются друг от друга по срокам действия, правовому положению, целям использования. В зависимости от срока фонды различаются на временные, функционирующие в течение определенного срока, и постоянные. Во временных фондах отсутствует процесс капитализации финансовых ресурсов, они потребляются и расходуются в виде безвозмездной финансовой помощи, без воспроизводства, т.е. не функционируют как капитал, не ориентированы на обслуживание коммерческой деятельности, не преследуют цель получения прибыли. В порядке исключения во временных фондах может осуществляться процесс кратковременной капитализации, ограниченный периодом осуществления программ социального и экономического развития, которые финансируются этими фондами. В постоянных фондах финансовые ресурсы используются как капитал, обслуживая коммерческую деятельность и процесс получения и накопления прибыли, большинство расходов осуществляются в виде выдачи кредитов. К временным относятся, например, фонд немедленной помощи и фонд европейской программы восстановления, существовавшие в ФРГ в первые послевоенные годы, к постоянным относится дорожный фонд в США.
|
|
По принадлежности специальные фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центрального правительства, это наиболее важные фонды: инвестиционные, валютные и др. У местных органов власти имеется большое количество местных фондов, среди которых наиболее крупными являются заемные фонды. В Великобритании такой фонд действует с конца XIX в. и используется для финансирования капиталовложений, а в отдельных случаях — на покрытие кассовых разрывов в местных бюджетах.
В зависимости от целей использования специальные фонды подразделяются на экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, личного и имущественного страхования, военно-политические, межгосударственные.
Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные и др. Средства этих фондов направляются на финансирование частных компаний к малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь предоставляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов.
Развитие научно-технической революции порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансовой поддержки научных исследований в промышленности; строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований.
Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений и предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны.
В условиях обострения социальных антагонизмов особое распространение получили социальные фонды для обеспечения трудящихся на случай старости, болезни, травматизма, безработицы. Они используются современными для проведения политики социального маневрирования и социальной амортизации.
Государственные фонды имущественного и личного страхования предназначены для возмещения ущерба или выплаты страховой суммы при наступлении страхового случая. К таким случаям по имущественному страхованию относятся стихийные бедствия или иные явления (пожар, наводнение, засуха и т.п.), которые включены в страховую ответственность и вызывают повреждение пли гибель имущества; по личному страхованию—утрата застрахованным трудоспособности, дожитие до определенного возраста, смерть. Государство обычно не конкурирует с частными страховыми компаниями и страхует наиболее опасные риски, которые не привлекают бизнес. Так, в США государство страхует военных.
Военно-политические фонды—резервы, находящиеся главным образом в распоряжении главы государства, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия, имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета, которые хотя и включаются в его расходную часть, но отражаются по статьям, название и назначение которых неконкретно, например «Программа военных продаж». В настоящее время эти фонды находятся в распоряжении либо непосредственно президента, либо министерства обороны. Из них финансируются секретные крупномасштабные научно-технические проекты.
Межгосударственные фонды являются проявлением интернационализации государственных финансов и предназначены для защиты интересов предпринимательства разных стран.
Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом. Для координация и регулирования деятельности фондов обычно создается особый орган. В Великобритании таким органом является комиссия национального долга, которая устанавливает для каждого фонда размер инвестиций в государственные ценные бумаги, величину резерва, используемого в случаях кассового разрыва в бюджете. Существование координационного центра не обеспечивает эффективного контроля со стороны законодательной власти за различными по форме и управлению специальными фондами. Государство стремится увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств, но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают правительство время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые из них.
15.4.ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ
Источником специальных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода, остальные — при его распределении. Так, фонды государственного сектора сферы материального производства формируются непосредственно за счет прибыли в процессе распределения национального дохода, а фонды нематериальной сферы формируются в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов выступают: специальные налоги и сборы, средства из бюджета, займы, добровольные взносы. Основной метод — это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Так, в США с 1956 г. действует дорожный фонд. Его средства формируются за счет налога на продажу бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, налога на автопокрышки с владельцев легковых и грузовых автомашин, специального сбора за проезд через новые мосты и дороги, где установлены контрольно-пропускные пункты. Ежегодно в этот фонд поступает 5-7 млрд. долл. целевых налогов и сборов. Во Франции функционирует книжный фонд, куда направляются специальные сборы с издательств за выпуск книг и репродукций с целью выдачи субсидий для поддержания слабых в финансовом отношении учреждений печати, и спортивный фонд, пополняющийся специальным налогом на билеты на спортивные мероприятия и использующийся на развитие профессионального спорта.
