Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с температурой воздуха 18—20° С и влажностью 60%. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона.
Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий — шкатулок, ложек, небольших резных панно, мелкой декоративной скульптуры и игрушек — резьбу можно выполнять на обычном столе сидя на стуле. Изделия большого размера — скульптуру, детали мебели с резьбой, крупные панно выполняют на верстаке для резчиков. Верстаки бывают на одно или два рабочих места. Крышку верстака шириной 700—900 мм и длиной в расчете на одного резчика 1000—1300 мм обычно изготовляют из сосновых досок толщиной 60—70 мм. Высота верстака рассчитана для работы стоя и должна быть на уровне локтей резчика, т. е. 1100—1200 мм. Для работы сидя используют табурет высотой 650—750 мм. Проножки табурета должны быть на высоте 200—300 мм, чтобы на них удобно было ставить ноги.
Верстаки ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение — естественное без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех точек так, чтобы на обрабатываемом изделии (резьбе) не было резких теней.
|
|
Для закрепления на верстаке деталей или изделия служит винтовая коробка верстака, струбцины, а также деревянные брусочки-державки изготовленные из мягкой древесины, например липы, в виде брусков или скоб различной формы, которые позволяют закреплять заготовку с торцов или с углов в любом месте крышки верстака и быстро менять положение заготовки.
В мастерской должен быть один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.
Для резьбы по дереву применяют долота и различной формы стамески. Прямые стамески с шириной полотна 3—30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда в контурной резьбе.
Полукруглые стамески с шириной полотна 3—25 мм в зависимости от радиуса кривизны делятся на отлогие — с большим радиусом кривизны (рис. средние и крутые с малым радиусом кривизны. Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.
Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2—15 мм и длинной изогнутой около полотна шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы для резания в труднодоступных местах.
Стамески-уголки с шириной полотна 5—15 мм применяют при выборке узких линий — канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50—70°. Они могут быть выполнены в форме клюкарзы или с прямой шейкой.
|
|
Стамески-церазики с шириной полотна 2—3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок.
Стамески-косячки, называемые также резаками, бывают двух видов. Длинные косячки получают из прямых стамесок, обрезанных под углом 60—70°. Короткие косячки (длина полотна 40—50 мм) делают несколько шире. Косячок — основной инструмент для выполнения геометрической резьбы.
Качество режущего инструмента зависит прежде всего от материала, из которого он изготовлен, и от правильной закалки инструмента. Качественно изготовленная стамеска должна легко и быстро затачиваться. Лезвие стамески должно быть стойким, не должно быстро тупиться, загибаться и выкрошиваться под ударами киянки.
Немаловажное значение имеют форма и размер ручки (черенка) стамески. Наиболее удобными являются ручки, имеющие в сечении овальную или овально-граненую форму. Стамеска с такой ручкой устойчива в руке и не перекатывается по крышке стола или верстака. Конец ручки заовален для удобства нажима на него ладонью руки. Длина ручек стамесок 105—130 мм, диаметр 22—28 мм.
Новую или бывшую в употреблении стамеску сначала затачивают на заточном станке для получения угла заострения около 20° и ровной плоской фаски. Правой рукой держат ручку стамески (конец ручки упирается в ладонь), а пальцами левой руки недалеко от лезвия прижимают стамеску к точильному кругу. Чтобы убедиться, что угол наклона стамески к поверхности круга соответствует требуемому, нужно проверить ширину получающейся фаски: она должна быть примерно в 2,5 раза больше толщины полотна. Чтобы угол наклона стамески не менялся и фаска получилась плоской, локоть правой руки прижимают к себе. Для равномерного износа круга полотно стамески слегка передвигают справа налево и обратно. получена правильная фаска и появилась тонкая полоска заусенца по всему лезвию, заточку на точиле прекращают и затачивают стамеску на мелкозернистом бруске.
Стамеску берут правой рукой за черенок, а пальцами левой руки ближе к лезвию прижимают ее к бруску так, чтобы фаска плотно прилегала к поверхности бруска. Точат стамеску плавными движениями вперед и назад по всей длине бруска, стараясь держать правую руку на одной высоте, иначе фаска получится не плоской, а овальной.
Стамеску точат со стороны фаски до тех пор, пока заусенец не станет совсем тонким. Тогда стамеску переворачивают, плотно прижимают к бруску и двумя-тремя движениями затачивают с лицевой стороны. Затем опять точат в первом положении, пока заусенец не отпадет.
После заточки на мелкозернистом бруске стамеску правят (доводят) на оселке теми же приемами, только чаще переворачивают стамеску и правят одинаково долго как в первом положении, так и во втором.
Узкие прямые стамески при заточке на бруске двигают в разных направлениях, чтобы на поверхности бруска не образовалось канавки. Правят эти стамески оселком на весу.
Режущая часть косячк состоит из двух фасок: первых 6 пологих и широких и вторых 5 узких. Угол заострения 7, образуемый вторыми фасками, должен быть равен 20°. Угол заострения 1 лезвия должен составлять 60—70°.
Косячок затачивают на точиле так же, как и прямую стамеску, до тех пор, пока не появятся первые фаски и заусенец. После получения первых фасок переходят к заточке косячка на мелкозернистом бруске.
