Планирование – один из элементов управления, включающий выбор цели предприятия и средств достижения этой цели.
Основная задача планирования – определение экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем периоде.
Планирование может быть кратко- и долгосрочным.
Краткосрочное составляется на месяц, квартал, год.
Долгосрочные на планы в течение 3-5 лет.
Задача долгосрочного планирования – на основании анализа шансов и рисков
Задачи, решаемые при планировании:
- расчет стоимость ресурсов, необходимых для производства продукции
- общий объем затрат на производство
2. - исчисляется себестоимость производства каждого вида продукции.
Плановый объем затрат рассчитывают исходя из намечаемой структуры продукции и объема ее производства.
Т.о. планирование затрат заключается в выявлении состава затрат и их количественной оценки.
В процессе планирования при принятии решений необходимо располагать следующей информацией о:
- составе и структуре продукции,
|
|
- уровне затрат в целом в отдельные периоды,
- о потребности капитальных вложений.
Предварительная оценка допустимой величины затрат может предотвратить производство убыточной продукции.
Эту оценку следует производить на основе:
- технологии производства изделия,
- цен на атериалы и тарифы на услуги других предприятий,
- четко определенных объеов производства.
После подсчета нормативных и фактических затарат можно оценить разницу между ними и установить, чем она вызвана:
- различным объемом прямых затрат, накладных расходов,
- выбором между производством и приобретением полуфабрикатов.
Квалифицированная предварительная оценка позволяет исключить дорогостоящие нерентабельные объекты из процесса производства.
Допустимые затраты предприятие на производство и реализацию i-го изделия:
Где Ц-цена, П – прибыль планируемая.
Величину прямых материальных затрат по i-му изделию:
Причины превышения экономически целесообразного уровня затрат:
- в несовершенстве конструкции изделия,
- устаревшие технологии производства,
- устаревшие методы контроля затрат.
Текущие затраты – объект краткосрочного планирования. Они отражаются в сметах годовой, квартальной, месячной для предприятия в целом, отдельных подразделений или отдельных элементов расходов.
Смета – важный инструмент управления и контроля за функционированием подразделений. Смета находит применение при оценке эффективности работы руководителей и его мотивации.
Исходной базой для составления сметы является программа сбыта.
Процесс составления плановой сметы должен идти снизу вверх.
|
|
Различают сметы:
- затрат на производство,
- затрат на содержание функциональных отделов и служб,
- комплексные сметы, где отражаются расходы на подготовку и освоение производства.
- целевые – командировочные расходы, расходы на страхование, рекламу.
При согласовании смет их сводят в обобщенную смету.
Составление сметы на текущий год следует рассматривать как непрерывный и динамичный процесс. Капитальные затраты, направленные на формирование будущих затрат и дохода, а текущие затраты определяют уровень прибыли на данном периоде.