Значительное количество фондов формируется за счет средств государственного и местных бюджетов в зависимости от принадлежности. Средства из этих бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых поступлений.
Валютные фонды получают доходы в виде субсидий из государственного бюджета, так же формируются и научно-исследовательские фонды. Доходами специальных фондов выступают и займы. Кредитные фонды создаются с помощью заемных средств.
Некоторые фонды образуются из добровольных взносов. К ним относятся фонды личного и имущественного страхования, ряд медицинских фондов.
При нестабильном развитии экономики, углублении циклических и структурных кризисов государство широко привлекает специальные фонды для воздействия на процесс воспроизводства. Они расширяют возможности для крупномасштабного вмешательства в хозяйственную жизнь, социального маневрирования. В целях финансовой поддержки частного сектора, особенно частного капитала, а также малорентабельных государственных предприятий создаются разнообразные фонды. Как правило, каждый фонд имеет одно направление расходования средств, отраженное в его названии. Среди специальных фондов наибольшую роль играют экономические, научные, кредитные, социальные.
Экономические фонды стали возникать в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой помощи предпринимательским объединениям, когда они при резком падении темпов производства испытывали потребность в дополнительном капитале. Одним из первых государств, которое прибегло к такому методу, были США, создавшие фонд реконструктивной финансовой корпорация. После Второй мировой войны подобные фонды образуются во всех промышленно развитых странах. Главная их цель — поддержать и укрепить экономические позиции частного бизнеса.
В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача—страхование банковских операций частных промышленных компаний. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития и прежде всего программами развития черной металлургии. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долл. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большую помощь оказывают бизнесу правительства штатов. Каждый штат имеет фонд агентства экономического развития в размере свыше 100 млн. долл., целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме.
Западногерманский фонд выравнивая бремени войны, созданный после ее окончания, продолжает использоваться для финансирования тяжелой промышленности. Крупные компании осуществляют за счет фонда модернизацию производства и укрепляют свою мощь. Этот фонд получает дотации из бюджетов федерации, земель и общин, а также выпускает займы.
Во Франции с момента окончания войны действуют фонды модернизации, который, объединившись с другими, преобразован в 1955 году в экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещенные на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в другие районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции. Для предоставления субсидий предприятиям, расположенным в районах, которые переживают экономические трудности, в 1978 году создан фонд промышленной адаптации. На него возложены задачи, связанные с региональным развитием. Капитальные вложения в промышленность осуществляются преимущественно через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство и социальную сферу.
В Швеции в 1970 году за счет прибыли предпринимателей создан резервный инвестиционный фонд, который свободен от налогов. По рекомендации государства его средства направляются тем частным предприятиям, которые воздерживаются от увольнения рабочих. Около 20% всех капиталовложений в промышленность производится через этот фонд. Много разнообразных экономических фондов действует в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов, специальные счета, внебюджетные счета или балансы общественных корпораций. Самым крупным является инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает более половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора (80% направляются государственным корпорациям, 20% — местным) в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Следовательно, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний, в первую очередь инновационные предпринимательские объединения. Специальные счета имеет ряд государственных служб.
В условиях НТР широкое распространение получили научно-исследовательские фонды. В США действуют два крупных фонда: национальный научный фонд (ННФ) и научный фонд бюро стандартов (НФБС). Средства ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов, колледжей и расходуются на финансирование программ в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные исследования, на строительство научных центров, подготовку кадров, однако большая их часть используется в военных целях. НФБС финансирует компании, которые проводят эксперименты и доводят научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.
В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензии на право использования патентов (около 40% всех средств) и внедрения изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. С середины 1960-х гг. он финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства этого фонда исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях, доводятся до их промышленного освоения.
В современных государствах к специальным фондам в определенной мере могут быть отнесены фонды (ресурсы) государственных кредитных учреждений. Их средства направляются на кредитование различных отраслей промышленности частного и государственного секторов. Большое значение кредитные фонды получили во Франции, к ним относятся фонды Банка Франции, Банка для внешней торговли, депозитно-сохранной кассы и др. В США функционирует целый ряд кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные в трех важнейших отраслях — сельском хозяйстве, жилищном строительстве и внешнеэкономических связях. Для кредитования сельского хозяйства создан фонд администрации фермерского кредита, осуществляющий координацию деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации. Фонды этих кредитных учреждений формируются из средств казначейства, а также путем продажи собственных обязательств и используются для предоставления ссуд на различные цели (реализацию урожая, строительство складов и другие сельскохозяйственные нужды). Важное значение для проникновения американского капитала в экономику других стран имеет фонд экспортно-импортного банка. Банк выдает кредиты (до 15-20 лет) американским экспортным компаниям, преимущественно 7 ведущим монополиям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30-60% суммы кредита). Основными источниками ресурсов банка являются собственные средства и займы.