Косячок берут за ребра, а указательный палец кладут на фаску. Прикладывают косячок к бруску под углом около 10° от горизонтальной плоскости и точат его с очень легким нажимом, переворачивая через два-три движения, пока заусенец не слетит и не появятся вторые фаски. Затем правят косячок на оселке теми же приемами, только переворачивают чаще.
|
|
Полукруглые стамески обрабатывают на точиле, затачивают на бруске и правят на оселке, Во время заточки на точиле полукруглую стамеску медленно поворачивают с боку на бок и передвигают по точилу слева направо и обратно. Так же поступают при заточке ее на бруске. В бруске постепенно образуется канавка, соответствующая профилю стамески, что обеспечивает получение правильной фаски. С внутренней стороны стамески затачивают закругленными брусками на столе или на весу. Правят полукруглые стамески только на весу.
Заточка и правка других видов стамесок принципиально не отличается от заточки и правки полукруглых стамесок, но требует большего внимания и аккуратности. Мелкие стамески (церазики, уголки, клюкарзы) затачивают только на мелкозернистых брусках. Для каждого профиля стамески нужно иметь соответствующей формы бруски и оселки.
Остроту инструмента проверяют при резании мягкой древесины по слою. Если срез получается гладким и блестящим и на нем не видно следов от зазубрин или заусенцев, инструмент считается готовым к работе.
При заточке стамесок на заточном станке необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Хранят стамески в ящике верстака, где должно быть сделано гнездо для каждого инструмента, или в шкафу в специальных гнездах на рейках, прикрепленных к стенке. Удобно хранить стамески в свертке из толстого холста, уложив их черенками поочередно в разные стороны. На случай длительного хранения полотна стамесок смазывают тонким слоем машинного масла.
Кроме основного режущего инструмента резчик должен иметь и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания.
В некоторых случаях для обработки фона применяют пуансоны (чеканы), представляющие собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.
|
|
Кроме того, резчику может понадобиться столярный инструмент при -подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Резьба по дереву всегда была непременным элементом русской деревянной архитектуры. Развитию этого декоративно-прикладного искусства способствовали простота обработки и доступность материала, наличие умелых мастеров и богатые традиции. Самыми знаменитыми были резчики русского Севера, Урала, Сибири, Поволжья, Костромской, Владимирской и других областей.
Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора.
Строительство новых городов и сел, церквей и монастырей, крепостных оборонительных сооружений, развитие судоходства требовали большого числа специалистов по обработке дерева. Целые артели плотников, столяров, резчиков ходили из города в город, из деревни в деревню, создавая своим трудом и талантом удивительные произведения зодчества, украшая жилье и быт оригинальными резными изделиями. И поныне, как сказочные терема, стоят в резном узорочье древние храмы, княжеские палаты и простые избы.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, способствовали подъему и расцвету высокого искусства народной архитектуры и домовой резьбы.
Истоки возникновения резьбы по дереву прослеживаются с древнейших времен, когда изображения небесных светил, зверей и птиц носили культовый характер.
В последние годы растет спрос на высокохудожественную мебель и расширяется ее производство. В проектировании и производстве такой мебели можно отметить три основных направления. Первое направление — создание мебели в народном, крестьянском стиле из массивной древесины преимущественно хвойных пород с применением резных и точеных элементов. Второе направление — мебель в так называемом стиле ретро, в формах и декоре которой проявляются черты классических стилей (барокко, классицизма и др.). Третье — дизайнерское направление, когда мебель решается нетрадиционно, часто остро, необычно, с применением новых форм и конструкций (адресована преимущественно молодежи).
Спрос на художественные изделия из дерева, особенно мебель, постоянно растет и полностью пока не удовлетворяется. Отдельными предприятиями освоен серийный выпуск наборов мебели с развитыми архитектурно-художественными формами, с декоративными элементами в виде накладной резьбы, точеных деталей, мозаики. Для их выполнения привлекаются высококвалифицированные специалисты.
Некоторые предприятия народных промыслов, выпускающие в основном мелкие сувенирные изделия, осваивают изготовление небольших предметов художественной мебели. Расширяется сеть кооперативных мастерских, специализирующихся на выпуске отдельных образцов или наборов мебели, в том числе и в народном стиле или в стиле прошлых эпох.
Сегодня необходимо уделять максимум внимания на сохранение этого вида ремесла, организовывать внеклассные кружки в школе или отдельные клубы по резьбы по дереву, где мастера своего дела передадут будущим поколениям свои знания и секреты.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Работы по дереву. Иллюстрированная энциклопедия; пер. с англ. Е. Полянской. – М.: Эксмо, 2013. -272 с.
2. Осипенко В. Резьба по дереву. – М.: Профиздат, 2010. – 112 с.: ил.
3. Материаловедение (деревообработка): учеб. пособие / Б. А. Степанов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 80 с.
4. Деревообработка: технологии и оборудование: учебн. пособие / С. В. Фокин, О. Н. Шпортько. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 348 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование).
5. Охрана труда (деревообработка): учеб. пособие для нач. проф. образования / В. Н. Обливин, Н. В. Гренц. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 288 с.
6. https://ru.wikipedia.org/
7. Столяр-плотник: учебн. пособие / И. К. Рахманов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 278 с.: ил. – (Начальное профессиональное образование).
8. Технология деревообработки: учебник для нач. проф. образования / С. Н. Рыкунин, Л. Н. Кандалина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
А так же интернет ресурсы:
1. http://www.wolfnight.ru/
2. http://www.lobzik.info/
3. http://www.bibliofond.ru/