Кредитные фонды Японии чрезвычайно разнообразны. Наибольшее значение имеют фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (японского экспортно-импортного банка, японского банка развития, центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и лесоводства, центрального банка для торговых и промышленных кооперативов). Фонды финансовых корпораций формируются за счет средств бюджета, а также процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита. Японский банк развития и экспортно-импортный банк играют заметную роль в предоставлении долгосрочного кредита крупным корпорациям, т.е. фонды спецбанков являются основным каналом связи государства и производства.
Возросшая роль ссудных операций государства за счет средств кредитных фондов объясняется попыткой правительства укрепить финансовые позиции частного капитала.
Появление социальных фондов в зарубежных странах вызвано объективной необходимостью. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, экономическая борьба пролетариата заставляют государства идти на социальные уступки, осуществлять мероприятия, направленные на материальное обеспечение стариков, нетрудоспособных.
В послевоенные годы обострение социально-экономических антагонизмов, усугубляемое последствиями НТР, потребовало от правящих социальных групп населения увеличения фондов социального страхования, используемых преимущественно на выплату пенсий по старости и пособий по безработице. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в 5-6 раз, что в конечном итоге отвечает потребностям господствующей социальной группе, поскольку несколько ослабляет социальную напряженность. Рост объема социальных фондов дает возможность немного повысить социальные выплаты, однако всеобщей системы социальных гарантий фонды не создают. Так, в США по официальным данным 1% населения (34 млн. человек) живут ниже уровня бедности.
15.5.СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Система формирования фондов социального страхования имеет социальную направленность. Фонды образуются за счет трех источников: взносов застрахованных (рабочих и служащих), взносов предпринимателей и субсидий государства. Официально взносы трудящихся составляют от 20 до 50%. Взносы предпринимателей на социальное страхование приравниваются ими к издержкам производства и возмещаются в виде повышенных цен на товары. Кроме того, монополии имеют дополнительные преимущества: взносы с юридических лиц взимаются пропорционально не общей валовой заработной плате, а заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются. Следовательно, чем выше доля квалифицированных рабочих, чем выше их заработная плата, тем меньше отчисления в социальные фонды. В результате крупные компании, использующие более качественный труд с высокой оплатой, экономят на взносах в фонд социального страхования. Так, в нефтяной, промышленности Франции, которая характеризуется высоким уровнем монополизации, отчисления юридических лиц в социальные фонды составляют около 15% фонда заработной платы, а в обувной промышленности, где преобладают мелкие и средние предприятия, — 25,8%. Следовательно, недоплаченные крупным капиталом суммы в фонд социального страхования возмещаются за счет мелкого бизнеса и трудящихся.
В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении, для осуществления социальных программ. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся.
Фонды социального страхования в ФРГ включают большое число автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования — фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др. В общей сумме доходов фондов на взносы трудящихся и предпринимателей приходится 80% (50; 50), на государственный бюджет и прочие источники — 20%. В фонде страхования по безработице государство участия не принимает. В Великобритании функционируют два основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий. Четыре крупных фонда или счета социального страхования насчитывается в Японии: фонд страхования здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции к наиболее значительным социальным фондам относятся: фонд страхования по болезни, инвалидности и материнству, пенсионный фонд, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным и др. Эти фонды автономны и не включаются в государственный бюджет. Центральное место занимает пенсионный фонд, предназначенный для выплаты пенсий по старости; на его долю приходится около 40% всех расходов.
В ряде государств социальные фонды служат источником покрытия дефицита бюджета через систему государственного кредита. Превышение доходов над расходами фонды используют на покупку государственных ценных бумаг и т.о. государство за счет средств социальных фондов финансирует расходы бюджета. Активное сальдо фонда национального страхования Великобритании в 1980-е гг. составляет около 5 млрд. ф. ст. ежегодно, фонда страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца США—5,5 млрд. долл. в 1987 г.
В современное время широкое распространение получают государственные фонды имущественного и личного страхования. Из них возмещается застрахованному или третьему лицу страховая сумма установленного размера (страховое возмещение) при наступлении страхового случая. За последние годы в странах сложилась целая система страхования и гарантирования экспортных кредитов, иностранных инвестиций, направленная на преодоление нестабильности мирохозяйственных связей. К специальным органам, выполняющим эти функции, относятся ДГЭК (Великобритания), КОФАСЕ (Франция), Гермес Тройарбайте (ФРГ), Ассоциация страхования экспортных кредитов (США).
Государственные страховые фонды формируются прежде всего из поступлений от продажи страхового полиса (договора), доходов от вложений в ценные бумаги, а также из государственных средств. Ресурсы страховых фондов при активном сальдо могут быть использованы, помимо целевого назначения, для покрытия бюджетных расходов путем приобретения государственных ценных бумаг.
В Японии личным страхованием на мелкие суммы занимаются почтовые конторы, находящиеся в ведении министерства почт, во Франции — Национальное агентство личного страхования.
15.6.МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и фонды ЕС. Задачей МВФ является урегулирование международной ликвидности, предоставление кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте в целях равновесия платежных балансов, а также содействие регулированию валютной системы. Он образуется за счет взносов-квот стран-участниц, его капитал по состоянию на 1987 г. оценивался в 80 млрд. долл. Для расширения кредитных ресурсов в рамках МВФ образуются временные фонды (нефтяной фонд, доверительный фонд и др.). Официальная цель МБРР — предоставление кредитов для расширения производственных мощностей обычно сроком на 20 лет под гарантию правительств стран-членов. Источником ресурсов МБРР являются акционерный капитал стран-членов, а также выпуск облигаций. В Европейском сообществе создан ряд межгосударственных фондов. Самый крупный — общий бюджет ЕС, включающий бюджет ЕС, бюджет Европейского объединения угля и стали, бюджет Евратома и концентрирующий свыше 95% всех финансовых ресурсов Сообщества. В доходы европейского бюджета в настоящее время вместо взносов, производимых каждой страной-участницей, поступают сборы, надбавки, компенсационные пошлины на сельскохозяйственную продукцию из третьих стран, пошлины на промышленные товары от введения общего таможенного тарифа, отчисления от налога на добавленную стоимость и др. Так создана собственная база бюджета ЕС. Средства бюджета направляются на проведение единой сельскохозяйственной политики (60 -70% всех расходов бюджета), социальных мероприятий (около 7%), на региональное развитие, промышленные и научно-исследовательские затраты, административные и другие цели. Кроме того, функционируют автономные внебюджетные фонды ЕС: Европейский фонд развития, предоставляющий ассоциированным с ЕС развивающимся странам субсидии и льготные кредиты; Европейский фонд валютного сотрудничества для выдачи кредитов странам-участницам ЕС с целью погашения пассива их платежных балансов и др.
Специальные фонды, несмотря на разнообразие их форм, методов мобилизации доходов, использования средств, служат интересам частного капитала.
15.7.ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (от 17.10.1991 г.). Главная причина их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
1) специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
2) отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
4) займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков.
В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в т.ч. социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и другие;
5) экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др. По Указу Президента РФ (22.12.1993 г.) преобладающая часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, должны объединиться с федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). В федеральный бюджет на 1996 г. включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.
Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.
Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы, по существу, ответственности за эти средства не несут. Рассмотрим подробнее отдельные фонды.
Внебюджетные фонды создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке (из некоторых источников неналогового характера), так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению—на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.
Внебюджетные фонды — это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд (текущего и капитального характера), осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ — на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления — на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на региональном и местном уровнях регулируются Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (принят 15.04.1993 г.).
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.
Государственные внебюджетные фонды первой группы представлены Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ) — оба фонда в 1991 г. были отделены от бюджетной системы, Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН РФ, создан в 1991 г.), Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС, созданные в 1993 г.). Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст. 39). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (п. 1 ст. 41), на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37).
Финансовой основой реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
1) всеобщность — охватывает всех граждан независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
2) не облагаемость налогом;
3) общедоступность—многообразие видов социального обеспечения;
4) гласность — демократический характер.
В первую группу входит также Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.1991 г. В отличие от предыдущих четырех фондов, формируемых в основном за счет обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счет добровольных и иных поступлений.
Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника — обязательных страховых взносов работодателей.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников:
1) страховых взносов работодателей;
2) страховых взносов работающих;
3) ассигнований из федерального бюджета. И за счет вспомогательных источников:
1) части средств в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств;
2) привлечения добровольных взносов юридических лиц;
3) использования кредитов банков.
Страховые взносы — преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:
1) работодатели — российские и иностранные юридические лица;
2) крестьянские (фермерские) хозяйства;
3) общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
4) предприниматели без образования юридического лица;
5) граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);
6) работающие граждане, в т.ч. пенсионеры и инвалиды;
7) религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
Не являются плательщиками страховых взносов: 1) воинские формирования РФ — по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции; 2) общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей. Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по веем основаниям для работодателей, в т.ч. колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, доход.
В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования.
Правительство РФ Постановлением от 19.02.1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно:
1) выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации;
2) льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;
3) материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью;
4) стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников;
5) стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты;
6) компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
7) доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и т.д.), получаемые от участия работников в управлении собственностью;
8) страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.
Срок оплаты страховых взносов для работодателей — 1 раз в месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров и инвалидов. Граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для подоходного налога с этой категории граждан; крестьянские (фермерские) хозяйства — один раз в год, не позднее 1 апреля следующего за отчетным. Граждане, использующие труд наемных работников, платят взносы ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.
Оплата страховых взносов работодателями осуществляется платежными поручениями, которые представляются в банк одновременно с платежными поручениями или чеком на получение средств для заработной платы. Платежи в ПФР осуществляются плательщиками в первоочередном порядке.
Страховые взносы работодателей в ПФР относятся ими на себестоимость продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
При нарушении плательщиком порядка отчислений страховых взносов в ПФР (и другие фонды) устанавливаются финансовые санкции (финансовые санкции применяются к той части страховых взносов, которая подлежит обязательному перечислению в ФСС).
Кроме ПФР, вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет
пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).
Бюджет ПФР и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждаются общая сумма доходов, в т.ч. по источникам, и общая сумма расходов — по направлениям.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд. Действует в соответствии с Указом Президента РФ от 07.08.1992 г. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.02,1994 г. Основные задачи Фонда:
1) обеспечение гарантированных государством пособий;
2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
3) подготовка мер по совершенствованию социального страхования. Этот фонд предназначен для обеспечения целевого финансирования выплат социальных пособий и компенсаций, которые можно объединить в 2 группы:
1) одна группа включает социальную помощь в период временной нетрудоспособности работника и в отпускной период — на цели санаторно-курортного обслуживания трудящихся и членов их семей, а также санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан и их детей, пострадавших от чернобыльской катастрофы (По статусу предоставления льгот и компенсаций «Участники ликвидации ЧАЭС» разделены на 3 группы в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергнувшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»); 2) вторая группа охватывает все виды социальной помощи семьям, имеющим детей.
Действовавшая до 1994 г. система социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала свыше 17 видов социальных выплат, которые дублировали друг друга. Существовавшая система позволяла ряду семей получать одновременно несколько видов пособий и компенсаций. Эффективность многих пособий значительно снижалась из-за отсутствия четкого механизма их корректировки в связи с ростом цен (Экономика и жизнь. 1994. Январь. № 1).
Указом Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» от 10.12.1993 г. с 1 января 1994 г. введена усовершенствованная система государственных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет предназначено для частичного возмещения утраченного заработка, а единое ежемесячное пособие на ребенка обеспечивает государственную поддержку каждого ребенка (на федеральном уровне). Вторая группа включает 5 основных видов пособий:
1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
5) единое ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста 16 лет, а на учащегося общеобразовательной школы — до ее окончания, но не старше 18 лет (70% минимального размера оплаты труда, а для одиноких матерей, и детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, эта величина увеличивается наполовину).
Компенсационные выплаты лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (т.е. от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда. Сохраняются также компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий.
Финансирование ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям, а также матерям, обучающимся с отрывом от производства, или лицам, их заменяющим, осуществляется за счет средств ФСС РФ. Финансирование ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет матерям, проходящим военную службу по контракту, или лицам, их заменяющим, и единого ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет, выплата которых производится по месту службы родителя, — за счет соответствующих средств, выделяемых по сметам министерств и ведомств.
Финансирование единого ежемесячного пособия на ребенка осуществляется за счет средств субъектов РФ. При этом Министерство финансов учитывает указанные расходы при определении взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
Выплата пособий производится по месту основной работы (учебы, службы) лица, имеющего право на данный вид пособия, в иных случаях — в органах социальной защиты населения.
Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.
Фонд социального страхования образуется за счет:
1) страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
2) доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
3) добровольных взносов граждан и юридических лиц;
4) ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
В отличие от Пенсионного фонда, плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение и физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов.